Разделы сайта

Представители власти

<< Предыдущая статья

20 марта 2012 | 17:09

Совершенствование уголовного законодательства о противодействии рейдерству


5 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 01.07.2010 № 147-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Проект данного закона был разработан в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации и направлен Президенту Российской Федерации, который внесен его в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы.

Законом криминализированы действия, составляющие основу так называемых серых схем рейдерства, суть которых в целом сводится к приобретению относительно небольшого количества голосующих акций или определенного размера доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и последующему злоупотреблению правами акционера или участника общества с целью избрания или назначения подконтрольных лиц в органы управления общества и (или) инициирования принятия незаконных решений этими органами. До принятия закона ответственность за подобные действия предусматривалась исключительно гражданским и административным законодательством.

Составы новых преступлений сконструированы таким образом, что уголовная ответственность наступает уже на начальных стадиях рейдерского захвата, когда только создаются правовые условия для вывода активов из компании. Тем самым мерами уголовно-правового воздействия упреждаются негативные последствия, при которых возможность истребования захваченного имущества у нового собственника существенно ограничена институтом добросовестного приобретателя.

Можно заключить, что благодаря новым антирейдерским статьям уголовного закона примерно за год на ранних стадиях удалось пресечь 87 рейдерских захватов.

Однако еще не все проблемы в этой области решены.

В российской практике корпоративных конфликтов широко распространены различные противоправные схемы вывода из коммерческих организаций ее руководителем, другими членами органов управления и (или) контролирующим инвестором ликвидных активов, в результате чего ущемляются права и законные интересы миноритарных инвесторов либо государства как собственника имущества унитарного предприятия.

При реализации таких схем грубо нарушаются обязательные требования и процедуры одобрения крупной сделки или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а также используются отчеты об оценке имущества, в которые недобросовестными оценщиками за определенное вознаграждение включается заведомо завышенная или заниженная стоимость имущества.

Анализ правоприменительной практики в рассматриваемой области показал, что одни лишь меры гражданской ответственности (признание недействительной оспоримой сделки, возмещение причиненного ущерба) объективно недостаточны для эффективной борьбы с данным видом противоправной деятельности.

Старший инспектор главного организационно-исследовательского управления СК РФ, майор юстиции, Георгий Смирнов

Подписаться на обновление блога автора


Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2022, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов