Разделы сайта

Блог Президента ОКЮР Александры Нестеренко

30 декабря 2021
ВЗЯЛСЯ ЗА ГУЖ...)
С какими мыслями завершаю этот замечательный год? 2020-ый был отмечен взрывным ростом чле...
24 мая 2021
СУД ЕСТЬ ДОСТИЖЕНИЕ ПРАВДЫ...
По прошествии недели хочется поделиться мыслями, возникшими на нашей ключевой конференции год...
21 мая 2021
В ЧЕМ СЕКРЕТ ОКЮР?
Этот вопрос задаю себе сама. В чём сила Объединения? Почему ОКЮР привлекает новых членов и кре...
20 ноября 2020
ЗВЁЗДНЫЙ СЛЁТ ИЛИ РАЗГОВОР У КОСТЕРКА
Радость, охватившая нас в Балчуге, на нашей любимой конференции руководителей «Юристы и бизне...
21 сентября 2020
CВЕРШИЛОСЬ!
Дорогие друзья! Наша долгожданная 10-я конференция с судьями Конституционн...



Нестеренко Александра

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>

10 октября 2014 | 22:34

ФАС CЕГОДНЯ И ЗАВТРА


Сегодня на антимонопольной конференции газеты «Ведомости» на первой сессии рассказала об основных событиях 2014 года глазами корпоративных юристов и о барьерах развития конкуренции. Доклад сделала по итогам опроса членов ОКЮР .

Члены ОКЮР оценили открытость ФАС и готовность к ведению дискуссии, а также либерализацию законодательства в 4-ом антимонопольном пакете. Также порадовались тому, что благодаря стараниям ОКЮР вопрос о введении коллективных исков по американской модели снят с повестки дня, а просьба ОКЮР об исключении п.7.2. Дорожной карты по развитию конкуренции о введении института кратных убытков поддержана на заседании рабочей группы Агентства Стратегических Инициатив 8-го октября с.г.

Барьерами развития конкуренции названы несовершенство законодательства, административные барьеры и, порой, непрофессиональная работа регулятора. Подробнее доклад будет опубликован в самом скором времени в газете «Ведомости». Материалы доклада НП «ОКЮР» традиционно будут включены в Доклад ФАС России Правительству « О состоянии конкуренции в 2014 году».

Благодарю всех участников опроса, уверена в его полезности, ведь благодаря этому формату удаётся донести проблемы наших членов в сфере антимонопольного регулирования, не раскрывая названия компаний. После доклада получила много положительных откликов от наших членов!

Игорь Артемьев в своей презентации, называвшейся «ФАС СЕГОДНЯ И ЗАВТРА» сообщил, что Правительство одобрило «четвертый антимонопольный пакет». Проект внесен в Госдуму и планируется к рассмотрению в первом чтении 24 октября 2014 г.

Руководитель ФАС России остановился на важных, на его взгляд, новеллах 4-го пакета. Обратите внимание, на каких:

«Законопроект, в том числе, предусматривает:

• Наделение Президиума и Апелляционной коллегии ФАС России полномочиями по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов;

• Заключение соглашений хозяйствующих субъектов об осуществлении совместной деятельности с предварительного согласия ФАС России;

• Предоставление права Правительству РФ определять ПНД к товарам на высококонцентрированных товарных рынках при наличии на них нарушений антимонопольного законодательства».

Отметил существенное расширение институтов предупреждения и предостережения.

Уточнил, что ФАС России сконцентрируется на делах о злоупотреблении доминирующим положением, которые представляют существенную угрозу конкуренции, либо ущемляют интересы неопределенного круга потребителей:

• уточняется определение запрета на злоупотребление доминирующим положением;

• исключается возможность признания индивидуально доминирующей компании с долей менее 35%;

• упраздняется реестр хозсубъектов с долей более 35% (доминантов).

Рассказал, что будут исключены случаи одновременного наложения оборотного штрафа и выдачи предписания о перечислении в бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства; ограничивается возможность создания ГУПов и МУПов: Их создание станет возможным лишь с согласия антимонопольного органа; ГУПы и МУПы не могут создаваться на товарных рынках с развитой конкуренцией.

И. Артемьев также сообщил, что хотелось бы ко второму чтению дополнить проект следующими поправками:

• Усовершенствовать процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства путем введения института предварительного заключения комиссии о выявленном нарушении, закрепления видов доказательств, критериев их относимости и допустимости (изменения в главу 9 Закона о защите конкуренции);

• Дополнить Закон о защите конкуренции новой главой, предусматривающей подробное описание недопустимых практик недобросовестной конкуренции (вместо статьи 14 Закона о защите конкуренции).

• Дополнить Закон о защите конкуренции (или в качестве самостоятельного закона) введением единой процедуры аукционов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ.

При этом сообщил, что ФАС готова оперативно направить текст поправок для общественного обсуждения.

Просил поддержать инициативу ФАС по утверждению либо дополнению до конца года Правил недискриминационного доступа: в сфере железнодорожного транспорта; к морским и речным портам; в сфере авиации; к инфраструктуре, используемой для оказания услуг электросвязи и находящейся в собственности субъектов естественной монополии; в сфере передачи электрической энергии; к почтовой связи.

В общем «сегодня» антимонопольной службы нам понятно и нас устраивает.

А вот «завтра» настораживает. И вот почему.

Как я написала выше, позавчера рабочая группа АСИ поддержав исключение п.7.2. из Дорожной карты, выступила и против проекта закона ФАС о внесении изменений в ст. 37 Закона «О защите конкуренции» о предоставлении права лицу, права которого нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, потребовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от одного до пятнадцати процентов от стоимости товара, реализованного с нарушением требований антимонопольного законодательства.

На заседании в АСИ эксперт ОКЮР Татьяна Мачкова отметила: «Мы понимаем сложности с механизмом расчёта убытков при защите интересов в суде. Вместе с тем в случае нарушения антимонопольного законодательства компенсация может применяться только при доказанности факта наличия убытков. Нельзя считать установленным возникновение убытков при нарушении прав и интересов лица без исследования неблагоприятных последствий для имущественной сферы пострадавших лиц. Следовательно, помимо факта нарушения прав и законных интересов лица необходимо установить факт причинения убытков. В проекте, напротив, право на компенсацию предоставляется независимо от наступления неблагоприятных имущественных последствий для пострадавшего. Это означает, что компенсация рассматривается как наказание или штраф, что противоречит российской системе гражданского права и судопроизводства».

Напоминаем, что ОКЮР обратилось к Игорю Артемьеву с просьбой инициировать процедуру исключения из Дорожной карты закрепление возможности установления убытков в кратном размере за нарушение законодательства о защите конкуренции (п.7.2 Дорожной карты) и направить совместные усилия ФАС и юридического сообщества на подготовку разъяснений по вопросу доказывания и расчета убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства (Раздел 6 Дорожной карты).

Далее И. Артемьев сообщил аудитории, что проект закона о введении компенсации вместо убытков «был холодно встречен бизнесом». Однако подчеркнул необходимость обеспечить возможность взыскания убытков лицами, пострадавшими от антимонопольных нарушений, а именно, предусмотреть альтернативный существующему гражданско-правовому механизму механизм расчета убытков по решению суда в размере от 1 до 15% от стоимости приобретенного с нарушением товара. По его словам, малый бизнес и граждане не могут себя защитить перед крупными игроками и необходимо наделить их эффективными инструментами.

Мы не стали затевать дискуссию по этому вопросу на конференции сегодня, но обязательно продолжим её, так как видим, что ФАС продолжит эту тему. И. Артемьев готов выслушать доводы юристов, выступающих против этой новеллы и полагающих, что взыскание убытков должно быть урегулировано Гражданским кодексом, а никак не Законом «О защите конкуренции».

Другие планы ФАС России связаны с поручением обеспечить эффективный контроль ценообразования на рынках продукции оборонного значения, а также с наведением порядка в проведении торгов гос. компаниями.

Озвучены важные планы в отношении легализации параллельного импорта:

• Внести изменения в статью 1487 ГК РФ;

• Дополнить ФЗ «О защите конкуренции» новой статьей 141 «Запрет на необоснованное ограничение по введению товаров в оборот на территории Российской Федерации»;

• Внести изменения в статью 13 Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности (государств-участников Таможенного союза).

В сфере международного сотрудничества ФАС ФАС России инициировала разработку международной Конвенции по борьбе с картелями и создание Международной организации по борьбе с картелями. Инициатива поддержана Правительством Российской Федерации. Начата работа с МИД России, Минюстом России, МВД России, Минэкономразвития России и другими министерствами и ведомствами.

В заключение Игорь Артемьев кратко сформулировал задачи перехода от "сегодня" к "завтра": от количества к качеству; российские дела плюс международная кооперация; не числом, а умением ( как говорил А.В. Суворов)!

Будем вместе держать руку на пульсе!

Подписаться на обновление блога автора






Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2022, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов