Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Протрубили сбор

ФАС предлагают взять под контроль рынок авторских прав

В ближайшие дни Федеральная антимонопольная служба отправит в правительство ежегодный доклад о состоянии конкуренции в нашей стране. «Российской газете» стало известно, какой теме будет уделено внимание впервые.

Речь идет о рынке защиты коллективных авторских прав. Регулированием конкурентной среды на нем, рассказали «РГ» в ФАС, и всей тематикой, связанной с управлением правами на коллективной основе, может заняться правовое управление ведомства Игоря Артемьева. Ранее на закрытом профессиональном антимонопольном форуме, на котором присутствовал и корреспондент «РГ», руководитель ФАС говорил: «Все, что касается авторских прав и этой системы, мне крайне не нравится. Она носит, на мой взгляд, дискриминационный характер, когда одни платят, а другие не платят».

«Дискриминационный характер» заключается в том, что по закону система отчислений за свободное воспроизведение музыки и кино имеет договорный характер, объясняет главный юрист Сanon Russia Никита Полозов. То есть платят те, у кого есть договоры с аккредитованными организациями, те же, у кого их нет, не платят. И договоры они не заключают именно потому, что платить не хотят. По словам эксперта, платят крупные компании, а не платят — сотни мелких. «Никто не судится с ними, и они чувствуют себя безнаказанными. Получается, первые находятся в несправедливых дискриминационных условиях», — считает Полозов.

Шесть лет назад, напомним, в России был введен авторский сбор, цель которого — защитить права авторов аудиовизуального контента (музыки и кино) при его копировании в личных целях. Собирают отчисления три аккредитованные организации. Российский союз правообладателей (РСП) защищает права авторов, исполнителей, изготовителей музыки и кино. И, собирая взносы, обеспечивает им вознаграждение за воспроизведение. Российское авторское общество (РАО) управляет исключительными правами на музыку, попавшую в эфир на радио, ТВ и в Интернет. Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) занимается сборами для исполнителей, изготовителей фонограмм за публичное исполнение их произведений или их трансляции по радио и ТВ.

Из чего формируется сам авторский сбор? Его платят изготовители оборудования (всех гаджетов, дисков, магнитофонов и прочего). Они перечисляют один процент от цены реализованной продукции. И тоже процент, но уже от таможенной цены «железа» поступает от импортеров.

Кому же идут эти деньги? 40 процентов от сбора идет авторам, 30 процентов — исполнителям, и 30 процентов — изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений.

Как уже говорилось, платят не все. С теми, кто игнорирует авторский сбор, судятся. В «РГ» есть выписка из системы СПАРК, по ней с 2013 по 2015 год РСП, например, подал в арбитражные суды 22 иска на сумму около 540 миллионов рублей, почти все эти деньги взыскали с ответчиков.

А как рассказал советник гендиректора РАО Иван Ким, они также добиваются выплаты компенсации или дебиторской задолженности. «В течение года юридическая служба РАО на территории всей страны ведет более 4 тысячи судебных дел», — сообщил наш собеседник. ВОИС также активно ведет судебную работу: в 2014 — 2015 годах было подано 2343 иска.

Иски стоят свеч. РАО за прошлый год собрало около 5 миллиардов рублей. По данным Российской государственной академии интеллектуальной собственности, в 2007 году примерный объем этого рынка составлял примерно 7 процентов ВВП, и вряд ли эта доля уменьшилась. Экспертам сложно «до копейки» подсчитать, сколько здесь крутится денег и могло бы крутиться, если бы все платили. Для такой оценки необходимо дорогостоящее исследование, которое пока никто не проводил.

Объединение корпоративных юристов (ОКЮР) направило в ФАС письмо с предложениями, как изменить ситуацию на рынке в пользу авторов и государства (со сборов правообладатели платят налоги). Во-первых, снять ограничение на число организаций, собирающих авторские сборы, чтобы их было не три, а много больше. Во-вторых, юристы просят распространить «действие антимонопольного законодательства на рынок управления коллективными правами для контроля за деятельностью организаций по управлению коллективными правами и обеспечения прозрачности их деятельности».

В РСП такие предложения не поддерживают. Там считают дополнительный госконтроль этой сферы излишним, дали понять «РГ» в союзе, поскольку за рынком уже присматривают минкульт, минюст, органы прокуратуры и правопорядка, а также избираемая на общем собрании членов РСП ревизионная комиссия. Также союз ежегодно проходит независимый аудит своей деятельности и публикует отчеты о работе в федеральных СМИ.

Шесть лет назад в России ввели авторский сбор, чтобы защитить права авторов музыки и кино. Сегодня защита нужна самому сбору

Но в отличие от РСП в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) предложения по ужесточению госрегулирования отрасли поддерживают: «До сих пор не было представлено публичных данных о реальных потерях авторов от частного копирования. И нельзя проверить, насколько справедлив сам размер этого сбора. ФАС могла бы заняться изучением этого», — считают в РАТЭК. Предложения профессионалов одобрили и в крупной японской фирме, производящей электронику. «Мы уверены, что именно сейчас, по истечении 6 лет после введения в действие этого института, назрела необходимость коренным образом пересмотреть его модель», — подчеркнули в компании.

Остается дождаться, какое решение примут в ФАС.


Как вам это?

Иван Близнец, доктор наук, председатель Совета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты:

— Инициатива по расширению списка организаций не принесет ничего хорошего. Есть опасность вернуться в 90-е годы, когда будут возникать местечковые общества. Такая децентрализация может привести к тому, что пользователи начнут отказывать платить взносы, поскольку непонятно, кому их выплачивать.

А вот госконтроль в этой сферы все-таки нужен. Есть мировая тенденция создания единого госрегулятора, он бы и мог заняться всей сферой интеллектуальной собственности в России. Для этого необязательно создавать новую структуру, нанимать чиновников. А просто наделить новыми полномочиями уже существующие органы госвласти.

Игорь Матвиенко, продюсер группы «Любэ», композитор:

— Я тоже считаю, что дополнительный госконтроль необходим.

Главная проблема — непрозрачность деятельности организаций по сбору вознаграждения за смежные и авторские права. Причиной этого стало, на мой взгляд, в том числе, и отсутствие надлежащего контроля за их деятельностью со стороны государственных органов. Слишком много правил, регламентирующих административную и финансовую деятельность таких организаций, фактически утверждается самими организациями.


Официально

Федеральная антимонопольная служба:

— Правовое регулирование рынка управления коллективными авторскими правами может быть осуществлено четырьмя путями.

Первый — распространение на него действия антимонопольного законодательства на рынок управления коллективными правами.

Второй — снятие ограничений на количество субъектов, выступающих в качестве организаций по управлению правами на коллективной основе.

Третий — формирование списка изготовителей и импортеров-плательщиков вознаграждения и его открытая публикация на сайте РСП.

А четвертый путь — устранение неравного положения импортеров и изготовителей оборудования и материальных носителей в случае их экспорта, при этом распространив исключение также на импортеров оборудования и материальных носителей.

(из ответа ФАС на запрос «Российской газеты»)

Опубликовано по адресу: https://rg.ru/2016/09/04/fas-predlozhili-vziat-pod-kontrol-rynok-avtorskih-prav.html