Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Представители ФАС России и ОКЮР обсудили тенденции антимонопольного регулирования в цифровую эпоху

1

Дискуссия состоялась в рамках традиционной встречи из цикла «Диалог с властью»

Решения, предписания и предупреждения ФАС России на «цифровых рынках» стали первой темой обсуждения участников круглого стола. Количество антимонопольных нарушений в этой сфере значительно выросло, привлекая внимание не только антимонопольного ведомства, но и широкого круга экспертов. Один из примеров – дело Booking.com, которому регулятор выдал два предупреждения с разницей в один год: о прекращении действий широкого, а затем узкого паритета цен.

Начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева отметила, что антимонопольное ведомство защищает конкуренцию, права участников рынка, в том числе потребителей. Наша задача – сформировать условия для эффективного, инновационного развития рынка. Служба руководствуется принципом не создавать такие условия бизнесу, при которых функционирование цифрового рынка будет настолько осложнено, что его участникам будет легче его прекратить.

Методы выявления и доказывания антиконкурентных соглашений в условиях цифровой экономики – стали следующей темой обсуждения. Заместитель начальника управления по борьбе с картелями ФАС России Антон Тесленко обратил внимание, что одной из задач службы является развитие цифровых методов борьбы с антиконкурентными соглашениями. Схемы реализации таких соглашений постоянно меняются. Необходимость оперативного реагирования на новые схемы и привела к созданию проекта «Большой цифровой кот», который включает в себя создание скринингового сервиса, поиск цифровых средств для анализа товарных рынков, автоматизацию работы по выявлению и доказыванию картелей, а также расширение перечня доказательственной информации.

При обсуждении темы «параллельного импорта» были затронуты вопросы возможности создания механизмов возмещения параллельными импортёрами соразмерных маркетинговых и прочих расходов на продвижение, развитие, обслуживание товара. Заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров подчеркнул, что основные расходы несёт производитель. Одним из аспектов, к которому часто прибегают субъекты, выступающие против параллельного импорта, является негативное влияние на инвестиционную деятельность. Но этот шаг только способствует стимулированию инвестиций в Российскую Федерацию, поскольку послужит привлечению к открытию производства на территории страны.

Президент Ассоциации «НП «ОКЮР» Александра Нестеренко отметила, что с точки зрения Закона о защите конкуренции практика «двойных стандартов» может рассматриваться как недобросовестная конкуренция путём введения в заблуждение потребителей, если одновременно выполняются два условия: производитель позиционирует свою продукцию для российского рынка, как аналогичную с точки зрения качественных характеристик иностранной продукции под тем же брендом. Второе условие – указанные качественные характеристики российской продукции по отношению к иностранной продукции под тем же брендом отличаются именно в худшую сторону. В других случаях, когда производитель не формирует ложных ожиданий, состава нарушения нет.

При рассмотрении вопросов регулирования и практики антимонопольного комплаенса начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов отметил, что этот институт является добровольным, его концепция предполагает смягчение ответственности нарушившего субъекта в том случае, если такой субъект предпринимает меры по внедрению и реализации эффективного комплаенса. Он сообщил, что ФАС России совместно с членами ОКЮР проработала поправку в КоАП РФ об условиях снижения ответственности за комплаенс. При этом, заявил спикер, необходимы дополнительные меры стимулирования внедрения и развития этого механизма. Сама концепция института комплаенса должна функционировать на принципах саморегулирования, а не государственного принуждения.

Опубликовано по адресу: fas.gov.ru/news/31376