Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

15 марта Ассоциация «НП «Объединение Корпоративных Юристов» при поддержке ФАС России и ЕЭК провела ежегодный Антимонопольный форум

Эксперты обсудили пятый антимонопольный пакет, проект Разъяснений ФАС по анализу конкуренции на товарных рынках, реализацию Нацплана развития конкуренции, а также практику ЕЭК и планы Комиссии на будущее. Информационным партнером выступил журнал «Конкуренция и право».

Изменения в экономике в условиях цифровой трансформации заставляют менять основополагающие определения антимонопольного регулирования, сообщил статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский. Он указал, что в первую очередь необходимо корректировать критерии доминирующего положения и границ товарных рынков. «Чтобы изменить ситуацию, мы разработали пятый антимонопольный пакет. Мы стали второй страной в мире, где такое законодательство разработано. В ближайшее время он выйдет на широкое общественное обсуждение на уровне Правительства РФ», – сказал Андрей Цариковский.

Итоги исполнения Национального плана развития конкуренции за 2018 г. прокомментировал заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский. «Согласно нашей статистике, на 14 процентов снизилось количество антимонопольных нарушений со стороны органов власти. Это является одной из программных целей», – сообщил он.

Еще одна цель – увеличение доли закупок, в которых принимают участие субъекты малого и среднего предпринимательства. По итогам прошлого года эта доля составила 29,7% при целевом показателе к 2020 г. 31%. Что касается закупок госкомпаний, то доля закупок у малого бизнеса составила 12,1% (к 2020 г. целевой показатель – 18%).

Следующий блок работы затрагивает вопросы поддержки конкуренции на региональном уровне. «100 процентов субъектов РФ внесли изменения в положения органов исполнительной власти, где был закреплен приоритет развития конкуренции. Также все регионы утвердили ключевые показатели ее поддержки», – сказал Сергей Пузыревский. Также, отметил он, проведена работа по внедрению антимонопольного комплаенса в органах власти. Кроме того, эта работа ведется не только на региональном, но и на федеральном уровне, и 12 федеральных органов исполнительной власти, в том числе и ФАС, утвердили положения об антимонопольном комплаенсе.

Отдельный блок работы по исполнению Нацплана развития конкуренции направлен на изменение законодательства. В Правительство РФ внесены пять законопроектов, один из них принят ГД в первом чтении.

В заключительной части своего доклада Сергей Пузыревский подчеркнул, что в рамках реализации Нацплана ведомство формирует профессиональную специализацию в сфере конкурентного права.

Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов сообщил, что антимонопольная служба и ОКЮР разработали проект Разъяснений Президиума ФАС России об отдельных вопросах анализа состояния конкуренции на товарных рынках. Документ дважды был представлен на Методическом Совете ФАС и по итогам обсуждения утвержден.

«Проект дополняет ранее изданные разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства с учетом обязательности проведения анализа состояния конкуренции при рассмотрении дел и должен применяться в совокупности с ними», – пояснил он.

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров в ходе выступления рассказал о проведенной совместно с экспертным сообществом, в том числе и ОКЮР, работе по определению общих критериев смешения.

«Среди элементов сходства, которые могут привести к смешению товаров на рынке, антимонопольное ведомство относит: обозначения, не зарегистрированные в качестве товарных знаков, общий внешний вид, элементы оформления упаковки, цветовая гамма и фирменный стиль в целом, –  пояснил он. – При смешении продукция хозяйствующего субъекта по тем или иным параметрам настолько напоминает продукцию конкурента, что потребитель способен принять его товар за товар конкурента».

Замглавы ФАС России также напомнил участникам мероприятия о подписанном дополнительном соглашении ФАС России и Ассоциации «НП «ОКЮР». Теперь специалисты Ассоциации смогут предоставлять заключения о наличии копирования или имитации между товарами, являющимися предметом рассмотрения дел в ФАС России, руководствуясь разработанными ими «Методическими рекомендациями по определению сходства элементов, индивидуализирующих товары, согласно ч. 2 ст. 14.6 Закона «О защите конкуренции».

По материалам ФАС России

Опубликовано по адресу: cljournal.ru/news/16997/