Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 742  Контакты

Мероприятия ОКЮР, фотогалереи

Антимонопольный форум Объединения Корпоративных Юристов при поддержке Федеральной Антимонопольной Службы «Конкуренция: взгляд в будущее»

фокус на контроль государственных закупок и пресечение картелей; ценовые индикаторы через призму антимонопольного регулирования или поиск системы сдержек и противовесов контроля цен; применение «Пятого антимонопольного пакета» на цифровых и иных рынках

Партнеры

Рустам Курмаев и партнеры Пепеляев групп Delcredere
22 марта 2024 года, с 9:00 до 17:00
Место проведения: Москва, ул. Ильинка, д. 6, Конгресс центр ТПП РФ
Посмотреть презентации форума (только для членов ОКЮР)

Пресс-релиз в журнале «Закон»

Существует дискуссия о глубокой трансформации товарных рынков, которая еще не завершена и одним из сценарных вариантов рассматривается, что в будущем на рынках могут остаться доминирующие в цифровой среде субъекты и хозяйствующие субъекты, не занимающие доминирующего положения на классических рынках.

ФАС России к этому готов: 2023 год можно назвать активным с точки зрения совершенствования антимонопольных инструментов в «цифровой» среде. Обсуждаемым событием стало принятие «Пятого антимонопольного пакета»; одна из целей этих поправок — предотвратить злоупотребления доминирующим положением со стороны цифровых платформ. Фокус на цифровых рынках сохранится и в 2024 году, так как все смотрят с замиранием, как будет развиваться новая практика, и мы предлагаем обсудить эти вопросы подробнее.

На традиционных рынках ведомство стремится контролировать необоснованный рост цен, выстроив систему национальных ценовых индикаторов и развивая биржевую торговлю, а также налагая на компании рекордные штрафы за монопольно высокие цены. Очевидно, и в этом вопросе нас ждет активная деятельность антимонопольного регулятора.

ФАС России развивает применение института «коллективного доминирования» на практике, что демонстрирует ряд громких дел последних лет. Поговорим об этой практике, а также о других спорных вопросах применения ст.10 Закона о защите конкуренции.

Бои, исход которых разрешает ФАС России, разворачиваются на поле закупочной деятельности: с одной стороны атаки недобросовестных участников, а с другой стороны злоупотребления и сговоры заказчиков. Как развивается практика применения самого жесткого наказания для недобросовестного исполнителя контрактов — включение контрагентов в реестр недобросовестных поставщиков? В борьбе за чистоту конкуренции на торгах регулятор не пощадил «крепкую экономическую семью» — группу лиц, находящуюся под контролем одного лица: пятый антимонопольный пакет запретил таким субъектам согласованно действовать на торгах, а также согласованно не действовать на них. Теперь у каждого члена такой «семьи» должна появиться не только семейная, но и своя частная жизнь.

А как именно это повлияет на правоприменение — мы обсудили 22 марта 2024 года на нашем Антимонопольном форуме при поддержке ФАС России.

Форум открыла Александра Нестеренко, президент ОКЮР, пожелав продуктивного взаимодействия. Модератор пленарной сессии Николай Вознесенский, управляющий партнер ALUMNI Partners во вступлении обратил внимание на отмену 20 марта 2024 года моратория на антимонопольные проверки IT-компаний. Сергей Пузыревский, статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России, в своем выступлении заявил, что снятие моратория на проверки IT-компаний позволит применить механизмы «Пятого антимонопольного пакета». В связи с ростом объемов электронной торговли необходимы эффективные механизмы, которые обеспечат защиту граждан и предпринимателей и создадут барьеры для возможных злоупотреблений со стороны «цифровых» монополий.

1

Также Сергей Анатольевич выразил благодарность ОКЮР за разработку и развитие Добросовестных практик по пресечению реализации подделок на маркетплейсах.

Андрей Шаститко, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова рассказал о перспективах формирования национальных ценовых индикаторов и дал рекомендации для их развития. Также спикер осветил их ограничения – по его мнению, прозрачность ценообразования — амбивалентна. Для конкурентов она может привести к сговорам.

Заместитель начальника управления по борьбе с картелями ФАС России, Клара Батанова, отметила, что отмена моратория на проверки ИТ-компаний позволит применять меры антимонопольного реагирования в отношении ИТ-компаний, заключивших антиконкурентные соглашения, запрещенные статьями 11, 16, 17 Закона о защите конкуренции.

В сессии по антиконкурентным соглашениям заместитель начальника управления по борьбе с картелями ФАС России Олег Дубков напомнил, что с 1 сентября 2023 года из-под антимонопольного иммунитета выведены картели на торгах, заключение и реализация которых осуществлялась подконтрольной группой лиц. На примере работы ФАС России по проекту ГИС «Антикартель» спикер рассказал о цифровизации процесса выявления и доказывания картелей на торгах.

Клара Батанова сообщила, что компании из одной группы при участии в закупке рассматриваются ФАС России как конкуренты. Кроме того, ведомство внимательно анализирует возможность снижения цен и поведение участников торгов, в том числе и на иных закупочных процедурах.

Модератор сессии, партнер «Делькредере», Анастасия Тараданкина, обратила внимание, что изменения в регулировании повышают риски для работы единого тендерного отдела компаний. Например, работа единой закупочной базы со специальными функциями может быть расценена как нарушение в случае выхода только одного участника группы на закупку и блокировки остальных.

Юрий Капул, заместитель начальника отдела административных споров и исполнительного производства департамента судебной практики, Транснефть, поделился интересными кейсами. Так, в деле № А40-256403/22 суды отменили решение УФАС и пришли к выводу: отсутствие негативного опыта взаимодействия с заказчиком может быть допускным требованием и критерием оценки. В деле № А65-17153/2023 суды отметили, что заказчик вправе проверять достоверность сведений в заявке участника, а также устанавливать запрет на модернизацию товара.

Наталия Йосифова, директор департамента управления правовыми рисками, антимонопольной и судебной практики, Ростелеком, подняла вопрос о возможности физическим и юридическим лицам одновременно выступать на стороне одного участника закупки в рамках 223-ФЗ. Она отметила, что консорциум по некоторым закупкам не приемлем для заказчика, в том числе по соображениям безопасности, а значит, необходимо предоставить последнему право на запрет на коллективное участие по определенным видам закупок.

Андрей Пьяных, директор департамента судебной и административной практики, МТС, рассказал, как инструменты антимонопольного контроля могут, фактически, сдерживать конкуренцию. Например, применение концепции коллективного доминирования к индивидуальным действиям игроков часто ограничивает вариативность их стратегии в конкурентной борьбе. Это подталкивает компании на олигопольных рынках к конкуренции только за счет снижения цен. При этом разовое повышение цен, не из-за текущих операционных затрат, а для долгосрочных вложений с целью глубокой модернизации производства/услуг, не признается для "доминанта" допустимым с точки зрения контроля монопольно высоких цен.

Надежда Шаравская, начальник управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг ФАС России, рассказала об инструменте мягкого регулирования, разработанном ФАС России и принятом Правительством постановлением № 662. Механизм уже продемонстрировал свою действенность в стабилизации цен в офлайн-торговле. Спикер подчеркнула, что снижение стоимости товаров административным путем может повлечь множество рисков.

Елена Кузнецова, руководитель антимонопольной практики, «Рустам Курмаев и партнеры», модератор сессии, обратила внимание, что большая часть запретов антимонопольного законодательства касается ценообразования и законодательство в этом направлении развивается. Изменения, предлагаемые в Закон о защите конкуренции могут коснуться и полномочий ФАС России. Также спикер рассказала о мониторинге ценовой ситуации на потребительском рынке, который осуществляется на основании распоряжения Правительства РФ № 497-р и охватывает значительное количество групп потребительских товаров и услуг. Елена привела конкретные примеры ответственного ценообразования и добровольно взятых обязательствах по ограничению наценок и обеспечению доступности в отношении наиболее востребованных товаров.

Вопросы применения и релевантности иностранных рыночных индикаторов для российского рынка осветила Анастасия Иванова, лидер антимонопольной практики СИБУР. Она подчеркнула, что вопрос о применимости иностранных рыночных индикаторов не равнозначен вопросу сопоставимости иностранного и российского товарных рынков. Анастасия предложила ряд мероприятий, которые бы помогли создать российские биржевые индикаторы.

Контонистова Елена, руководитель по антимонопольным вопросам и регуляторным требованиям, ЕвроХим, представила актуальные случаи внедрения торгово-сбытовых политик, как инструмента добросовестного ценообразования, в деятельность хозяйствующих субъектов, как по инициативе антимонопольного органа, так и хозяйствующего субъекта. Она подчеркнула, что согласование положений ценовых политик с антимонопольным органом значительно минимизирует антимонопольные риски.

Николай Вознесенский, управляющий партнер ALUMNI Partners, дал рекомендации, как действовать, если ТСП предполагает обязательный порядок ценообразования, а формула цены не подходит, и рассказал о вопросах, связанных с обоснованием рентабельности, индикаторах уровнях спроса и особенностях анализа себестоимости. Николай подчеркнул, что при формировании ТСП считает целесообразным определять порядок ценообразования с опорой на глубокое знание факторов, влияющих на цены на данном конкретном рынке, а также работать в сотрудничестве с регулятором.

1

Задавали тонкие и насущные вопросы экспертам в сессии о правоприменении в условиях «цифровой трансформации» модераторы Александра Нестеренко и Мухамед Хамуков, заместитель руководителя направления GR, OZON. Мухамед отметил, что практика и регулирование в мире развиваются разнообразно и предложил погрузить участников форума в основные вехи конкурентного правоприменения Елене Соколовской, партнеру, руководителю антимонопольной практики, Пепеляев Групп. Она дала комплексную картину текущих тенденций, сложившихся в регулировании цифровых платформ за рубежом и в России, а также обзор знаковых кейсов. Относительно российской практики Елена отметила: «В настоящий момент мы идем в большей степени по пути саморегулирования. Вместе с тем уже сейчас назрел вопрос о достаточности такого саморегулирования и о том, необходимо ли более активное вмешательство в деятельность цифровых платформ со стороны российских государственных органов, в том числе ФАС России».

О практике в ЕАЭС рассказал Алексей Сушкевич, директор Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК. По его словам, комиссия провела на рынках цифровых услуг несколько расследований, их материалы переданы по подведомственности национальным регуляторам, отметив, что «реальность познается через расследование». Спикер также поделился, что сейчас в практике маркетплейсов по продаже цветов видны признаки ценовой координации, поэтому ее анализируют.

По мнению Ирины Князевой, руководителя Центра исследования конкуренции и экономики Сибирского института управления РАНХиГС, диджитал-рынки особенные, у них свой спектр аналитики и к ним должен применяться индивидуальный подход. Множество аспектов нужно учитывать: феномен «рынка с нулевой ценой», сложность мониторинга больших данных, определения и оценки сетевых эффектов. Особое внимание в докладе уделено вопросу количественных и качественных измерений сетевых эффектов и определения критериев решающего влияния.

Как работают нормы пятого антимонопольного пакета рассказал Станислав Котельников, начальник отдела Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России. Если раньше об отказе в согласовании сделки ее участники узнавали из письма службы, то сейчас процедура публичная: прежде чем пригласить компании на очное рассмотрение, где они могут заявить свои аргументы, им направляют заключение регулятора об обстоятельствах ходатайства.

Михаил Воронин, руководитель антимонопольной практики Яндекса, объяснил особенности ценообразования на диджитал-рынках. Он тоже подчеркнул специфику: себестоимость цифровых товаров сложно посчитать затратным методом, поэтому такие товары лучше оценивать не по себестоимости, а по ценности для потребителя и готовности потребителя за них платить.

В завершение Александра Нестеренко отметила дружескую и конструктивную атмосферу Форума ОКЮР, и пожелала и дальше наращивать добросовестную конкуренцию в соответствии с буквой закона.

Дополнительная информация:
Katerina.Dedich@rcca.com.ru

Фотогалерея события

1–2122–4243–6364–8485–105106–126127–147148–168169–189190–210211–231232–252253–270