Разделы сайта

Нестеренко Александра

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>

18 сентября 2015 | 13:59

ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ


Несмотря на скрытое сопротивление некоторых министерств и ведомств процедура оценки регулирующего воздействия начинает всё глубже входить в нашу жизнь.

Вчера в Минэкономразвития мы обсуждали финальные редакции Методики оценки фактического воздействия нормативных актов ( ОФВ) и Методики оценки стандартных издержек бизнеса, возникающих в связи с исполнением требований регулирования.

Поскольку ОКЮР ранее направлял замечания в рабочем порядке, и они в основном учтены в нынешней редакции, то комментариев у нас было не много.

Мы предложили расширить круг субъектов, наделенных правом выступать с инициативой проведения ОФВ.

Также я высказала замечание по пунктам 10 и 17 «Методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования».

Методика предполагает оценку стандартных издержек субъектов предпринимательской деятельности и выделяет два вида издержек: информационные издержки и содержательные издержки.

Согласно проекту, при расчете как информационных, так и содержательных издержек в перечень приобретений, необходимых для выполнения установленных государством, «не включаются товары, работы, услуги, приобретение которых обусловлено выполнением нескольких различных норм законодательства».

Правило сформулировано недостаточно четко. Слова «несколько различных норм законодательств» может быть неоднозначно истолкованы – идет ли речь о различных нормах одного и того же акта или нормах, которые содержатся в нескольких нормативных актах?

Представляется, что ситуация, когда товары или услуги приобретаются для выполнения не одного, а нескольких требований законодательства, является не исключением, а встречается довольно часто. Например, во исполнение закона могут быть практически одновременно приняты несколько нормативных актов. Или требования устанавливаются несколькими нормами одного нормативного акта. В обоих случаях требования различных норм будут регулировать одни те же правоотношения. В этой ситуации логично предположить, товары и услуги, которые приобретет предприниматель для исполнения нормативных требований, будут соотноситься с не одной, а с несколькими нормами.

Таким образом, при оценке издержек бизнеса важно не только избежать многократности учета расходов на одни и те же товары или услуги. Не менее важно, чтобы любые ощутимые для бизнеса расходы не остались незамеченными и были учтены в составе издержек на выполнение установленных государством требований.

Предлагается следующее решение обозначенной проблемы:

если приобретение товаров, работ, услуг, обусловлено выполнением нескольких различных норм законодательства, издержки на их приобретение учитываются:

• только применительно к одной из нескольких норм, содержащихся в нормативном акте или

• только применительно к одному нормативному акту, если аналогичные требования содержатся в нескольких нормативных правовых актах.

Член ОКЮР Азамат Жанэ выступил с соображениями по системной донастройке института ОФВ.

В частности, было обращено внимание на то, что в настоящее время ОФВ воспринимается в основном лишь как механизм анализа финансовых последствий реализации НПА для субъектов предпринимательства. Как следствие, ОФВ рассматривается в качестве инструмента оценки сугубо экономического, а не собственно регулирующего воздействия.

В качестве решения проблемы предложено расширить горизонты ОФВ до пределов комплексной оценки НПА, в т.ч. и с точки зрения иных (помимо экономических) параметров.

Также Азамат обратил внимание на то, что комплексный характер ОФВ обусловливает целесообразность привлечения к работе Комиссии (на постоянной и обязательной основе) экспертов «узкой» специализации, обладающих опытом и знаниями в конкретных областях общественной жизни и имеющих специальную профессиональную подготовку (отраслевые юристы, экономисты, социологи, политологи и др.), что позволило бы адаптировать ОФВ к потребностям скурпулезной оценки конкретных нормативных предписаний.

Кроме того, была озвучена потребность в уточнении статуса ОФВ, в частности, описания конкретных последствий негативной оценки конкретного НПА.

По итогам состоявшейся встречи достигнута договоренность о дальнейшем развитии сотрудничестве ОКЮР и Минэкономразвития в части совершенствования процедур ОРВ и ОФВ.

Сердечно благодарю Елену Войниканис, ведущего эксперта ОКЮР, координатора экспертного направления ОКЮР, за лидерство и содержательную помощь в проведении работы по ОРВ с Минэкономразвития России.

Подписаться на обновление блога автора







Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2024, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов