Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Эксперты обсудили риски отмены антимонопольных иммунитетов для ИС и то, как будут анализироваться показатели развития конкуренции в регионах

16 апреля 2018 г. в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Тенденции. Практики. Реформа. Комплаенс. Защита», организованный Объединением корпоративных юристов России при участии ФАС России.

О Национальном плане развития конкуренции и об итогах заседания Государственного совета РФ, посвященного вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов РФ по содействию развитию конкуренции, рассказал заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов.

«Указ Президента – это не просто „документ-пожелание“. Это прямое указание на то, что содействие развитию справедливой и честной конкуренции – основополагающий принцип государственной политики, в котором задействован и федеральный уровень власти, и уровень государственной власти субъектов Федерации, – отметил замглавы ФАС России. В указе содержится ряд норм, которые прямо запрещают органам государственной власти вводить те или иные дискриминационные условия предпринимательской деятельности, а также запрещают необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков путем издания каких-либо актов и решений, приводящих к недопущению или устранению конкуренции».

«С нашей точки зрения важно то, что Президент Российской Федерации поручил федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Федерации заняться самоанализом, выявить те препятствия, которые мешают развитию конкуренции в соответствующих отраслях и регионах и предложить действенные меры по их устранению – подчеркнул представитель регулятора. – Это задача достаточно сложная. Многие органы власти с этой точки зрения на свою деятельность никогда не смотрели».

В каждом субъекте Федерации к концу 2018 г. должны появиться «дорожные карты» развития конкуренции, которые представят органы госвласти регионов, исходя из объема компетенций, которыми они обладают, и тех секторов экономики, на состояние которых они действительно могут повлиять. Показатели развития конкуренции в регионах будут рассматриваться как один из показателей оценки губернаторов, которую проводит Администрация Президента РФ.

В соответствии с Национальным планом развития конкуренции органы госвласти должны до 1 февраля 2019 г. предложить комплекс мер по снижению административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции в соответствующих секторах экономики. По словам Андрея Цыганова, оценка предлагаемых мер и степени достижения показателей развития конкуренции будет проводиться не кулуарно, а совместно с бизнес-сообществом.

«Поэтому и профессиональные отраслевые объединения предпринимателей, и „большая четверка“ бизнес-ассоциаций будут участвовать в этом процессе. Я уверен, что мы будем привлекать к этой оценочной работе и объединения профессиональных юристов», – заключил замглавы ФАС России.

Говоря об итогах первого после выборов Президента РФ заседания Госсовета 5 апреля 2018 г., Андрей Цыганов отметил: «Самым серьезным адвокатом проконкурентного развития экономики был президент. Он говорил абсолютно правильные вещи и делал это гораздо жестче, чем мы могли себе предположить. Потому что заявить о том, что нарушение антимонопольного законодательства – это преступление, равным которому может быть только государственная измена или убийство, настаивать на том, что ограничение конкуренции наносит колоссальный ущерб экономике и без решения задач в этой сфере мы не сможем двинуться вперед, критиковать сложившийся стиль бюрократического мышления, засилье государственных и муниципальных предприятий на конкурентных рынках и создание тепличных условий для „своих“, которые коверкают конкурентную среду, – это очень важно для всех нас».

Андрей Цыганов детально рассказал о законодательных инициативах ФАС России – пятом антимонопольном пакете, посвященном вопросам цифровой экономики и о ходе обсуждения данного законопроекта.

Президент Ассоциации «НП «ОКЮР» Александра Нестеренко обратила внимание на то, что в феврале 2018 г. члены ОКЮР направили свои комментарии и предложения к пятому антимонопольному пакету.

«В числе прочего ОКЮР предостерегает, что полная и безоговорочная отмена иммунитетов, предусмотренных статьями 10 и 11 Закона о защите конкуренции, влечет за собой многочисленные риски и негативные последствия для добросовестных правообладателей, а также предоставит недобросовестным участникам рынка возможность переводить решение хозяйственных споров из частноправовой области в сферу публично-правового регулирования, что в итоге может отрицательно сказаться в том числе на развитии высокотехнологичных рынков и конкуренции на них», – отметила Александра Нестеренко.

Вопросы антимонопольного правоприменения по различным аспектам деятельности антимонопольного ведомства и статьям Закона о защите конкуренции осветил начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов. В своем выступлении он остановился на таких важных вопросах, как разъяснения Президиума ФАС России и применение механизма внутренней апелляции.

Также на мероприятии обсуждалась деятельность антимонопольного ведомства в субъектах Федерации, совершенствование контрольно-надзорной деятельности и практика внедрения комплаенса как задача органов государственной власти.

ФАС России

Опубликовано по адресу: www.cljournal.ru/news/15047/