Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

«Экономическая свобода как основа развития законодательства и судебной практики Российской Федерации»

Такая тема была выбрана НП «ОКЮР» для ежегодной научно-практической конференции в Санкт-Петербурге с участием судей Конституционного Суда РФ Г. Гаджиева и В. Ярославцева, представителей научных организаций, юридических и консультационных фирм, компаний, являющихся членами Объединения корпоративных юристов России. Конференция стала стартовым мероприятием в рамках Петербургского международного юридического форума.

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, выступая на мероприятии, выделил несколько важных обстоятельств, определяющих и направляющих деятельность Федеральной антимонопольной службы.

В первую очередь он назвал конституционные нормы. По словам А. Цыганова, Россия является одним из немногих государств мира, где экономическая конкуренция представляет конституционную ценность, принцип поддержки конкуренции закреплен на уровне Основного закона страны в качестве одной из основ конституционного строя, а недопустимость экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, является неотъемлемой составляющей системы публичной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Говоря о практике Конституционного Суда Российской Федерации, А. Цыганов отметил, что вопросы деятельности антимонопольного органа стали предметом конституционного контроля еще до принятия действующей Конституции Российской Федерации, когда отнесение антимонопольного органа к одной из ветвей государственной власти и процедура его формирования и назначения руководителя стали предметом рассмотрения еще в 1991-1992 гг. (постановление Конституционного суда №6П от 20.05.1992 г.). Современный Конституционный суд неоднократно раскрывал конституционно-правовой смысл норм, направленных на защиту конкуренции. «Решения Конституционного суда, те выводы, которые в них содержатся, для Федеральной антимонопольной службы являются источником права, не менее значимыми, чем непосредственно Закон о конкуренции», - заявил Андрей Цыганов. При этом он упомянул такие проблемные вопросы, отраженные в решениях Конституционного суда, как полномочия антимонопольного органа по выдаче обязательных для исполнения предписаний органам государственной власти, состав запретов монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, правовые основания осуществления государственного контроля и надзора в различных формах, природа и особенности применения санкций за нарушение антимонопольного законодательства.

Говоря о принципе экономической свободы, докладчик отметил, что подлинная экономическая свобода невозможна без антимонопольного регулирования. Антимонопольная служба является специальным органом, призванным обеспечивать экономическую свободу и баланс интересов участников экономической деятельности. Эту задачу служба осуществляет как посредством правоприменения, так и посредством вклада в развитие законодательства о защите конкуренции. «Вот уже двадцать пять лет, со дня принятия первого антимонопольного закона, российское конкурентное ведомство борется за экономическую свободу. Защита слабой стороны от хозяйствующих субъектов, обладающих рыночной властью, стала важной составляющей нашей работы. Защита бизнеса от антиконкурентных действий государственных органов – это от одной трети до половины дел о нарушении антимонопольного законодательства», - подчеркнул Андрей Цыганов. Однако, по его мнению, антимонопольный орган не забывает и о том, что вследствие наличия системы жестких запретов, обязательных требований и императивного регулирования сам антимонопольный орган может стать причиной определенной несвободы для предпринимателей. Исходя из цели оптимизации государственного регулирования, ФАС России принимает меры по сужению сферы применения антимонопольного законодательства. В качестве примеров А. Цыганов привел значительное сокращение количества сделок, подлежащих контролю, исключение из закона функции по ведению реестра монополистов и возможности возбуждения дел в случае ущемления частных интересов отдельного лица, развитие системы предупреждений и предостережений.

Организаторы конференции особо подчеркивали роль антимонопольной службы как связующего звена между бизнесом и властью (в том числе судебной). В силу специфики своей деятельности, присущих целей и задач и огромного опыта специалистов именно Федеральная антимонопольная служба непосредственно и ежедневно работает на стыке экономического содержания и правовой формы. Службе подконтрольны не только частные лица, но и органы государственной и местной власти. В некоторой степени антимонопольной службе присуща просветительская функция: через систему адвокатирования конкуренции, участия в разработке проектов правовых актов по широкому кругу экономических вопросов, ежедневной практики правоприменения она учит обращать внимание не только на формальные, но и на экономические аспекты отношений. Докладчик упомянул, что антимонопольная служба регулярно проводит специальные мероприятия для представителей органов государственной власти и местного самоуправления с участием судей, где помогает им вникать в экономику хозяйственных отношений, тонкости антимонопольного законодательства и особенности правоприменения. «Антимонопольное законодательство глубочайшим образом погружено в реальную экономическую жизнь, в общественный прогресс. Оно должно оперативно отвечать на современные экономические вызовы – глобализацию рынков, развитие принципиально новых технологий, появление цифровой экономики и электронной коммерции, возрастание значения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственной жизни», - отметил в завершение своего выступления Андрей Цыганов.

Опубликовано по адресу: fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=45749