Разделы сайта

Блог Президента ОКЮР Александры Нестеренко

30 декабря 2021
ВЗЯЛСЯ ЗА ГУЖ...)
С какими мыслями завершаю этот замечательный год? 2020-ый был отмечен взрывным ростом чле...
24 мая 2021
СУД ЕСТЬ ДОСТИЖЕНИЕ ПРАВДЫ...
По прошествии недели хочется поделиться мыслями, возникшими на нашей ключевой конференции год...
21 мая 2021
В ЧЕМ СЕКРЕТ ОКЮР?
Этот вопрос задаю себе сама. В чём сила Объединения? Почему ОКЮР привлекает новых членов и кре...
20 ноября 2020
ЗВЁЗДНЫЙ СЛЁТ ИЛИ РАЗГОВОР У КОСТЕРКА
Радость, охватившая нас в Балчуге, на нашей любимой конференции руководителей «Юристы и бизне...
21 сентября 2020
CВЕРШИЛОСЬ!
Дорогие друзья! Наша долгожданная 10-я конференция с судьями Конституционн...



Нестеренко Александра

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>

3 апреля 2015 | 23:05

ВСЯ ПРИРОДА УСТРОЕНА ПО ПРИНЦИПУ КОНКУРЕНЦИИ


Сказал Игорь Артемьев, руководитель ФАС России, на конференции, проходившей в ФАС в рамках 2-го Московского Юридического Форума.

Тема конференции «Развитие антимонопольного законодательства в свете принятия Четвёртого антимонопольного пакета».

Интересно, что И. Артемьев начал свой доклад с сообщения о том, что более, чем в 20 юридических вузах открыты специализированные кафедры конкурентного права. Начата магистерская программа в МГЮА. Инициативу МГЮА по открытию кафедры конкурентного права подхватили МГИМО, МГУ, ВШЭ. ВШЭ и МГЮА уже выпустили первые учебники, издан комментарий к Закону о конкуренции с учётом новелл Четвёртого пакета.

Руководитель ФАС отметил, что сущность и значимость конкуренции должна стать понятна любому человеку и для этого знания об основах защиты конкуренции должны предоставляться «со школьной скамьи» в рамках обществознания. Следует стремиться к тому, чтобы конкурентное право стало обязательной базовой дисциплиной и попало в перечень направлений подготовки кадров высшей квалификации. ОКЮР хочет содействать повышению грамотности своих членов в сфере конкурентного права.

Сообщаю данные института магистратуры МГЮА,

msal/general/institutes/magistracy/ кабинет 539, тел. 499 244-84-43. Обучение очное, очно-заочное и заочное.

Пишу и думаю, что с удовольствием бы сама поучилась!:)

И. Артемьев напомнил основные цели 4-го пакета:

• Снижение административной нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности

• Обеспечение процессуальных гарантий при рассмотрении антимонопольных дел

• Снижение государственного участия в экономике

• Ужесточение ответственности за антиконкурентные действия органов власти.

По словам руководителя, ФАС становится органом предупредительного контроля, существенно расширяются институты предупреждения и предостережения - они распространяются на действия органов власти, недобросовестную конкуренцию и другие составы злоупотреблеъения доминирующим положением. Из числа выданных предупреждений около 80 % исполняется.

Четвёртый антимонопольный пакет предусматривает возможность концентрации ФАС на крупных делах, имеющих существенное влияние на состояние конкуренции: исключение запрета на злоупотребление доминирующим положением к хозяйствующим субъектам в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов отдельных лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и не приводят к ограничению конкуренции на рынке в целом ( проблема «дачников»). Сегодня это более 1200 дел в год.

Важными новеллами 4-го пакета стали: введение института предварительного заключения комиссии о выявленном нарушении; введение новой главы, предусматривающей подробное описание недопустимых практик недобросовестной конкуренции; уточнение порядка пересмотра решений территориальных органов Президиумом ФАС России; сужение сферы применения Закона о защите конкуренции к торгам частных компаний.

Особо И. Артемьев остановился на новелле об ограничении создания ГУПов и МУПов органами власти и на введении безальтернативной дисквалификации для чиновников органов власти.

В рамках антикризисного плана Правительства РФ ФАС России подготовил законопроект, предусматривающий иммунитет в отношении злоупотребления доминирующим положением для хозяйствующих субъектов с выручкой менее 400 млн. руб. Однако иммунитет не касается субъектов естественных монополий, финансовых организаций и компаний с госучастием.

Однако ключевой новеллой представляется распространение норм антимонопольного законодательства на действия и соглашения по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности.

И.Артемьев выразил возмущение поведение некоторых крупных правообладателей, который ведут себя недобросовестно и отказывают в предоставлении лицензии, тем самым препятствуя ввозу лекарств, в том числе и жизненно важных препаратов, которым нет аналогов.

Ссылаясь на ст. 40 ТРИПС, обзор Комитета по конкуренции ОЭСР и другие разъяснения европейских и американских органов, ФАС считает необходимым расширение сферы применения антимонопольного законодательства. Поскольку в России Закон о защите конкуренции не распространяется на антиконкурентные действия и соглашения по использованию исключительных прав на ОИС (ч.4 статьи 10 и часть 9 статьи 11). В результате крупные иностранные правообладатели получают необоснованные преимущества в ущерб развитию конкуренции на товарных рынках.

ФАС предлагает пойти ещё дальше: закрепить в ГК РФ право антимонопольных органов обращаться в суды с исками к патентообладателям о принудительном предоставлении простой неисключительной лицензии на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Не удивительно, что сразу после И. Артемьева выступила Л.А. Новосёлова, председатель Суда по интеллектуальным правам (СИП) . Людмила Александровна привела несколько дел о нарушении прав на товарных знак, который СИП рассматривал по жалобе стороны на решения ФАС. СИП поддерживает не все решения ФАС. Например, решение по делу о советском товарном знаке САЯНЫ, СИП не поддержал и направил дело в ФАС на новое рассмотрение.

Председатель СИП осветила проблемы подсудности

В ходе конференции выступали заместитель руководителя ФАС А.Ю. Кинев, начальник правового управления С.А. Пузыревский, начальник аналитического управления А.Г. Сушкевич, директор департамента конкуренции и закупок ЕЭК С.В. Максимов.

Мной были представлены предложения членов ОКЮР в ежегодный доклад о состоянии конкуренции в России. Этот доклад ФАС России готовит для Правительства России каждый год, и оценка конкуренции, а также предложения членов ОКЮР включаются в этот доклад.

В конференции приняли участие члены ОКЮР от компаний СИБУР, РУСАЛ, ЮНИКРЕДИТ БАНК, СБЕРБАНК РОССИИ, ГАЗЭНЕРГОСЕТЬ, ТЕЛЕ 2, МТС, ЮНИЛЕВЕР, КЭС, МИРАТОРГ, ПРОМСВЯЗЬБАНК, ЛУКОЙЛ, ФИЛИП МОРРИС, МЕГАПОЛИС и других.

Хочется отметить высокий уровень выступающих и то удовольствие, которое мы все получили от глубоких и умных докладов. А также хорошую атмосферу и готовность к взаимодействию ФАС России и ОКЮР.

P.S. Когда после конференции меня попросили сказать несколько слов в адрес МГЮА, которая скоро будет отмечать 85 лет, я под впечатлением от услышанного на конференции пожелала Академии процветания, а нам всем учиться, учиться и учиться!

Подписаться на обновление блога автора







Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2022, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов