Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Бизнес и потребители

20 июля в ФПА РФ состоялся круглый стол «Бизнес и потребители. Снижение административных барьеров для бизнеса. ВТО и Таможенный союз. Судебная практика. Новые проекты»

У госчиновников, осуществляющих надзор за исполнением законов, и юристов зачастую совершенно разные представления о том, как работают установленные законом нормы, правила, требования. Нам нужны разъяснения, а властям – обратная связь от нас. 

В минувшую среду, 20 июля, юристы – в основном руководители правовых департаментов самых разных компаний – встретились с высокопоставленными представителями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Юристов волнуют условия, в которых их компаниям приходится работать – желательно, не попадая под нагрузку в виде проверок и запретов. 

Соорганизаторами встречи выступили НП «Объединение корпоративных юристов» (ОКЮР) и Юридическая фирма «ЮСТ». Гостей приняла Федеральная палата адвокатов, в зале заседаний Совета которой и прошла встреча. Спикеры – Михаил Орлов, статс-секретарь – заместитель руководителя Роспотребнадзора, и Олег Прусаков, начальник управления защиты прав потребителей этого ведомства. Модератором дискуссии выступила президент ОКЮР Александра Нестеренко. Рассмотрим некоторые из ключевых тезисов их выступлений. 

Проверяющих научат единообразному подходу к оценке нарушений 

Порядок проведения проверок регулируется массой законов и подзаконных актов. За прошедший год внесено огромное количество поправок в без малого 300 законов. И все же у многих специалистов-исполнителей пока не сложился единый подход, общая на всех целостная картина того, как должен работать механизм проверок. Поэтому, например, специалисты федерального органа и его территориальных органов могут одни и те же события оценивать по-разному. 

Для единообразия в подходах были изданы четыре методички. Ими теперь руководствуются территориальные подразделения Роспотребнадзора. Еще немного, и проверяющие научатся работать по строгому шаблону, без ненужного творчества. 

Риск-ориентированный надзор: проверки станут адресными и по делу 

Роспотребнадзор стремится облегчить жизнь предпринимателям так, чтобы не перегружать проверками. В рамках пилотного проекта впервые внедряется так называемый риск-ориентированный надзор. О нем рассказал господин Орлов. 

В чем суть нового подхода? Сосредоточить внимание на тех предприятиях, которые создают риски, т.е. несут потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, и одновременно снизить надзор за «безрисковыми» предприятиями. К последним относятся не несущие опасности в плане санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 

Всем хозяйствующим субъектам будут присваиваться классы опасности. В зависимости от класса – внимания к такому бизнесу будет больше или меньше. В первую очередь учитываются потенциальный вред от допущенных нарушений и масштаб воздействия данного конкретного бизнеса на людей. Примечательно, что при определении класса опасности будет учитываться степень законопослушности субъекта: у кого нарушений меньше или вовсе нет, тому ниже класс опасности и соответственно меньше проверок. У всех нарушителей будет шанс «исправиться», т.е., устранив нарушения, понизить свой класс опасности и освободиться от частых проверок. 

Санитарные правила: обновление продолжается 

Санитарные правила должны быть эффективными, ведь посредством них достигаются заявленные цели Роспотребнадзора об охране жизни и здоровья населения. Но есть и другой аспект – исполнение этих правил. Чем яснее и проще требования, тем – к взаимному удовольствию всех вовлеченных сторон – проще требования исполнить. Поэтому сейчас продолжается пересмотр санитарных правил – их упрощают, устаревшие обновляют или упраздняют за ненадобностью. 

Во исполнение поручения Президента РФ и Правительства РФ Роспотребнадзор разработал и внес в Правительство РФ Стратегию повышения качества пищевой продукции, рассчитанную до 2030 г. «В том числе речь о повышении качества продукции, а не только о ее безопасности», – подчеркнул Михаил Орлов. 

Путь всех товаров от производителя до потребителя сможет отследить каждый 

Интересное положение упомянутой выше Стратегии – проект, позволяющий отслеживать путь, который проходит продукция от производителя до потребителя. Товар маркируется специальным штрихкодом или электронным чипом, позволяющим считывать соответствующую информацию прямо с упаковки товара. Тестирование успешно состоялось. История такова: осенью 2015 г. страны ЕАЭС подписали соглашение о маркировке изделий из меха специальными RFID-метками. (На тот момент порядка 84% меховых шуб ввозилось в Россию контрабандным путем.) Соглашение вступило в силу с апреля 2016 г. Оказалось, что механизм хорошо работает (его продолжают развивать). Кроме таможенников и налоговиков, имеющих понятный ведомственный интерес, в проект вовлечен и Роспотребнадзор. 

По мере внедрения системы можно будет прослеживать информацию о производителе, соответствии товара заданным требованиям, о пути товара от завода или фабрики до покупателя. В будущем маркировать будут и пищевые товары. «Речь идет не о дорогостоящих RFID-метках, – подчеркнул Михаил Орлов, – а об обычных штрихкодах, уже используемых во многих странах. Любой потребитель с помощью смартфона и приложения сможет проверить прямо в магазине, откуда поступил товар, каков срок его годности и все остальное». 

Интернет-агрегаторы: больше никаких «котов в мешке» онлайн 

В Закон о защите прав потребителей внесены поправки, регламентирующие деятельность компаний-посредников, которые сами не продают товары и услуги потребителям, но принимают за них платежи онлайн. По словам Орлова, представители крупных компаний данного профиля приветствовали нововведения, так как из-за деятельности множества мелких и порой не очень добросовестных фирм вся индустрия несет репутационный ущерб. 

Теперь потребитель не окажется в ситуации, когда платишь непонятно кому и исполнять заказ будет непонятно кто. По новому закону покупатель будет сразу видеть информацию о продавце (ИНН, адрес и другое) – до оплаты товара. 

О практике и причинах проведения внеплановых проверок 

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Роспотребнадзор осуществляет надзорную деятельность в трех направлениях: государственный санитарно-эпидемиологический надзор, надзор в области защиты прав человека, а также государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов. Перечень оснований для проведения внеочередных проверок закрытый, т.е. проверки не могут проводиться произвольно. Среди оснований – поручения Президента или Правительства и обращение потребителя, чьи права нарушены. 

По статистике каждое десятое заявление гражданина приводит к проведению внеплановой проверки. Есть такой особый документ – Доклад о защите прав потребителей, он ежегодно публикуется Роспотребнадзором. В нем интересная статистика: ведомство ежегодно участвует более чем в 10 000 судебных дел, инициируемых по его требованию. 

В заключение президент ОКЮР Александра Нестеренко поблагодарила спикеров за открытость, которой так не хватает в отношениях бизнеса с многими другими представителями госструктур, чьи решения влияют на жизнь бизнеса и чье внимание было бы полезно обращать на важные вопросы. 

Опубликовано по адресу: www.advgazeta.ru/arch/224/1960