Разделы сайта
Признание ОКЮР на государственном уровне

Блоги. События ОКЮР глазами участников

28 октября 2019
ОКЮР СТАЛ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ПАРТНЁРОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ В РЕФОРМЕ КНД
С лета 2019 года члены ОКЮР направляли своих экспертов в формируемые Аппаратом Правительства ...
30 мая 2019
ТРИ НАГРАДЫ НА ПМЮФ
Когда Елена Борисенко, Советник Министра юстиции, и Юрий Любимов, самый молодой заместитель...
15 апреля 2019
УШЁЛ ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЁВ
Неожиданно от нас ушёл великий юрист, учёный, государственный деятель, дипломат и прекрасный...
15 февраля 2019
НОВАЯ ИНИЦИАТИВА ОКЮР
Спешу поделиться своей радостью! Вчера провели умное, содержательное обсуждение проблем взаим...
23 ноября 2018
ПРАВИЛО "ЗУБНОЙ ЩЁТКИ". О ЧЁМ ГОВОРЯТ РУКОВОДИТЕЛИ
В этом году собрание 100 руководителей правовых и иных подразделений особенно удалось. Ве...



Мероприятия, Фотогалереи, Пресс-релизы ОКЮР

Конференция «ВТО, Таможенный Союз, ЕврАзЭС: что ожидать бизнесу от нового правопорядка?»



При поддержке ФАС России


Партнеры



20 сентября 2012 года 9:30 — 14:30
Место проведения: Москва, ул. Ильинка, д. 6, Конгресс-Центр ТПП РФ

Опыт — самый лучший наставник.
Вергилий

Посмотреть презентации докладчиков >>

(только для членов ОКЮР)



Программа

20 сентября 2012 года НП «Объединение Корпоративных Юристов» (НП «ОКЮР») при поддержке ФАС России и участии юридических фирм «Саланс» и «Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры» провели конференцию «ВТО, Таможенный союз, ЕврАзЭС: что ожидать бизнесу от нового правопорядка?»

Объединение Корпоративных Юристов держит руку на пульсе изменений правового поля, связанных с расширением экономического пространства, в котором приходится действовать юристам, работающим в бизнесе. Эти изменения касаются правовых конструкций, сопровождающих перемещение товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, капиталов, трудовых ресурсов.

Александра Нестеренко, президент Объединения Корпоративных Юристов, сформулировала так вопросы для обсуждения: как сохранить конкурентные преимущества в новых экономических условиях, когда на российский рынок будут допущены конкуренты — члены ВТО. Как подготовиться к региональной экспансии в предверии расширения таможенной территории? Как будут соотноситься требования ВТО и регулирование Таможенного Союза/ЕврАзЭС применительно к деятельности компаний? Какие открываются механизмы правовой защиты по разрешению межгосударственных споров, а также по рассмотрению споров в национальном судебном порядке страны импорта? Каковы дополнительные гарантии судебной защиты интересов компаний? Ответы на эти вопросы должны помочь юристам бизнеса выработать алгоритм действий и обратить опасения нового правопорядка в плюсы для бизнеса.

Нурлан Шадибекович Алдабергенов, Член коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК), сообщил, что ЕЭК, созданная в конце 2011 года и функционирующая с 1 января 2012 года, имеет восемь направлений. Одно из ключевых направлений — конкурентная политика, которая затрагивает практически все сферы экономики, поэтому исключительно важна.

Главной задачей своего ведомства Н.Ш.Алдабергенов считает устранение барьеров, которые препятствуют бизнесу. Работу по этой задаче ЕЭК планирует завершить к середине следующего, 2013 года. Вторым важным направлением работы своего ведомства Н.Ш.Алдабергенов назвал тарифную политику. Принципы тарифного ценообразования должны быть четко сформулированы и открыты, считает он. Третье направление — государственные закупки. Задача работы в этом направлении — свободное участие в электронных торгах, используя потенциал, наработанный в РФ, Белоруссии и Казахстане.

Основная задача сегодня — гармонизировать национальное антимонопольное законодательство — итогом этой работы в будущем, возможно, станет разработка единого антимонопольного кодекса, закончил свое выступление Нурлан Шадибекович.

Елена Кузнецова, начальник отдела по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК, продолжила тему регулирования конкурентных отношений в рамках ЕЭП. Формирование единого товарного рынка невозможно без становления единых правил конкуренции, которые были бы понятны и доступны для применения всеми сторонами Соглашения. Главным документом, определяющим конфигурацию системы регулирования конкурентных отношений, является Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, вступившее в силу с 1 января 2012 года. Елена изложила позицию ЕЭК касательно параллельного импорта и международного принципа исчерпания прав, что вызвало оживленную дискуссию в зале. В результате дискуссии представители ЕЭК и ФАС выразили готовность к взаимодействию с членами ОКЮР.

Андрей Цыганов, заместитель Руководителя ФАС России, и Сергей Пузыревский, начальник правового управления ФАС России, рассказали о гармонизации российского антимонопольного законодательства в связи с принятием Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции.

В своем выступлении А. Цыганов отметил, что корпоративные юристы очень быстро и четко реагируют на все изменения в российском и международном правовом поле, а предметом своего доклада представил изложение общего взгляда российского национального антимонопольного органа на гармонизацию антимонопольного законодательства. «Главная задача — это устранение барьеров для бизнеса», — был солидарен с представителями ЕЭК замглавы ФАС России. Далее А.Цыганов представил свое видение обсуждаемых вопросов.

В рамках переходного периода должна быть создана единая правовая база для осуществления контроля за соблюдением конкурентного права. Антиконкурентный блок соглашений — это целая система документов, которые вступили в силу с 1 января 2012 года: Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции; Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий; Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий; Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства; Соглашение о государственных (муниципальных) закупках; Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики; Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации; Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики; Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.

Система контроля соблюдения условий конкуренции — единство четырех органов: национальных антимонопольных органов РФ, республик Казахстан и Беларусь, ЕЭК. Вопросам взаимодействии между собой этих органов посвящен раздел в Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции.

Основные цели, которые должно реализовать вступление России в ВТО: устранение дискриминационных барьеров для российского экспорта; улучшение делового и инвестиционного климата; рост российского бизнеса в условиях усиления добросовестной конкуренции; доступ к эффективной системе разрешения споров; участие в выработке новых правил (мировой) торговли на основе равенства.

Продолжил тему Сергей Пузыреский, который дал оценку положения России в процессах интеграции в ВТО, ТС, ЕврАзЭС, законодательства, подходов ФАС к интеграции в эти процессы. Россия, вступив во Всемирную торговую организацию, стала полноправным участником международной торговли, с хорошими, в большинстве своем, практиками ведения торгового бизнеса, которые обеспечивают свободный товарооборот между странами, но таят в себе и некоторые опасности. В результате указанных процессов, на территории нашей страны оказываются сильные зарубежные компании, которые пережили не одну конкурентную войну, но российское антимонопольное законодательство (в т.ч. принятый третий антимонопольный пакет) должно обеспечить адекватную защиту российских компаний на территории РФ от любых действий, колторые связаны с ограничением конкуренции.

Также С.Пузыревский сообщил, что ФАС уже проводит конкретные действия, направленные на снижение административного давления на бизнес России, например, ведомство представило в Правительство РФ законопроект об отмене уведомлений (текст законопроекта в разделе для членов сайта ОКЮР).

В своем выступлении Евгений Хохлов, партнер юридической фирмы Antitrust Advisory, обратил внимание на то, что Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции не только вводит новый корпус норм, которым должны следовать хозяйствующие субъекты, но и предоставляет им новые возможности для защиты своих прав. Также Евгений обозначил некоторые аспекты подготовки бизнеса к новому наднациональному регулированию, среди которых — необходимость создания единой маркетинговой политики в рамках ЕЭП.

Большой интерес вызвало выступление Эдуарда Боровикова, партнера, руководителя Глобальной практики в области ВТО, международной торговли и таможенного права юридической фирмы Salans, Брюссель и Москва на тему «Правопорядок ВТО и регулирование ТС/ЕврАзЭС: практические шаги по подготовке бизнеса к новым условиям»: «Вступление России в ВТО и стремительные, хотя и разноскоростные, процессы торгово-экономической интеграции России с рядом стран СНГ создают несколько паралельно применимых правопорядков, которые во многом будут определять условия повседневной работы и успехи российского бизнеса как на едином рынке Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном (ТС), так и на экспортных рынках. Необходимость работы в изменяющемся и сложном правом поле порождает серьезные вызовы, но при правильном и своевременном реагировании эти вызовы создают и дополнительные возможности. Российский бизнес может и должен использовать все преимущества, которые несут в себе существующие и будущие юридические обязательства России по ВТО, ТС, ЕврАзЭС и Единому экономическому пространству, и участвовать в создании соответствующей правоприменительной практики».

Возможности (механизмы) для бизнеса в результате вступления ВТО в России и за её пределами изложил Михаил Черекаев, начальник отдела ВТО Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России. Он дал краткую справку о том, что из себя представляет ВТО, рассказал каким образом обязательства ВТО будут применяться в РФ (вопросы связанные с общим правовым режимом российского законодательства и вопросы правоприменения), также затронул вопросы соотношения правил ВТО и Таможенного Союза. М.Черекаев сообщил, что сформирован и утвержден в рамках Правительственной комиссии по интеграции План по адаптации российской экономики направленный на минимизацию негативных последствий от присоединения и подтвердил готовность Минэкономразвития России к констуктивному диалогу с представителями бизнеса.

О юридической охране интеллектуальных прав в связи с присоединением к ВТО рассказал управляющий партнёр юридической фирмы «Монастырский, Зюба, Степанов & Партнёры» Юрий Монастырский: «В ВТО реализуется идея сглаживания глобального противоречия между странами, первенствующими в технологиях, и остальным миром. И с этой точки зрения в правовой структуре ВТО самым важным являются отнюдь не правила международной торговли сами по себе, а механизмы противодействия присвоению чужих интеллектуальных продуктов, наряду с охраной инвестиций и недискриминацией в услугах».

Модератором сессии «Юристы бизнеса о спорных вопросах» выступил Эдуард Боровиков. Тенденции влияния новых условий на различные отрасли экономики отразили Лев Ковалёв, директор правового департамента компании АЛКОА; Маргарита Мартынович-Грин, директор департамента правового обеспечения продаж и логистики ОАО «ТНК-ВР Менеджмент»; Сергей Колтунов, заместитель генерального директора по корпоративным отношениям, ЗАО «Русский алкоголь»; Марина Наволокова, юрисконсульт департамента правового обеспечения коммерческой деятельности, ОАО «Мегафон», Андрей Захаров, инвестиционный юрист ОАО «РОСНАНО».

В числе негативных факторов, оказывающих возможное влияние на бизнес российских предприятий, в первую очередь металлургической отрасли, Л.Ковалев назвал: отмену квотирования; ослабление инструментов торговой защиты; снятие технических барьеров; отсутстве возможности хеджирования сделок; высокую стоимость заемного капитала.

По мнению Маргариты Мартынович-Грин важнейшими преимуществами, которые Россия должна получить от присоединения к ВТО, являются: право участия в международном нормотворчестве, в частности, в нормотворчестве в области международного торгового права; более высокий уровень защиты интересов национального бизнеса в мировой торговле; снижение административных барьеров в бизнесе — для всех компаний или предпринимателей, вне зависимости от страны их регистрации, т.е. и для российских тоже. В связи со вступлением в ВТО российское государство должно играть активную роль в: содействии бизнесу и потребителям в ознакомлении с правом ВТО; определении и использовании оптимальных механизмов защиты интересов бизнеса и потребителей; толковании отдельных норм (в т.ч. посредством получения разъяснений и толкований от уполномоченных органов ВТО); процессе нормотворчества в рамках ВТО, имея в виду защиту интересов бизнеса и всей страны в целом.

Несоответствие терминологии и регулирования в российском праве и актах ВТО создает несколько проблем, считает Марина Наволокова, в числе неурегулированных вопросов — отсутствие исчерпывающего перечня нарушений; невозможность однозначно определить субъект регулирования.

Андрей Захаров, инвестиционный юрист ОАО «РОСНАНО», в своем выступлении затронул проблему ответственности основного общества по обязательствам дочернего, что особенно актуально для правового сопровождения и защиты инвестиций в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС. Также Андрей обратил внимание на различное регулирование в России, Белоруссии и Казахстане перекрестного владениями акциями (например, ГК Казахстана императивно устанавливает предел взаимного участия двух хозяйственных обществ в размере 25%, а Гражданские кодексы России и Белоруссии таких пределов не содержат) и практические аспекты таких различий.

«Внимание членов Объединения обращено на процессы гармонизации антимонопольного законодательства в связи с принятием Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года, ключевого соглашения из числа соглашений "конкурентного блока". В соответствии с этим соглашением страны-участники обеспечивают разработку модельного антимонопольного закона. ОКЮР станет той экспертной площадкой, на которой, по предложению Нурлана Алдабергенова, будет проводиться обсуждение положений проекта закона. Одновременно ОКЮР во взаимодействии с Департаментом торговых переговоров Минэкономразвития России и ФАС России вовлечет членов Объединения в работу по гармонизации законодательства, участвуя в создании права и правоприменительной практики», — заключает президент НП «ОКЮР» Александра Нестеренко.


Генеральный информационный партнёр


Информационные партнёры


О партнерах

Salans — международная юридическая фирма с 22 офисами по всему миру. Salans предоставляет полный спектр юридических услуг по вопросам корпоративного/торгового права и судебных споров в России и консультирует российские и международные корпорации, а также государственные органы по широкому кругу вопросов в таких областях, как создание дочерних предприятий и представительств, прямые иностранные инвестиции, торговля и торговое финансирование, рынки капиталов, частный акционерный капитал, корпоративная реструктуризация, слияния и поглощения, налоговое планирование, недвижимость и финансирование недвижимости, строительство, трудовое право, интеллектуальная собственность, судебные споры и арбитраж, природоохранная деятельность и прочие вопросы правового регулирования.
«Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры» семь лет подряд входит в пятерку ведущих национальных юридических фирм в РФ, а на протяжении последних девяти лет по совокупности рейтингов международных справочников ChambersGlobal, ChambersEurope, PLCWhich Lawyerи Legal 500 занимает первое место в области разрешения споров среди российских фирм, специализируется также на правовом сопровождении проектов в области интеллектуальной собственности и на консультировании по вопросам ВТО, является независимой организацией и не входит на постоянной основе в профессиональные альянсы и ассоциации. Существует в форме коллегии адвокатов. Другая специализация — услуги в сфере сделок M&A, недвижимости, трудовых отношений, несостоятельности, конкуренции, а также в следующих областях деятельности: финансы, фармацевтика, транспорт, энергетика, телекоммуникации, СМИ.

Запись в блоге на эту тему

Фотогалерея события



Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2019, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов