Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

ФАС России и ОКЮР. Продолжение разговора

За круглым столом обсудили антимонопольное регулирование в розничной торговле, финансовом секторе, последние тенденции правоприменения в сфере рекламы и недобросовестной конкуренции

6 июня 2017 г. представители ФАС России приняли участие в работе, ставшего уже традиционным, круглом столе, организованном Объединением Корпоративных Юристов.  

Андрей Кашеваров, заместитель руководителя ФАС России, рассказал об итогах мониторинга и проверки деятельности торговых сетей и поставщиков. В частности, внимание ФАС России привлекла складывающаяся практика, связанная с несоразмерными штрафами в пользу торговых сетей и требуемыми от поставщиков скидками.

Замглавы ведомства отметил, что торговое законодательство может привести к новым поправкам в закон, если характер взаимоотношений не изменится. Например, «законом вполне может быть ограничен размер включаемых в договоры штрафов. В настоящее время для нас саморегулирование рынка остается приоритетом», - подчеркнул он.

Также Андрей Кашеваров сообщил, что ФАС России рассматривает возможность включения в число членов Межотраслевого экспертного совета (МЭС) представителей регуляторов (Минпромторга, ФАС России и т.д.). Кроме того, он предложил сделать решения МЭС обязательными для всех участников рынка вне зависимости от наличия членства, а также предоставить МЭС полномочия по применению штрафных санкций к нарушителям.

Тему регулирования, контроля розничной торговли продолжила Екатерина Урюкина, заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России.  Она рассказала о проблемах применения требований Закона о торговле к раскрытию информации. Представитель ФАС  указала, что снизить риски нарушений компании могут посредством разработки и соблюдения коммерческих политик. При этом участники рынка могут по аналогии руководствоваться рекомендациями по разработке коммерческих политик, которые ФАС России подготовила для субъектов фармацевтического рынка. Она обратила внимание, что раскрытие информации позволит создать условия для недискриминационного доступа поставщиков в торговые сети, а также рассказала о подходах антимонопольного ведомства к доказыванию дискриминационных условий, создаваемых торговыми сетями поставщикам продовольственных товаров, при оказании маркетинговых услуг и делах ФАС России в отношении крупных торговых сетей таких как «Метро Кэш Энд Керри», «Ашан», «Лента», и др. Обращаясь к проблеме условий о возврате товаров в договорах между торговыми сетями и поставщиками, она пояснила, что «Служба не стремится к запрету возвратов как таковых, и намерена сохранить существующую в законе конструкцию запрета на навязывание подобных условий. При этом целесообразно предусмотреть, что цена возвращаемых продовольственных товаров должна быть определена в зависимости от оставшегося срока годности товара (цена должна снижаться пропорционально истечению срока годности товара)».

Далее участники дискуссии обсудили вопросы антимонопольного регулирования на финансовых рынках. Лилия Беляева, заместитель начальника управления контроля финансовых рынков ФАС России, рассказала присутствующим о ряде мероприятий, предусмотренных новой Дорожной картой по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг и направленных на предупреждение нарушений.

В продолжение темыАлександра Нестеренко, президент ОКЮР, призвала участников обратить внимание на то, что ФАС России усиливает взаимодействие с Банком России. Так, приказом руководителя Федеральной антимонопольной службы от 10.05.2017  была утверждена Дорожная карта «Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг», которой предусмотрены конкретные мероприятия по выработке предложений по предупреждению злоупотребления кредиторами доминирующим положением на рынке потребительского кредитования; недобросовестной конкуренции банков на рынке вкладов физических лиц; снижению возможности воздействия занимающих доминирующее положение представителей страховщиков на деятельность конкурентов и состояние конкуренции на рынке ОСАГО; а также предупреждению иных нарушений антимонопольного законодательства со стороны поднадзорных Банку России финансовых организаций в связи с возможным законодательным определением института заключений ФАС России на проекты правил профессиональной деятельности, разрабатываемых профессиональными объединениями финансовых организаций, а также на базовые стандарты деятельности финансовых организаций, разрабатываемых саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка.

В скором времени Банк России на постоянной основе будет предоставлять Федеральной антимонопольной службе информацию в электронном виде о деятельности финансовых и иных организаций, поднадзорных ЦБ России. Упрощение процедуры получения антимонопольными органами информации, необходимой для проведения анализа состояния конкуренции на рынке финансовых услуг, сократит административные издержки финансовых организаций при выполнении запросов службы, считает Александра Нестеренко.

Лилия Беляева отметила, что одним из характерных, в частности, для рынка банковских услуг, нарушений является недобросовестная конкуренция со стороны кредитных организаций, связанная с ухудшением потребительских свойств срочных вкладов физических лиц после заключения договора. Так, кредитные организации зачастую неправомерно вводят запрет на пополнение вклада (или устанавливают заградительную комиссию, небольшую допустимую сумму пополнения или непосильную минимальную сумму пополнения), снижают проценты, начисляемые на суммы пополнения вкладов и т.п. При этом, как обратила внимание спикер, в некоторых случаях банки оправдывают свои действия наличием предписания Банка России об ограничении операций по привлечению средств во вклады, что отдельно проверялось ФАС России и во всех рассмотренных к настоящему моменту случаях не подтверждалось, а действия банка признавались актом недобросовестной конкуренции. 

Несмотря на рассмотрение большого количества дел, отметила представитель ФАС, в ведомство продолжают поступать жалобы. «ФАС России и Банк России планируют подготовить совместное информационное письмо, обобщающее практику по недобросовестной конкуренции», - сообщила Лилия Беляева.

В качестве еще одного характерного для рынка банковских услуг нарушения Лилия Беляева назвала антиконкурентные соглашения между универсальными банками и банками, специализирующимися на кредитовании приобретения автомобилей определенных марок. По словам спикера, такие соглашения заключаются для открытия универсальным банком счетов заемщикам партера для более удобного обслуживания выданного последним автокредита с одновременным обязательством универсального банка не переманивать таких клиентов, предлагая собственные автокредиты, то есть с обязательством частично отказаться от конкуренции с партнером. Лилия Беляева отметила, что за последние годы ФАС России по результатам всех подобных проверок такие нарушения выявлялись и впоследствии решения о наличии данных нарушений поддерживались судами.

Рассказывая о практике применения антимонопольного законодательства на страховом рынке, представитель ФАС России выделила несколько характерных нарушений, в числе которых злоупотребление доминирующим положением на рынке ОСАГО, в том числе путем навязывания страхователям дополнительных платных финансовых и иных услуг; соглашения между страховщиками о таком навязывании или сокращении объемов продаж услуг ОСАГО, а также недобросовестная конкуренция страховщиков при участии в торгах на право заключения договоров ОСАГО, где страховщиками в нарушение нормативных актов Банка России занижается размер страховой премии и, тем самым, обеспечивается победа на торгах.

В рамках этой части своего доклада Лилия Беляева упомянула о некоторых решениях в отношении страховых организаций, принятых территориальными органами ФАС России, которые в последующем в связи с поступлением жалоб пересматривались апелляционной коллегией ФАС России. С учетом отмены некоторых таких решений и других проблем, в частности, при обеспечении устранения выявленных нарушений, как сообщила спикер, Служба планирует, помимо прочего, направить в свои территориальные органы соответствующие разъяснения, в том числе в целом меняющие подход к пресечению отдельных нарушений на рынке ОСАГО.  

Особое внимание Лилия Беляева также уделила взаимодействию кредитных и страховых организаций. Так, прежде всего, представитель ФАС России рассказала присутствующим о внесенных изменениях в Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 386. Рассказывая о некоторых несоответствиях этому документу применяемых банками порядков взаимодействия страховщиками, Лилия Беляева при этом выделила, в том числе, следующие: (1) предъявление к страховщикам требований, которые не имеют отношения к оценке их финансовой устойчивости и платежеспособности, а также требований, которые прямо отнесены Общими исключениями к недопустимым, например, в виде дополнительных или корректирующих общую оценку страховщиков требований (такие как, например, уровень деловой активности, отсутствие задолженности перед бюджетом независимо от размера задолженности, наличие кредитных рейтингов, наличие филиальной сети); (2) несоблюдение ограничений по периодичности проверок страховщиков; (3) требованиями представлять для проверки документы, в которых отсутствует необходимость, и прочие несоответствия.

Также Служба планирует внести изменения в правила определения доминирующего положения финансовых организаций, в том числе прямое указание на возможность признания взаимозаменяемыми финансовых услуг различного вида, а также финансовых и нефинансовых услуг, в случае если это подтверждено результатами анализа состояния конкуренции. Спикер обратила внимание, что все акты в этой сфере и сейчас допускают данную возможность, а изменения в правила  вносятся по просьбам кредитных организаций.

В продолжение круглого стола Яна Склярова, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, представила обзор изменений, внесенных четвертым антимонопольным пакетом в регулирование вопросов недобросовестной конкуренции, и рассказала о сложившейся на данный момент практике применения новых норм. В частности, она отметила, что, как и планировалось, распространение института предупреждения на акты недобросовестной конкуренции позволило существенно уменьшить число возбуждаемых дел. Что же касается наиболее распространенных видов нарушений,  спикер обратила внимание,  «что большинство нарушений связано с нарушением исключительных прав и созданием смешения, а также привела примеры рассмотренных дел».

Далее Николай Карташов, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, поделился основными тенденциями регулирования и правоприменения в сфере рекламы, отметив, что центральное место в законопроектной деятельности занимает защита малого и среднего бизнеса. Наибольшее число нарушений в сфере рекламы совершается в финансовом секторе. Также большое количество нарушений выявляется в отношении фармацевтических организаций.

В заключение представители ФАС России ответили на вопросы участников круглого стола. Дискуссия членов ОКЮР и представителей ФАС России, как отметили ее участники, получилась информативной и полезной для обеих сторон.

Опубликовано по адресу: fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=50418