Разделы сайта

Нестеренко Александра

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>

25 октября 2013 | 22:17

КАК ПРОХОДИЛА ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СЕГОДНЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ ГАЗЕТЫ "ВЕДОМОСТИ" ИЛИ "РОМАН О КЛАССОВЫХ ИСКАХ"


Традиционный сбор представителей юридического сообщества прошёл сегодня на антимонопольной конференции газеты "Ведомости".

Гвоздём программы, как всегда, был доклад руководителя ФАС Игоря Артемьева. Он так и назывался "Ключевой доклад" на сессии "Антимонопольная политика на современном этапе".

Игорь Артемьев посвятил своё выступление новеллам 4-го антимонопольного пакета. Как отметил руководитель ФАС, нормы пакета направлены на создание новых источников роста нашей экономики и развитие конкуренции как стимула экономических преобразований в стране. При этом отметил, что в июле 2013 года комитет по конкуренции ОЭСР признал соответствие политики защиты конкуренции стандартам ОЭСР.

И. Артемьев назвал достижением расширение института предупреждения и предостережения. Более, чем по 50 составам действует этот институт, и благодаря ему количество дел сократилось в 2013 году до 27,7%. Любопытно, что члены Объединения в опросе об оценке результатов деятельности ФАС в текущем году также отметили положительный эффект введения этого института.

В целом поправки предусматривают концентрацию ФАС на крупных делах.

Вот поправки 4-го пакета, о которых рассказал сегодня И. Артемьев:

1) исключение запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если эти действия приводят только к ущемлению интересов отдельных лиц и не связаны с предпринимательской деятельностью. Имеются ввиду "проблемы дачников". ФАС перестанет ими заниматься ( сейчас таких дел более 1200 в год), а будет переправлять таких заявителей в Роспотребнадзор.

2) полный отказ от уведомлений о сделках экономической концентрации. Эта поправка уже принята в первом чтении. В случае отказа более 2 000 уведомлений не придётся подавать предпринимателям.

3) поправки, делающие невозможным одновременное взыскание незаконно полученного дохода и оборотных штрафов.

4) поправки, предусматривающие отмену ст. 6, применение которых позволяет признавать хозяйствующих субъектов с долей менее, чем 35 % занимающими доминирующее положение.

5) исключаются антимонопольные требования к торгам частных компаний. Сейчас они трудновыполнимы и мешают бизнесу. Будут применяться только к тем торгам, которые являются обязательными по законодательству РФ. Здесь И.Ю. выразил неудовлетворение "выхолощенным 223-ФЗ, но сказал, что приходится его применять таким, какой есть..."

6) ограничивается возможность создания гупов и мупов органами власти. Эти поправки призваны уменьшить государственное вмешательство в экономику. " Не могут гупы и мупы создаваться на конкурентных рынках", сказал И.Ю.

7) конкретизируется порядок применения антимонопольных требований к действиям и соглашениям по использованию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. По словам начальника ФАС, подобные требования существовали с 1916 года, и мы ничего не меняем: антимонопольные требования распространяются только на обращение товара, а не на объекты инт собственности. Нельзя продавцу, ввозящему товар, вступать в картель...".

8) поправки, ограничивающие антимонопольный орган в части выдачи предписаний от опубликования правил торговой практики: устанавливается закрытый перечень условий, подлежащих включению в торговую практику, направленных на обеспечение недискриминационного доступа к товару, на рынке которого субъект занимает доминирующее положение.

По образному выражению Артемьева, эти поправки позволят "включить сирену в тёмных местах":).

9) уточняется порядок согласования с антимонопольным органом и вводится предварительный контроль за соглашениями о совместной деятельности. Устанавливается возможность признания соглашений допустимыми и определяется порядок нотификации таких соглашений.

10) определяется правовой статус Президиума ФАС. Артемьев отметил, что в США политические партии и общественные организации направляют своих представителей в главный антимонопольный орган страны. У нас это не разрешает Конституция, однако значимость Президиума с повышением статуса возрастает. С 1 января 2015 года Президиум ФАС наделяется функциями по пересмотру решений теруправлений. Будет создано подразделение, хотя, как отметил Артемьев, ресурсов не добавят. Он согласился с тем, что практика центра и теруправлений может расходиться ( что также отмечают члены ОКЮР в своей оценке деятельности ФАС в 2013 году), по его словам, "сложно 83 сердцам биться в унисон с одним сердцем".

На вопрос, почему не все предложения учтены в поправках, ответил, что сроки предусматривают исполнение поручений до 2014 года, кроме этого предложения нужно согласовать с комиссией Шувалова и другими ведомствами, а на это требуется время.

Выступления после И.Артемьева также заслуживали внимание.

ОКЮР , как и в 2011 и 2012 году, представил свод мнений членов ОКЮР о деятельности ФАС в 2013 году. Выслушав доклад, И.Ю. пригласит меня сделать доклад на заседании Коллегии ФАС с трансляцией на все территориальные управления ФАС по России. Также предложил содействие в организации работы групп по основным проблемам, поднятым в докладе ОКЮР, на площадке ФАС с тем, чтобы через год рассказать о результатах.

Предложение Игоря Юрьевича было мною принято. Увидела одобрение на лицах наших членов, сидящих в зале! Обсудим с Вами, как лучше поставить эту работу.

Хочу отметить сессию по коллективным искам, на которой лучшее выступление было у Романа Квитко, руководителя правовой дирекции Газпром нефти.

Убедительная речь, детальная, проработанная презентация, разностороннее освещение проблемы убедили аудиторию об опасности применения американской модели коллективных исков. В ходе доклада Роман вспомнил о Джоне Гришэме, который не одно произведение посвятил классовых искам. Роман отметил, что даже само выражение "роман о классовых исках" вызывает у нас улыбку в силу чужеродности этого института для российского менталитета. А я решила назвать эту запись "Роман о классовых исках", имея ввиду самого Романа, ярко и аргументированно представившего позицию бизнеса.

Итог дискуссии об осторожности, с которой нужно продвигаться в вопросе о коллективных исках, подвёл Андрей Цыганов. Он сообщил, что ФАС назначен ответственным за исполнение Дорожной карты по развитию конкуренции, а вопрос о внедрении коллективных исков, по его мнению, нужно изучить ответственно, без спешки. Все аплодировали этому заявлению.

Будем держать Вас в курсе развития темы!

Подписаться на обновление блога автора







Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2024, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов