Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Мероприятия ОКЮР, фотогалереи

Ежегодный Антимонопольный форум ОКЮР: «Новый «антимонопольный пакет». Механизмы, позволяющие компаниям эффективно управлять антимонопольными рисками»

При официальной поддержке Федеральной антимонопольной службы

Партнеры:

21 марта 2014 года с 9:00 до 16:00
Место проведения: Москва, ул. Ильинка, д. 6, Конгресс центр ТПП РФ

Посмотреть презентации форума >>

(только для членов ОКЮР)

Программа

ОКЮР совместно с ФАС России вырабатывает эффективные механизмы управления антимонопольными рисками

21 марта 2014 года в стенах Торгово-Промышленной Палаты России состоялся ежегодный Антимонопольный Форум, организованный НП «Объединение Корпоративных Юристов» (ОКЮР) при поддержке Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). В этом году Форум носил название «Новый антимонопольный пакет. Как защитить компанию от нарушений антимонопольного законодательства» и был посвящен новым поправкам в закон о защите конкуренции«. Партнерами мероприятия выступили юридические фирмы «Гольцблат БЛП» и «Дентонс».

На открытии Форума Александра Нестеренко, президент НП «Объединение Корпоративных Юристов», подчеркнула, что традиционно нынешний Форум будет носить интерактивный характер, и призвала участников к максимальной открытости и активности.

Андрей Рего, директор департамента управления регуляторными рисками ОАО «МТС», представил основных участников форума. Он отметил, что очередные изменения в Закон о защите конкуренции приобрели пакетный характер. У нас по факту очередной и не простой пакет изменений. Что послужило причиной таких изменений: обещанная либерализация антимонопольного законодательства или желание восполнить те положения, которые не были учтены 2 года назад при принятии предыдущего пакета изменений, либо и то и другое? По мнению Андрея Рего, были попытки сделать и первое и второе...

Очевидно, что в предлагаемом сегодня пакете поправок присутствуют предложения, которые однозначно позволяют заключить об упрощении регулирования и снижении давления на бизнес. Например, расширение института предупреждений, исключение положений Закона о защите конкуренции, которые позволяли определять доминирующее положение компаний с долей менее 35%, а также упразднение реестра доминирующих субъектов.

Вместе с тем по-прежнему остаются нормы, которые активно критикуются не только бизнес-сообществом, но и профессиональными юристами и экономистами. Это вопросы регулирования антимонопольным интеллектуальной деятельности, введение нового запрета «пер се» для вертикальных соглашений, запрещающего по сути отношения эксклюзивности между продавцами и покупателями и др.

Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России, в начале своего выступления подчеркнул, что некоторые эксперты упрекают антимонопольную службу в частом изменении антимонопольного законодательства. «Не только наша жизнь, но и экономика не стоит на месте, совершенно закономерно, что все элементы российского антимонопольного законодательства и правоприменения должны постоянно развиваться и совершенствоваться», — отметил заместитель руководителя ФАС России.

По словам Андрея Цыганова, в рамках предлагаемых поправок предполагается расширение применения институтов предупреждения и предостережения, а также упразднение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. «Предлагаемые поправки родились не в тишине кабинетов, а берутся, прежде всего, из практики антимонопольной службы и на основе широкого общественного обсуждения с представителями бизнеса, юридического сообщества и гражданского общества», — отметил Андрей Цыганов.

Также, по мнению заместителя руководителя ФАС, важным элементом развития антимонопольного регулирования является утвержденная Правительством России Дорожная карта «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».

Сергей Пузыревский, начальник правового управления ФАС России, рассказал об основных направлениях работы антимонопольной службы сегодня. Он отметил, что основным вектором развития станет расширение института предупреждения и предостережения, которое позволит ФАС России стать органом предупредительного характера.

«Новый антимонопольный пакет уже внесен в Правительство Российской Федерации. В ближайшее время состоится совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова, и если мы получим положительную оценку, законопроект будет внесен в Государственную Думу», — прокомментировал Сергей Пузыревский.

Также Пузыревский подробно рассказал о главных нововведениях нового антимонопольного пакета. «В первую очередь, законопроект исключает функцию по ведению реестра субъектов, занимающих долю на товарном рынке более 35 процентов товарного рынка. Таким образом, снимается административная нагрузка по представлению антимонопольному органу сведений. Во-вторых, антимонопольная служба выступает за ограничение создания государственных и муниципальных предприятий органами власти. Они не должны создаваться на конкурентных рынках», — подчеркнул представитель ФАС России.

Поправки в закон о защите конкуренции в своем докладе детально рассмотрел Николай Вознесенский, партнер, руководитель антимонопольной практики юридической фирмы «Гольцблат БЛП». Он отметил, что приобретение ФАС России больше функций предварительного контроля является очевидной тенденцией «нового» антимонопольного пакета. «Нельзя не отметить и тенденцию саморегулирования в области антимонопольного законодательства: это и различные кодексы поведения, и торговые практики, и разъяснения закона, адресованные широкому кругу лиц, и внутрикорпоративные программы соблюдения законодательства. — Пояснил Н. Вознесенский. — Это может предоставить бизнесу новые возможности». При этом он подчеркнул, что нельзя игнорировать опасения тех участников рынка, которые считают, что в результате предварительного одобрения документов компаний ФАС России сталкивается с риском потерять равноудаленность от всех хозяйствующих субъектов. «Нельзя также пожертвовать четкостью правил закона, оптимистично рассчитывая на их разъяснения в дальнейшем», — продолжал Вознесенский. Последний вопрос особенно остро ставится в связи с не до конца продуманными поправками, распространяющие антимонопольные правила на результаты интеллектуальной деятельности«.

Обсуждение вопроса защиты интеллектуальной собственности в контексте упомянутой 10 ст. статьи закона о защите конкуренции вызвало бурное обсуждение в рамках дискуссионной сессии Форума. Участники Форума озвучили свои предложения по совершенствованию указанной статьи закона.

Кристиан Филиппич, партнер брюссельского офиса юридической компании «Нортон Роуз Фулбрайт ЛЛП», рассказал о практике применения конкурентного права и антимонопольных расследований в ЕС применительно к российским предприятиям, имеющим дочерние компании в странах Евросоюза. К, Филиппич назвал основные тенденции и инструменты правоприменения антимонопольного законодательства в ЕС.

Фокус выступления Марата Мурадова, партнера, руководителя антимонопольной практики юридической фирмы «Дентонс» был направлен на освещение механизмов, которые позволяют компаниям эффективно управлять антимонопольными рисками в России. Докладчиком были рассмотрены схема и основные этапы внедрения системы соответствия антимонопольному законодательству, а также методология внутреннего аудита и оценки антимонопольных рисков.

Стандарты доказывания картелей и позицию антимонопольного органа по ним раскрыл в своем выступлении Андрей Тенишев, начальник управления по борьбе с картелями ФАС России. «Анализ судебных решений, — заявил А. Тенишев, — позволяет сделать вывод о том, что для судов важно наличие соглашений между конкурентами и причинно-следственная связь между этими соглашениями и поведением конкурентов на рынке». А. Тенишев подробно рассмотрел обстоятельства, которые подлежат обязательному доказыванию нарушений антимонопольного законодательства.

В ходе обсуждения работы Федеральной антимонопольной службы А. Тенишев также подтвердил информацию о возможности наделения ФАС России полномочиями органа дознания. «В любом случае, это будет решать Правительство РФ, Федеральное собрание и Президент, требуется также внесение соответствующих поправок в УПК РФ», — пояснил начальник управления по борьбе с картелями ФАС России. Данные полномочия, по словам Тенишева, необходимы антимонопольному органу для реализации принципа неотвратимости наступления ответственности картелей.

В заключение Тенишев поддержал тезис, озвученный на Форуме Кристианом Филиппичем о том, что лучший способ для компаний не понести издержек — не заключать антиконкурентных соглашений.

Множество других вопросов остались неохваченными рамками Форума, что подтверждает остроту и злободневность проблем в сфере антимонопольного регулирования. В завершение Форума А. Нестеренко поддержала инициативу юридического сообщества продолжить обсуждение острых вопросов, не дожидаясь следующего Антимонопольного форума, и пообещала юристам вынести для обсуждения на площадку ОКЮР проблемы, которые не терпят отлагательств.



Информационные партнёры

Регистрация и дополнительная информация:
Катерина Дедич
+7 (495) 988-53-88, доб. 1413,
e-mail: katerina.dedich@rcca.com.ru
Аккредитация СМИ и информационное партнерство:
Оксана Гулязина
+7 (495) 988-53-88, доб. 1406,
e-mail: o.gulyazina@rcca.com.ru



Фотогалерея события

1–2122–26