Разделы сайта

Представители власти

Следующая статья >>

27 декабря 2011 | 10:31

Уточнен перечень полицейских подразделений, правомочных осуществлять ОРД


Думаю, не будет ошибочным мнение о том, что Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД) является единственным нормативно-правовым актом, регламентирующим правоохранительную деятельность органов внутренних дел, не подвергшимся в последнее время существенной и подчас концептуальной правки. Закон затрагивает интересы всех субъектов, которые обладают правом осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Те ведомственные нормативные правовые акты, которые регламентируют порядок организации и осуществления ОРД, обоснованно носят секретный характер, так как касаются вопросов тактики и специфических нюансов подготовки и проведения гласных и негласных мероприятий. Вот поэтому так ценен первый опыт издания открытого приказа МВД России от 30 марта 2010 года № 249, который утверждает инструкцию о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Отметим, что совсем недавно сделан еще один шаг на пути полицейского нормотворчества в сфере ОРД. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» МВД России был издан приказ от 15 августа 2011 года № 938 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (зарегистрирован в Минюсте России 7 сентября 2011 г. рег. номер 21746). Данным приказом утвержден Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Ценность данного приказа и Перечня заключается в том, что в них указаны названия подразделений системы МВД России с учетом произошедших организационно-штатных изменений, а также объем осуществления ОРД тем или иным подразделением (приводится перечень конкретных ОРМ). Также в приказе закрепляется принцип, согласно которому в системе МВД России к ОРД допускаются по должности. То есть занятие сотрудником полиции той или иной должности подразумевает допуск к оперативно-розыскной деятельности и объем такого допуска.

Хотелось бы остановиться на тех моментах упомянутого приказа № 249, которые, с нашей точки зрения, требуют корректировки. Первый блок - положения, которые должны подвергнуться технической правке. Сюда относятся:

1. Приложение 2 к приказу, которое содержит перечень руководителей, обладающих правом издавать распоряжения о проведении обследования с указанием их территориальной компетенции. При этом завершившиеся в августе 2011 года организационно-штатные изменения в структуре Министерства и его территориальных органах скорректировали наименования некоторых должностей, содержащихся в вышеупомянутом приложении. Казалось бы, вещи вполне формальные, однако, если в распоряжении указана должность руководителя, отсутствующая в приложении, вполне обоснованно может возникнуть юридический казус в результате которого издание распоряжения на проведение ОРМ будет признано незаконным. Согласно принципу домино, под сомнение будут поставлены и результаты самого ОРМ. Это помимо того, что грамотный гражданин или руководитель юридического лица может изначально просто не пустить оперативных сотрудников с таким распоряжением на свою территорию для проведения мероприятия.

2. Целесообразно также скорректировать первый пункт Инструкции, в котором приводится правовая основа проведения обследования в части его приведения в соответствие с принятым Законом «О полиции».

И второй блок - правки смысловые, содержательные. Практика применения указанной Инструкции свидетельствует о недостаточной урегулированности вопроса об изъятии компьютерных блоков и ноутбуков. Что касается документов, то здесь сложностей и трений не возникает. Когда же речь заходит об информации, хранящейся на компьютерных носителях, представители юридических лиц отмечают, что для такой информации не установлен 5-ти дневный срок для изготовления копий. В результате информация, содержащаяся в бухгалтерских программах и на ином программном обеспечении становится на неопределенный срок недоступна для руководства юридического лица или индивидуального предпринимателя, что приводит к невозможности использования такой информации и отчасти парализует их предпринимательскую и управленческую деятельность.

Остается надеяться, что указанные недостатки будут своевременно устранены и не приведут к разночтениям в правоприменительной практике.

Соловьев Иван Николаевич, д.ю.н., профессор кафедры налогового права ВГНА Минфина России, заслуженный юрист РФ, в 2002 году начальник отдела дознания Федеральной службы налоговой полиции РФ.

Подписаться на обновление блога автора


Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2022, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов