Разделы сайта

Блог Президента ОКЮР Александры Нестеренко

24 мая 2021
СУД ЕСТЬ ДОСТИЖЕНИЕ ПРАВДЫ...
По прошествии недели хочется поделиться мыслями, возникшими на нашей ключевой конференции год...
21 мая 2021
В ЧЕМ СЕКРЕТ ОКЮР?
Этот вопрос задаю себе сама. В чём сила Объединения? Почему ОКЮР привлекает новых членов и кре...
20 ноября 2020
ЗВЁЗДНЫЙ СЛЁТ ИЛИ РАЗГОВОР У КОСТЕРКА
Радость, охватившая нас в Балчуге, на нашей любимой конференции руководителей «Юристы и бизне...
21 сентября 2020
CВЕРШИЛОСЬ!
Дорогие друзья! Наша долгожданная 10-я конференция с судьями Конституционн...
30 июня 2020
ПОДХОД К СНАРЯДУ
Что побудило меня сделать эту запись? Наверное, перевернувшая нашу жизнь эпидемия, которая по...



Нестеренко Александра

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>

5 декабря 2014 | 20:05

ЭПИЦЕНТР РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ В РОССИИ ИЛИ СИЛА БЫВАЕТ РАЗНОЙ


Именно в эпицентре развития медиации в нашей стране оказались члены ОКЮР 26 ноября с.г. Мы встретились с Цисаной Шамликашвили, директором Центра медиации и права, экспертом высочайшей пробы в области медиации, признанным в России и за рубежом.

Ц. Шамликашвили рассказала, что Центр медиации и права создан в 2005 году. За это время много юристов и не только юристов прошли в нём обучение. Она отметила особенности подхода корпоративных юристов к урегулированию споров. С одной стороны, юристы стремятся снизить издержки от судебных споров. С другой, юристы компаний настроены на состязательность и на защиту интересов одной стороны - своей компании. Медиация же позволяет сторонам установить сотрудничество и найти решение, которое возможно в данной конкретной ситуации.

Некоторые, отметила идеолог российской медиации, считают медиацию пригодной для мелких споров, а, мол, с крупными нужно идти в суд. Но ведь и судебные споры порой завершаются пирровой победой.

Медиация помогает уважительно подойти к конфликту. Сила бывает разной, подчеркнула Цисана Шамликашвили. Когда мы говорим о медиации, мы говорим об интеллектуальной силе.

В зарубежной практике существуют in house модераторы. Хотя модератор должен быть всё же независимым.

Важно владеть навыками медиации там, где есть работа с клиентами, например, в банковской деятельности; во внешней работе с контрагентами - например, при заключении договоров; если проект протяжен во времени, создаётся dispute board или панель для разрешения споров.

Руководитель Центра рассказала о Международном Центре разрешения споров и о том, что соотношение споров, разрешаемых посредством арбитража и медиации, в последние годы изменилось в сторону медиации. Международный Центр разрешения споров - International Centre for conflict prevention and resolution - в 1984 году создал Хартию, которую подписали более 1000 организаций. Основная мысль Хартии - стремление к цивилизованному разрешению споров.

Транснациональные корпорации, подписавшие Хартию, приняли декларацию о политике компании в отношении альтернатив суду. Понятно, что конечная цель - экономия средств, так как споры в судах обходятся слишком дорого.

Медиация постепенно распространяется и в России. Более чем в 20% регионов применяются методики медиации. В 2012 году Верховный Суд опубликовал справку о применении медиации.

В 2013 году создан Федеральный институт медиации, который является научно-исследовательским учреждением и содействует широкомасштабному развитию и формированию государственной политики.

Некоторые арбитражные суды, например, Свердловский Арбитражный Суд, успешно применяют медиацию.

Что в практическом плане можно рекомендовать юристам компаний?

1) Включать медиативную оговорку в договоры;

2) Развивать гибридные/многоступенчатые оговорки, когда стороны сочетают медиацию и арбитражные оговорки. Т.е. стороны договариваются о применении медиации до передачи спора в арбитраж.

На вопрос юриста корпорации о сложности исполнения медиативного соглашения, было отмечено, что более 80% медиативных соглашений исполняются добровольно. Ведь стороны пришли к соглашению по своей воле.

Должна ли быть медиация обязательной? Во всём мире негативное отношение к обязательной медиации, считает эксперт.

На круглом столе развернулась дискуссия, а возможна ли медиация в публичных отношениях? Ведь хорошо было бы урегулировать споры с налоговыми органами, таможней и прочими без обращения в суды.

Оказывается, в США, Голландии уже работает медиация в публичных спорах с гос органами. В России ведутся переговоры о введении медиации в административную практику с внесением изменений в КоАП.

Идеи развития переговорного процесса уже нашли отклик у ФНС: увеличены сроки рассмотрения жалоб, применяются иные медиативные техники. Возможно, и у нас при ФНС когда-нибудь будет создан орган по медиации, как, в Голландии при Королевской налоговой службе работает палата по медиации.

Мы говорили о том, что медиация является одним из способов развития гражданского общества. Например, Почта США, обучив 3000 сотрудников медиации, сэкономила миллионы долларов, которые бы потратила на ведение споров в судах.

Если экстраполировать международный опыт на экономику России, то внедрение мирного способа урегулирования споров пошло бы на пользу нашему обществу и снизило бы градус напряжённости как в общественных, так и личных отношениях.

В заключение мы договорились продолжить взаимодействие с Центром и предложить нашим членам поближе познакомиться с методикой медиации.

Подписаться на обновление блога автора








Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2021, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов