Разделы сайта

Блог Президента ОКЮР Александры Нестеренко

24 мая 2021
СУД ЕСТЬ ДОСТИЖЕНИЕ ПРАВДЫ...
По прошествии недели хочется поделиться мыслями, возникшими на нашей ключевой конференции год...
21 мая 2021
В ЧЕМ СЕКРЕТ ОКЮР?
Этот вопрос задаю себе сама. В чём сила Объединения? Почему ОКЮР привлекает новых членов и кре...
20 ноября 2020
ЗВЁЗДНЫЙ СЛЁТ ИЛИ РАЗГОВОР У КОСТЕРКА
Радость, охватившая нас в Балчуге, на нашей любимой конференции руководителей «Юристы и бизне...
21 сентября 2020
CВЕРШИЛОСЬ!
Дорогие друзья! Наша долгожданная 10-я конференция с судьями Конституционн...
30 июня 2020
ПОДХОД К СНАРЯДУ
Что побудило меня сделать эту запись? Наверное, перевернувшая нашу жизнь эпидемия, которая по...



Нестеренко Александра

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>

18 декабря 2014 | 08:08

ОБ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ НУЖНО ГОВОРИТЬ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ

Об этой проблеме нужно говорить на государственном уровне, заявил Александр Львович Маковский вчера на конференции Исследовательского Центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ «Проблемы нормотворчества в сфере частного права».

И действительно, количество и качество создаваемых, как в сфере частного, так и публичного права, нормативных актов вызывает неудовлетворение профессионалов, возмущение непрофессионалов, и справедливое недовольство тех и других.

Мне хочется донести до Вас глубину обсуждения проблемы и поделиться основными тезисами конференции.

Исследовательский Центр частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ ( ИЦЧП), по словам В.Ф. Яковлева, советника Президента РФ, открывшего конференцию, стал мотором совершенствования законодательства на стадии переходной экономики. И не случайно конференция проходит в ТПП РФ, исторически представляющей собой центр российского предпринимательства. Имеющая, к слову, около 150 отделений по стране, ТПП России вовлечена в деятельность в регионах и, по словам вице-президента ТПП В.В. Чубарова, выступает институтом развития предпринимательства.

Александр Львович рассказал о том, как строилась законопроектная работа в СССР. Ведь, согласитесь, много полезного было в нашей истории и почему бы не повторить лучшие идеи.

Начал он с рассказа о том, как В.Ф. Яковлев, будучи министром юстиции СССР, в 1989 году отправил большую делегацию в Германию, чтобы набраться опыта. Забегая вперёд скажу, что в конференции принял участие Ян Гёрден, представитель Министерства Юстиции и защиты прав потребителей Германии, изложившего, как Минюст Германии участвует в нормотворческой работе.

Александр Львович отметил, что и 25 лет назад он уже слышали о подобном опыте в ГДР, т.е. отметил преемственность в деятельности Минюста Германии.

По мнению А.Л., положение в сфере нормотворчества после распада СССР значительно ухудшилось, сейчас медленно улучшается, но «вы же понимаете, цивилисту нужно больше, чем другим», с юмором сказал он.

Совет по кодификации гражданского законодательства, созданный вскоре после той поездки в Германию с целью экспертного рассмотрения проектов в области частного права в 1999 году, за 15 лет своего существования, рассмотрел около 600 проектов законов.

«Ощущение от того, что мы рассмотрели, ужасное - проекты поступали сырые, бредовые», - горько заметил А.Л. Маковский.

Вот поэтому проблемы и необходимо решать на государственном уровне, и вчерашняя конференция, подкреплённая серьёзными аналитическими материалами, стала началом этого процесса.

В нормотворческой деятельности ключевую роль должно играть Министерство юстиции России. Однако М. Гальперин, директор департамента экономического законодательства Минюста России, напомнил, что Минюст занимается адвокатурой, нотариатом, исполнением наказаний и пр., и его нормотворческая функция касается, в основном, деятельности этих направлений, а в остальном, по набору своих нормотворческих полномочий, Минюст является таким же ведомством, как остальные, разве что наделен правом проводить антикоррупционную экспертизу. Т.е. наш Минюст далеко не является ведущим министерством в законотворчестве, как Министерство юстиции Германии.

Поэтому и получилось, что основную деятельность по производству актов в сфере экономики ведёт Минэкономразвития России, тогда как в правовом государстве Минюст должен играть решающую роль. «Но к этому придёт, пусть болезненно, как водится у нас», сказал А.Л.

Александр Львович описал основные проблемы в сфере нормотворчества, подробно изложенные в своём аналитическом докладе ( с удовольствием предвкушаю его чтение!). Он удивился, как союзы предпринимателей, ТПП мирятся с подобной чехардой! Сравнил проекты законов с камнями, бросаемыми в воду: пойдут круги и ладно!

В основе низкого качества законопроектов лежит плохая правовая организация подготовки законопроектов.

По окончании сталинской эпохи состоялся 20 съезд партии, страна получила законодательство в ужасающем состоянии, законы были единичные. Законодательство осуществлялось с помощью указов Президиума Верховного Совета СССР, утверждаемых впоследствии на сессии Верховного Совета СССР. Основным нормативным материалом были постановления правительства - около 100 000 постановлений к 1957 году. С 1949 по 1957 год постановления не публиковались, что делало работу судей крайне затруднительной.

В 1957 году был предпринят смелый шаг: ликвидирован Минюст СССР. Создана Юридическая комиссия при Совете Министров СССР. В неё входило около 70 крупных учёных. Комиссия расчистила накопившееся за десятилетия «полуподпольное» законодательство, т.е. провела систематизацию. И она начала законопроектную работу.

Особый статус комиссии - ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ СССР – помогал ей сохранять свою независимость. К моменту распада СССР страна имела свод законов, печатные издания, в которых проводилась текущая замена листов.

Александр Львович рассказал, как Комиссия вела законопроектную работу.

Комиссия готовила законы по основным отраслям законодательства с привлечением учёных в сфере капитального строительства, финансам и т.д. Комиссия создавала рабочие группы, они готовили проекты нескольких редакций, проекты рассылались по министерствам, ведомствам. К работе, хотя и редко, но привлекались судьи. Проекты были очень высокого качества. Так были созданы Основы гражданского законодательства в 1961 году и другие Основы. Когда проект поступал в Верховный Совет, там тоже создавались рабочие группы, чаще всего из тех же участников.

Когда Комиссия была ликвидирована, и было воссоздано Министерство Юстиции СССР, у него появились иные функции, нормотворческая роль отошла на второй план. Однако возникли Управления публичного и частного права, собравшие ценнейшие кадры.

Завершил Александр Львович призывом вспомнить тот опыт и применить его сегодня.

Поучительным рассказом о том, как разрабатывалась, обсуждалась и принималась Концепция развития гражданского законодательства, и что из этого получилось, нас огорчил С.В. Сарбаш.

Пересказать выступления уважаемых лекторов довольно сложно, но все они были проникнуты горечью от творящейся неразберихи в правовом поле и желании изменить к лучшему.

Давайте с Вами прислушаемся к призыву учёных и вместе попробуем навести порядок в области нормотворчества, ведь страдает-то в результате наша экономика, и, в конце концов, мы с Вами!

Подписаться на обновление блога автора


Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2021, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов