Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Крупный мелкому не товарищ

Обязанность частных компаний отдавать 10% закупок малому бизнесу — это нарушение Конституции, свободы экономических отношений и защиты конкуренции, заявили корпоративные юристы и представители крупного бизнеса.

Крупный бизнес и сообщество корпоративных юристов в унисон выступили против законопроекта, принуждающего частные компании к закупкам у малого бизнеса. Они считают, что законопроект противоречит основам конкуренции и свободы предпринимательства и может привести к непредвиденным последствиям в виде появления фирм-однодневок для формального соблюдения нормативов. Но чиновникам нужно выполнять поручения президента Владимира Путина по поддержке малого и среднего бизнеса, и правительство не собирается сворачивать работу над противоречивой инициативой.

Штрафы и санкции

Правительство хочет обязать крупные частные компании размещать не менее 10% своих годовых закупок у малого и среднего бизнеса (МСБ) — по аналогии с уже действующими квотами для государственных компаний. Подготовить такие поправки в закон «О защите конкуренции» Федеральной антимонопольной службе и Минэкономразвития поручал первый вице-премьер Игорь Шувалов. В начале ноября законопроект был размещен на regulation.gov.ru для двухмесячного публичного обсуждения. Из него следует, что крупной компанией для целей данного законопроекта будет считаться та, у которой годовая выручка превышает 7 млрд руб.

Впрочем, круг частных компаний, которые будут обязаны соблюдать 10-процентную норму по закупкам у МСБ, еще может сузиться. «Пока критерием для определения крупной компании мы склонны считать объем годовой выручки в 7 млрд руб., но он может быть повышен до 10 млрд руб. (последнее — по аналогии с контролем за экономической концентрацией), окончательное решение еще не принято», — говорит заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский.

За нарушение правила обязательных закупок компаниям грозит административный штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. (за повторное нарушение — до 500 тыс. руб.) и увеличение требований по закупкам у МСБ с 10 до 20% на следующий после нарушения год.

Против этой инициативы выступают Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), представляющий интересы крупного бизнеса, «Деловая Россия», защищающая средний бизнес, и Объединение корпоративных юристов России (ОКЮР). Профильная рабочая группа Агентства стратегических инициатив также пришла к выводу, что «установление обязательной доли закупок у МСП для крупных частных компаний не позволит достичь желаемого эффекта и будет дополнительной нагрузкой на бизнес» (копия протокола соответствующего заседания есть у РБК).

«Нелегитимные» поправки

Ст. 17 закона «О защите конкуренции» предусматривает запрет на создание преимущественных условий в торгах — такие условия ограничивают конкуренцию. Введение требований по обязательной доле закупок у субъектов МСБ означает, что антимонопольные органы вместо обеспечения конкуренции на торгах начинают контролировать их результаты — закупку у определенной категории участников, указывает президент РСПП Александр Шохин в отрицательном отзыве на проект и просит Шувалова исключить из него обязанность закупаться у МСБ (копия письма Шохина есть у РБК). «Реализация актуальных мер антикризисного пакета по поддержке МСБ означает отход от основополагающего принципа антимонопольного регулирования — защита конкуренции», — уверен Шохин.

На отход от базовых принципов законодательства ссылаются и в Объединении корпоративных юристов. Поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности гарантированы Конституцией, а неприкосновенность собственности, свобода договора и недопустимость произвольного вмешательства в частные дела относятся к базовым принципам гражданского законодательства в России, говорится в письме президента ОКЮР Александры Нестеренко на имя главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева (копия есть у РБК).

«Это — эмоциональная реакция», — отвечает федеральный чиновник. «Она вполне ожидаема. Представители крупного бизнеса нервничают и хотят показать свою обеспокоенность, но, конечно же, никакого нарушения принципов конкуренции не будет», — уверяет он.

Ст. 17 закона «О защите конкуренции» оговаривает, что федеральный закон может вводить исключения, которые делают допустимыми преимущественные условия, но не одной компании, а целому сегменту, например, малому бизнесу, подтверждает Сергей Пузыревский. По его словам, в этом случае нарушения закона о защите конкуренции не будет.

Административное давление

Инициатива по существу является административной мерой понуждения отдельных, пусть даже и крупных, негосударственных компаний к обязательным закупкам у МСБ, что противоречит нормам правовой системы России, отмечает Нестеренко из ОКЮР. В результате рынок наводнят посреднические фирмы-однодневки, лишь формально отвечающие параметрам МСБ, но в сущности помогающие крупным компаниям обходить истинные цели закона, предупреждает она.

Это может привести к созданию нового административного барьера, появлению рынка посреднических услуг, росту издержек и стоимости продукции, согласен Шохин. Об этом же в своем письме на имя главы ФАС Игоря Артемьева говорил и президент «Деловой России» Алексей Репик.

Все антимонопольное регулирование строится на том, чтобы обеспечить эффективные условия конкуренции, напоминает Пузыревский. «Если твоя рыночная сила существенно превышает силы других игроков, то здесь включаются правила антимонопольного регулирования. Так работает ограничение монополий и картелей, чтобы условия были одинаковыми для всех», — говорит он. Но когда государство создает спрос на продукцию МСБ, то «просто развивает конкуренцию в этих сферах». «Понятно, что ограничения не должны быть чрезмерными», — заключает замглавы ФАС.

Неравное положение

Разработать стратегию по поддержке МСБ президент Владимир Путин поручил по итогам Госсовета в апреле этого года. Летом Минэкономразвития подготовило первую версию плана, предполагающего двукратное увеличение числа занятых в малом и среднем бизнесе до 40 млн человек (сейчас — 17,8 млн). По предварительным данным, в 2016 году на стратегию будет направлено порядка 20 млрд руб.

Но более крупный бизнес считает, что поддержка субъектов малого и среднего бизнеса не должна идти в ущерб иным участникам предпринимательского сообщества. Условия ведения бизнеса отличаются в зависимости от отрасли, и введение единого требования к закупкам у МСБ может привести к остановке производственных процессов в промышленных и высокотехнологичных отраслях, предостерегает Шохин.

Прежде всего речь идет о высокотехнологичных рынках и рынках топлива (газа, угля), перечисляет, в свою очередь, Нестеренко. Малые компании финансово неустойчивы — высок риск неисполнения заказа, добавляет она.

По 223-ФЗ госкомпании и компании с госучастием обязаны закупать у МСП 18% продукции, но есть ряд исключений (по перечню закупок и дифференциации их стоимости). По мнению РСПП, эти исключения ставят госкомпании в более выгодные условия по сравнению с частными.

ФАС учтет это замечание бизнеса. Частные компании должны подвергаться меньшим ограничениям, чем госкомпании, для них требования должны быть менее жесткими, согласен замглавы ФАС. Сейчас антимонопольная служба уже заложила, что в годовой объем закупок частных компаний, от которого будет считаться нормативный объем закупок у МСБ, не будут входить закупки у естественных монополий, товары и услуги, которые компания приобретает за пределами России, все виды финансовых услуг, закупки, связанные с арендой и приобретением недвижимости, перечисляет он. «Этот перечень может быть расширен, мы готовы его обсуждать», — говорит Пузыревский.

Отмены не будет

Правительство не будет сворачивать работу по этому проекту, несмотря на критику среднего и крупного бизнеса. Законопроект ФАС поступил в Минэкономразвития и в настоящее время рассматривается, сообщил РБК представитель Минэкономразвития. «У нас есть поручение правительства, мы продолжаем по нему работать», — отмечает замглавы ФАС.

Профильные ведомства будут продолжать работу над законопроектом вместе с представителями крупного бизнеса, чтобы помочь малому бизнесу, но не за счет крупного, а вместе с ним, сообщил РБК представитель секретариата Шувалова. «Нам всем вместе надо продумать методологию и условия реализации законопроекта. Как и в случае с другими инициативами, мы вместе с предпринимателями и экспертным сообществом посмотрим, как будет работать закон, будем обсуждать его имплементацию и, если надо, корректировать», — обещает он.

Опубликовано по адресу: rbcdaily.ru/economy/562949998171370