Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Мероприятия ОКЮР, фотогалереи

Конференция «Статус — всё сложно?» Ведение бизнеса в условиях санкций

Партнер

12 апреля 2022 года, c 13:00 до 18:30
Место проведения: Москва, ул. Ильинка, д. 6, Конгресс центр ТПП РФ
Посмотреть презентации конференции (только для членов ОКЮР)

Оперативное реагирование: 12 апреля состоялась конференция ОКЮР и DELCREDERE – «Статус – все сложно? Ведение бизнеса в условиях санкций».

На мероприятии присутствовало более 150 представителей бизнеса, участники обсудили ключевые в текущей ситуации вопросы для российских и международных компаний. Был представлен зарубежный опыт ведения бизнеса в условиях санкций, а также рассмотрены новые реалии заключения сделок.

«Правила сейчас не работают», – так Янина Станюленайте, вице-президент по правовым вопросам ЕВРАЗ, начала свое выступление. Она рассказала, как на компании сказываются санкционные решения, даже если она не попала в санкционные списки.

Проблемы, схожие с делом ЕВРАЗа, могут возникнуть у многих российских компаний, особенно, если у них есть присутствие в иностранной юрисдикции. В такой ситуации профессиональному сообществу стоит больше коммуницировать, обмениваться практиками и советами.

Партнеры коллегии адвокатов Delcredere поделились своим видением решения вопросов с международными арбитражами и санкционным комплаенсом.

Антон Гармоза, партнер, руководитель практики международного арбитража DELCREDERE выделил несколько сложных моментов при рассмотрении международных споров, которые возникают в нынешних условиях: трудности при оплате арбитражных сборов, затруднительная мобилизация в Европу для проведения слушаний, привлечение западных консультантов и экспертов, процесс приведения решений в исполнение.

В отношении текущих международных споров партнер Delcredere рекомендовал использовать возможности отвода арбитров, запрос отсрочек в ходе процесса, фиксацию оснований для последующей отмены решения или для отказа в признании и приведении его в исполнение. Для получения исполненного по арбитражному решения можно использовать уступку права требования – такой ход не будет противоречить закону, отметил спикер.

При заключении новых контрактов Антон Гармоза рекомендовал по возможности избегать недружественных стран как места арбитража, а также выбирать российское применимое право, даже если приходится соглашаться на иностранный арбитражный институт и место арбитража за рубежом – такое решение поможет в назначении подходящих арбитров в будущем. Арбитражную оговорку также следует дополнить положением, исключающим назначение председателем (или единоличным арбитром) гражданина или постоянного резидента недружественной страны.

Что касается инвестиционных исков против иностранных государств, то к ним нужно обращаться в случаях эскпроприации или заморозки активов иностранным государством, а также в случае дискриминации в отношении компании.

В свою очередь Андрей Рябинин, партнер, соруководитель санкционной практики DELCREDERE в своем выступлении рассказал о санкционном комплаенсе, как способе снижения санкционных рисков, и той грани, которая отделяет учет санкционных рисков от уклонения от санкций. Он отметил, что сильно увеличились риски для компаний, на которых санкции не распространяются напрямую, а также риски, связанные с экспортом и импортом товаров.

Спикер объяснил разницу между непосредственными требованиями иностранных регуляторов и подходом, который занимают банки и иные комплаенс-агенты на практике, а также подчеркнул необходимость учета подходов иностранных регуляторов к определению критериев обхода санкций при ведении международных расчетов и международного бизнеса в целом. Андрей обратил внимание аудитории на то, что подобные критерии выработаны уже не только в отношении международных транзакций с использованием классических банковских расчетов, но и виртуальной валюты.

Критерии санкционного комплаенса могут быть положены банками, иными органами и контрагентами в основу построения бизнес-стратегий и коммуникаций с российскими компаниями.

Участники сессий также рассказали об опыте получения лицензий, безрисковой закупки оборудования и ПО.

Святослав Шевалье, руководитель административного и судебного направления Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» рассказал об исполнении сделок в новых реалиях.

Со слов спикера, сейчас из-за ограничительных мер между компаниями возникли проблемы с исполнением обязательств. Не все заказчики могу пойти навстречу поставщикам и согласовать изменения условий договора. Можно попробовать обосновать изменения договора, приравняв текущие обстоятельства к форс-мажору, но суды чаще всего отказывают в таком подходе. Объясняется это тем, что компания должна была заложить такой предпринимательский риск. Это же касается и расторжения договора на основании существенных изменений обстоятельств, проблема в том, что в большинство договоров подобные пункты не закладывались.

«Пока я вижу тенденцию, что суды будут вставать на сторону заказчиков, что касается сделок в дальнейшем, то нужно прописывать в качестве форс-мажора введение ограничительных мер, а также отказ контрагентов из-за ограничительных мер выполнять свои обязательства», поделился в своем выступлении Святослав.

Про запрет ввоза оборудования, технологий и программных продуктов рассказала Анна Войцехович, директор Департамента управления правовыми рисками ПАО «МТС». Она перечислила, какие категории оборудования, ПО и технологий попадают под санкции:

«В первую очередь запрещено то, что произведено в Америке, следующая категория – это то, что содержит 25% и более американских технологий. Здесь нужно понимать, что 90% софта, который есть во внутреннем пользовании Российской Федерации, написано с достаточно большим заимствованием американских технологий. И последнее – оборудование и софт, произведенные с использованием другого оборудования и софта, которое содержит 25% и больше. Закрыто все. На сегодняшний момент нет чисто русских кодов и ПО.

Но во всем этом есть небольшое исключение: под ЕАР и санкции не попадает пользовательское оборудование. У них есть специальный ЕАР-номер: 5А99А.С, тогда это оборудование можно приобретать, ввозить, использовать и делать реэкспорт. Второй блок исключений – использование программного продукта в облачной технологии. Они освобождены из-под санкционного режима».

Анна советует проанализировать, идет ли запрет, потому что ваше оборудование, технологии и ПО попадают под санкции или потому что вендер отказывается работать с Россией. Методика действий в этих случаях будет совершенно разной. Ключевой совет, – подчеркнула спикер, – создавайте и ищите российские разработки, зарубежное ПО любого происхождения в любой момент может стать для нас токсичным.

Благодарим партнеров Delcredere и всех участников конференции за продуктивную встречу!

Фотогалерея события

1–2122