Разделы сайта

Абакшин Алексей

<< Предыдущая статья

11 мая 2012 | 10:36

Юридический всеобуч против Комплаенса

04.05.2012 я выступил на конференции «Комплаенс в России» с докладом «Юридический всеобуч».

Для обеспечения законности в деятельности компании, повышения уважения сотрудников компании к нормам права, к законам, российским юридическим службам необходимо на постоянной и системной основе осуществлять в компании юридический всеобуч.

Под юридическим всеобучем я понимаю не только ведение специальной рубрики в корпоративной газете, на портале компании, организацию стендов, уголков права и других форм наглядной агитации и пропаганды законности.

Обращаю внимание, что об этой системной функции юридической службы предприятия еще в 1990г. говорило часто упоминаемое мной Постановление «Об утверждении нормативов численности работников юридической службы.

Я понимаю под юридическим всеобучем любую проактивную форму деятельности юридической службы, направленной на повышение роли юристов в компании, например:

1) Системная работа по получению письменных разъяснений государственных органов, в т.ч. Минфина

2) Системная работа с запросами государственных органов

3) Регламентация взаимодействия подразделений компании и поведения сотрудников при проведении проверок

4) Регламентация договорной работы

5) Создание системы делегирования полномочий ЕИО по подписанию документов

6) Выполнение ежегодного плана разработки новых форм договоров и ревизии действующих форм

7) Осуществление мониторинга судебных и административных разбирательств, налоговых данных, важных корпоративных событий, а также подготовка периодических аналитических отчетов

8) Ежеквартальное совещание в компании по анализу судебных и административных разбирательств с целью выработки плана по их предупреждению

9) Привлечение ЕИО и иных должностных лиц в компании к участию в судебных заседаниях

10) Проведение юридических семинаров для ЕИО и сотрудников компании

11) Установление для заместителей руководителя организации полной материальной ответственности

12) Проведение служебных расследований по фактам нарушения закона, привлечение к ответственности виновных лиц компании, выработка мер по предупреждению

13) Ежеквартальное совещание в компании по соблюдению 12 критериев ФНС

14) Организация системной работы по сверке расчетов по налогам и сборам

15) Разработка и внедрение методологии

На мой взгляд, очевидно, в компании не будут уважать правовые нормы, законы, если в ней не уважают, не ценят юристов.

Можно ли обеспечить законность в компании посредством появления т.н. комплаенс-офицера в условиях низкого корпоративного рейтинга юридической службы в рамках оргструктуры компании? Мой ответ – нет! Вы с этим не согласны?

На конференции были мнения, что у отечественных юристов на сегодняшний день катострафически не хватает времени, в т.ч. на решение вопросов обеспечения законности в компании, управления юридическими рисками – юристы не имеют возможности осуществлять эту функцию на регулярной основе, поэтому компаниям нужны новые контролирующие лица – комплаенс-комиссары. Вы с этим согласны?

Комплаенс лично для меня одна из технологий управления юридическими рисками, ее использование — одна из возможных форм проактивности юридической службы в компании.

В рамках дискуссий на конференции не было принципиального несогласия в отношении того, что функции комплаенс-офицера может выполнять специалист юридической службы.

«Вы приходите на работу к 9 утра, что вы конкретно делаете? — этот вопрос к комплаенс-комиссарам остался без ответа.

Также осталась без удовлетворения просьба участников конференции о том, чтобы привести конкретные примеры с итогами внедрения комплаенса в российских компаниях.

Снова лишь общие слова о том, что комплаенс это важно и нужно((

Какие ассоциации у Вас вызывает комплаенс?

Что думают о комплаенсе за МКАДом?

1) Продажа очередного сертификата

2) Кот в мешке

3) Новый продукт яблочников

4) Дорогой элитный клуб столичных юристов

5) Зачем нам еще одна юридическая служба в компании?

6) С чего они взяли, что российские юристы не занимаются управлением юридическими рисками?

7) С учетом российского правового нигилизма это работать не будет

8) Это может работать только в банках, международных компаниях

9) Будьте проще, и люди к Вам потянуться

10) Секта

На мой взгляд, развитие комплаенса в России в настоящее время требует ребрендинга в широком смысле слова, в т.ч. решение следующих проблем:

1) Иностранное название

2) Незнание английского языка большинством российских юристов

3) Обостренное заведомое отторжение чужого с иностранным элементом

4) Чрезмерная закрытость, клубность комплаенс- сообщества

5) Очевидное создание второй юридической службы в компании в виде комиссаров

6) Явная бизнес-направленность распространения комплаенс-практики в России

Призываю юристов российских компаний не сидеть в засаде, будьте проактивны, не бойтесь выглядить глупыми на подобных конференциях – задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях, выражайте свое мнение, в т.ч. — «А король-то голый!».

Спасибо огромное Бороухину Александру, Копылову Александру и Владимиру Гринько за участие в подготовке моего выступления на данной конференции!

Подписаться на обновление блога автора


Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2022, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов