Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Правительство создаст государственный аналог «Гаранта» и «Консультант плюс»

Минэкономразвития предлагает создать новую информационную правовую систему специально для органов власти. По экспертным оценкам, стоимость ее разработки может составить несколько сотен миллионов рублей. Юристы не понимают, зачем клонировать имеющиеся частные продукты.

Соответствующий законопроект опубликован для общественного обсуждения и предусматривает целью «обеспечение государственных и муниципальных услуг».

В текущих коммерческих системах, таких как «Гарант» и «Консультант плюс», органы власти не обязаны публиковать свои акты, поясняет пресс-секретарь министра экономического развития Елена Лашкина. В печатном «Собрании законодательства РФ» и на портале pravo.gov.ru публикуются только федеральные НПА. Этого недостаточно, добавляет она.

Минэкономразвития, по словам Лашкиной, пытается определить критерии для площадки, на которой власти всех уровней - федерального, регионального и муниципального - были бы обязаны размещать свои нормативные акты. Вступление законопроекта в силу предполагается с 2019 года.

Сотрудники федеральных органов власти сегодня пользуются главным образом коммерческими системами. «Гарант» и «Консультант плюс» используют в Минфине, Минрегионе, Минкомсвязи, Минтрансе, Минэкономразвития, Минкрыма. Вдобавок к этому, например, в Минрегионе и Минтрансе, заглядывают в справочную систему «Кодекс».

Для юристов, работающих в органах власти, инициатива Минэкономразвития оказалась неожиданной. Информации в существующих системах достаточно, считают они. «Есть же «Консультант плюс регионы», там размещено все региональное законодательство», - заметил сотрудник юридического департамента федерального министерства. «Я не знаю, что тут может быть новое, нам информации достаточно», – соглашается юрист Верховного суда, тоже использующий «Консультант».

Лашкина приводит в пример узкоспециальную информацию в области оформления земли. «К примеру, ситуация при строительстве федеральной дороги по муниципальным землям. Сегодня нет ни одной системы, которая могла бы отобразить резервирование необходимого участка», - замечает она. Создание новой системы предусмотрено дорожной картой об улучшении госуслуг в сфере кадастрового учета, говорит она.

Авторы идеи могут преследовать цель заменить государственным продуктом частные справочные системы для органов власти с целью экономии, рассуждает президент Объединения корпоративных юристов (ОКЮР) Александра Нестеренко. Но это неэффективно, считает она: справочные системы имеют разнообразный контент, без которого работа госорганов может усложниться.

С учетом того, что в России около 24 тыс. муниципальных образований, стоимость подобной системы может составить нескольких сотен миллионов рублей в зависимости от функционала, говорит директор неправительственного партнерства «Информационная культура» Иван Бегтин. Вопрос цены, которой нет в опубликованном проекте, заслуживает не меньшего общественного обсуждения, чем сам проект, соглашается адвокат коллегии «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин.

Расчета нет, потому что его должен будет произвести уполномоченный правительством орган власти, говорят в министерстве. На вопрос о том, могут ли операторы существующих систем претендовать на участие в новом проекте, представитель Минэкономразвития не ответила, заметив лишь, что оператора должно будет определить правительство.

В «Консультанте плюс» от комментариев отказались. Директор по маркетингу компании «Гарант» Вадим Барон заявил, что компания не считает официальные системы своими конкурентами. Судить о том, сколько может стоить новая система и насколько целесообразно ее создание, пока сложно, заметил он: пояснительная записка к законопроекту «скудная и не содержит пояснений».

Еще одно объяснение необходимости новой инфосистемы можно найти в дорожной карте, замечают в ОКЮР. В этом документе идет речь о налаживании информационного взаимодействия между госорганами. С этой точки зрения, создание новой системы может быть разумным, замечают в объединении.

Опубликовано по адресу: top.rbc.ru/economics/31/07/2014/940200.shtml