Разделы сайта

Нестеренко Александра

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>

21 ноября 2014 | 22:40

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ – ЭТО ВСЕЛЕННАЯ! ОКЮР ПРОВЁЛ КРУГЛЫЙ СТОЛ С РУКОВОДСТВОМ БАНКА РОССИИ


По горячим следам расскажу о замечательном дне в жизни ОКЮР.

Сегодня ОКЮР провёл круглый стол с руководством Банка России. От Банка России выступили:

 Гузнов Алексей Геннадьевич, Директор юридического департамента, Банк России

 Чистюхин Владимир Викторович, Заместитель Председателя, Банк России

 Борисенко Андрей Александрович, Заместитель директора юридического департамента - начальник Управления правового обеспечения банковской деятельности, Банк России

ОКЮР был представлен заместителями председателя правления и вице-президентами, руководителями правовых департаментов, начальниками управления Промсвязьбанка, Уралсиба, Росгосстрах Банка, Коммерцбанк(Евразия), МТС, ОРКК, Сбербанка, ДельтаКредитБанка, МКБ, ВТБ Капитал, Московская биржа, Банк Хоум Кредит, Русагротранс, Мегафон, РН Банка, Национального Банка Траст, Совкомбанка и других.

А.Г. Гузнов выступил с обстоятельным рассказом о тех нормативных актах в сфере финансового регулирования, которые находятся в центре внимания Банка России. Он отмтил, что за осеннюю сессию 2013 года было принято 16 значимых для финансового мира законоа, за весеннюю сессию 2013 года - 31 акт. Уже сейчас 10 федеральных законов принято в текущей сессии.

По мнению А.Г. Гузнова, меняется подход к регулированию банковского сектора: управление рисками, предъявление требований к деловой репутации и другие новшества масштабируются, обозначая новый тренд и, похоже, будут распространены на другие финансовые сектора.

Обращено внимание на следующие новеллы:

1) Сформулированы подходы к оплате труда: она увязана с опционами.

2) В Закон о ЦБ введена новая статья 64-1 о связанных заёмщиках.

3) В 134-ФЗ введены новые подходы к вопросам противодействия коррупции, в частности, введено право на отказ в совершении сделок. Такого непростого правового решения - управления рисками, связанного с противодействием отмывания доходов - давно добивались кредитные организации.

4) 251-ФЗ.

С 1 сентября 2013 года Банк России стал мегарегулятором. К двум функциям ЦБ – обеспечение стабильности рубля и поддержание устойчивости банковской системы - добавились ещё две - поддержание устойчивости национальной платёжной системы и поддержание устойчивости и развитие финансового рынка.

251-ФЗ сформулировал задачу как поддержание ценовой стабильности, что позволило Банку России перейти к вопросам, связанным с таргетированием. В Государственной Думе обсуждались вопросы денежно-кредитной политики: в среднесрочной перспективе Банк России ставит цель достичь инфляции 4%. Это амбициозная цель, несмотря на нынешнее развитие экономики страны.

Для решения этой задачи Банк России предпринимает активные усилия, чтобы помочь кредитным организациям в кредитовании предприятий реального сектора. Потребность экономики исчисляется в 0,3-0,8 триллионов рублей в год.

Необходимо развивать систему рефинансирования.

5) Крайне важно развитие залогового законодательства. Банк России, как обычный рыночный игрок, страдает от несовершенства залогового законодательства.

6) Вопрос о балансе глав Закона о банкротстве, например, о недействительности сделок, когда оспариваются давно погашенные сделки. Предметом острого обсуждения была практика истребования с кредитора. Пока не удалось изменить ситуацию с точки зрения судебной практики. Например, отнести к обычной хозяйственной деятельности те суммы кредитов, которые подходят под стандартные условия, тем самым выводя их из оспоримости. Это одна из тем, которые обсуждаются в рамках Закона о банкротстве.

Вообще очень важно обеспечить права кредиторов для обеспечения снижения процентной ставки.

7) Закон о потребкредитовании. Принимался очень сложно. Создана рабочая группа, которая работает с запросами от кредитных и некредитных организаций. В целом закон направлен на некоторое замораживание темпов кредитование, поскольку возврат средств происходит неважно, о чём Банк России предупреждал ранее.

8) 218-ФЗ внёс поправки в 30 законов. Например, введены дополнительные способы стабильности депозитов.

Новые счета (эскроу, номинальные, залоговые) пока не включены в систему страхования вкладов. Это решение временное. Обсуждается, что часть счетов (номинальные) должны открываться опекунами для лиц, находящихся на попечении. И хотя такое развитие создаёт дополнительные сложности в системе страхования вкладов, но шаг в этом направлении будет делаться.

9) 333-ФЗ. Две недели назад был сформирован такой подход: счёт может открывать ся в любом банке, важно, чтобы он был обеспечен страховкой.

10) Установление уголовной ответственности за фальсификацию отчётности. Введена новая статья в УК РФ 172-1. Она распространяется на должностных лиц кредитных и некредитных организаций. Речь идёт о сокрытии важных сведений (не о бухгалтерских ошибках), таких, которые могут вести к отзыву лицензии и т.п. Состав формальный: уголовная ответственность наступает независимо от наличия убытков.

С принятием этой статьи необходимо было прояснить процедуру. Банку России удалось прописать, что нарушения выявляет Банк России, и только после этого он направляет сведения в Следственный комитет. Важно предостеречь, а не наказать. Банк России, как орган надзора, рассматривает этот состав как элемент предупреждения.

11) Ряд законов находится на рассмотрении. Так, идёт работа о погружении в Закон о банкротстве банков в Закон о банкротстве. Одновременно правится 175-ФЗ. Речь не об автоматическом поглощении одних норм другими.

В 2008 году было принято решение о санации банков. Инструментарий непростой, например, списывался капитал банков. Но ведь списание серьёзным образом затрагивает права акционеров и происходит умаление права участия в управлении.

Второе непростое решение, которое «погружается» в Закон о банкротстве, это решение о передаче активов другому банку. Цель этого решения - обеспечить права кредиторов и других вкладчиков, снизить уровень недоверия к финансовой системе.

В рамках этого закона решается и задача конвертации субординированных кредитов в доли.

Не удалось ввести в российскую практику бессрочные кредиты: не убедили юридическое сообщество.

Вот основные новеллы Закона о банкротстве.

12) Ещё один закон, в котором речь идёт о размере выплат в страховой организации. В нём предлагается перейти к формированию тарифов в зависимости от а) величины процентной ставки; б) финансовой устойчивости банка.

13) И, наконец, об одной новелле в рамках Закона о потребкредитовании: сформулирована идея об ограничении субъектов, которые вправе привлекать займы. Это позволит бороться с мошенниками.

После ёмкого выступления А.Г. Гузнова начались вопросы.

Должны ли юридические службы банков участвовать в управлении правовыми рисками? Ведь на текущий момент подчинение комплаенс руководителю юридической службы не является стандартной практикой для российского банковского сектора. Однако, такое расширение функции корпоративного юриста представляется гармоничным с учетом изменений, внесенных в 2014 г. в Положение Банка России № 242-П (о внутреннем контроле). Банк России установил, что «комплаенс-риск» равен «регуляторному риску», включающему риск возникновения убытков из-за несоблюдения законодательства РФ.

Из ответа А.Г. Гузнова следовало, что ему близка позиция участия юристов в выявлении и управлении рисками, однако он сослался на одно из обсуждений в профессиональном сообществе, в ходе которого участники высказались против подобного расширения функционала банковского юриста.

В.В. Чистюхин, заместитель Председателя Банка России, напомнил о том, что больше года назад Банк России принял полномочия от Минфина, Минтруда. ФСФР. Новой задачей Банка России стало развитие финансовых рынков.

Финансовые рынки – это вселенная, сказал он. Требуется инфраструктура, таковую, в частности, создаёт новый Закон о потребкредитовании.

Новым направлением стало регулирование и надзор деятельности профессиональных участников, а также защита прав потребителей и миноритарных акционеров.

Для экономики страны должна решаться задача института длинных денег. Банки на сегодня эту задачу не решают. Этим должны заниматься негосударственные пенсионные фонды, любые иные пенсионные фонды, страховщики.

Чтобы преодолеть недоверие населения, необходимо создавать надёжную структуру.

Каковы особенности регулирования некредитных организаций:

1) С 1 сентября 2013 года в сфере Банка России появились новые субъекты (рейтинговые агенства, ломбарды, брокеры и другие). Регулирование их правового статуса ещё не отлажено.

2) Сейчас присутствует реактивный подход к регулированию, необходимо переходить к проактивному.

3) Внимание к надзору за отсутствием строительства пирамид, незаконной рекламе фин услуг и т.п. Соблюдение требований законодательства, т.е. комплаенс.

4) Работа с жалобами населения.

Уже реально проводится работа по улучшению качества активов. Например, для негосударственных пенсионных фондов идёт процесс акционирования для тех, кто хочет продолжать работать с накопительной частью.

Проводится «поведенческий» надзор, направленный на деятельность страховых компаний. В Закон об ОСАГО внесены изменения: введено досудебное урегулирование споров. Цель такого урегулирования - решить проблему невозможности покупки полиса ОСАГО или навязывания его вместе с другими услугами.

Создаётся единая методика определения ущерба. Спорным остаётся вопрос об утрате товарной стоимости.

В Закон об ОСАГО заложена основа для корректировки тарифа.

Банк России совместно с Верховным Судом России готовит постановление Пленума об ОСАГО.

Наводится порядок с МФО - микрофинансовыми организациями. Часть из них не включена в реестр МФО. Отчётность в надлежащем порядке сдаётся всего 2 000 МФО из 4500. С ломбардами ситуация ещё сложнее: из 7500 ломбардов лишь 2000 подали правильно отчётность.

ПОД ФТ - противодействие отмыванию доходов, регулируемое 115-ФЗ, также необходимо совершенствовать. Его нормы не подходят к пенсионным фондам.

Внимание Банка России направлено и на развитие системы управления рисками, актуарные оценки. Следует разработать требования по деловой квалификации, вопросы банкротства для некредитных организаций, вопросы саморегулирования КПК ( кредитный потребительского кооператива.

Требует внимания и система административных штрафов.

Закончил своё выступление В.В. Чистюхин цитатой из стихотворения В.Маяковского «Разговор с товарищем Лениным»:

«Товарищ Ленин,

я вам докладываю

не по службе,

а по душе.

Товарищ Ленин,

работа адовая

будет

сделана

и делается уже”.

И действительно, мы все были впечатлены объёмом задач, стоящих перед Банком России, и государственным подходом руководителей, открыто изложивших нам конкретные рабочие планы по переустройства финансовой сферы России.

В заключение А.А. Борисенко посвятил нас в подробности новых банковских счетов и в ходе дискуссии ответил на вопросы.

Отмечу, что вопросы и ответы на них были очень интересными. Например, как разграничить полномочия Роспотребнадзора и Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Как мы поняли, Служба осуществляет надзор только за некредитными организациями, но НЕ потребителями. Требуется больше чёткости в разграничении полномочий.

Поднимался вопрос о дублировании санкций по КОАП и другим актам за нарушение прав потребителей. Требуется решение.

Каковы плану по противодействию инсайду? Будут вноситься изменения в законодательство, поскольку инсайд и манипуляции рассматриваются как самые главные нарушения на рынке. По мнению Банка России, орган надзора должен иметь любые полномочия по истребованию данных. В настоящее время Закон о защите персональных данных не позволяет передавать Банку России интересующие их сведения, и компании, обладающие такими требованияоказываются между двумя огнями: если предоставят персональные данные Банку России, нарушат уголовный кодекс, а если не предоставят, будут нести иной вид ответственности. Поэтому к весенней сессии 2015 года можно ожидать законопроект с изменениями в этой части.

Конечно, были вопросы и о том, как будет развиваться ККУ - кодекс корпоративного управления. Несмотря на рекомендательный в целом характер этого документа, его косвенная обязательность очевидна. Так, без выполнения некоторых моделей ККУ невозможно получить и поддерживать листинг на бирже; участники рынка должны раскрыть отчётность в указанном в ККУ порядке; 13 гос компаний вообще должны выполнять ККУ в обязательном порядке.

Вопрос об уровне корпоративного управления в компании: на кого равняться? Кто лучший? Банк России предполагает запросить самооценку поднадзорных организаций и некоторых крупных участников рынка (не из поднадзорных субъектов). По итогам обобщения будет сделан сводный документ, и даны рекомендации каждому субъекту.

И спикеры, и участники круглого стола решили продолжить взаимодействие, предложив Банку России экспертное мнение юристов по наиболее острым проблемам финансовой сферы.

Сердечно благодарю Анну Котову-Смоленскую, партнёра юридической фирмы «ЮСТ» и давнего друга ОКЮР, за идею и помощь в её реализации в проведении круглого стола сегодня.

Подписаться на обновление блога автора








Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2024, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов