Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Chambers Europe Guide 2015 года — кому нужен рейтинг

Рейтинг юрфирм Chambers and Partners считается наиболее престижным в мире. Строчка в нем равноценна включению в клуб избранных, официальному признанию профессионализма. А победа в конкурсе за звание фирмы года – одна из самых почетных наград на юридическом рынке. На этот раз фирмой года стала Goltsblat BLP, премию за лучший клиентский сервис получила Herbert Smith Freehills.

Chambers and Partners составляет рейтинг на основе комплексного анализа деятельности юрфирм и юристов (см. врез). В него попадают лидеры рынка – в основном международные игроки и крупнейшие национальные фирмы. Но с каждым годом в рейтинге все больше агрессивных средних фирм, подбирающихся к лидерам, или небольших национальных бутиков с одной-двумя сильными практиками.

Как отбирают

Chambers and Partners исследует российский юридический рынок с 2003 г. В настоящее время рейтинг охватывает свыше 300 юридических фирм и более 500 юристов. Исследование готовится с марта по декабрь: Chambers and Partners проводит интервью с активными на рынке юрфирмами и клиентами консультантов, оценивает результаты их работы. Юрфирмы и отдельные юристы ранжируются на основе их квалификации, опыта, эффективности, сервиса.

В итоге, постоянно расширяясь, рейтинг по России охватывает уже не только высшую лигу, но и средние фирмы, все больше превращаясь во всеобъемлющее исследование отечественного рынка. В 2015 г. количество фирм выросло на 17%, юристов – на 34%, отмечает редактор Chambers and Partners в Европе Джорджия Брукс, это происходит за счет увеличения числа мелких и региональных российских компаний, которые Chambers and Partners учитывает с 2014 г. Чтобы шире охватить рынок, в 2015 г. Chambers and Partners впервые разделила практику M&A на две части: «крупнейшие сделки» и «средний рынок».

Рейтинг четко отражает раздел рынка между национальными и международными игроками.

Банковская практика, рынки капитала, крупные корпоративные сделки и M&A, энергетика, прямые инвестиции: в этих практиках российские фирмы – редкое явление и встретить их можно разве что в нижних эшелонах. Клиенты предпочитали использовать английское право, их привлекал более качественный сервис ILF, пишет Брукс в ответ на вопросы «Ведомостей». Но чем ближе юридическая практика к России или чем меньше клиент, тем больше появляется в отраслевых рейтингах национальных игроков. Это практики, связанные с судами, органами власти, административными процедурами. Например, российские фирмы занимают половину списка в антимонопольной практике (и всю первую группу). В рейтинге по средним сделкам M&A – одни россияне. Стало их больше в практике по недвижимости – доля увеличилась с 13% в 2008 г. до 33% в 2015 г. В налоговой практике доля российских компаний достигла почти половины и удвоилась за последние несколько лет. И даже в традиционной вотчине иностранцев (например, банки и финансы) национальные фирмы наращивают присутствие.

Кому нужен рейтинг

Позиционирование в рейтинге само по себе не является ключевым критерием при выборе юриста, констатирует президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко. Клиенты могут уйти из самой именитой международной фирмы вместе с ее сотрудником или партнером в стартап, отмечает партнер «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов. Однако для российских фирм попадание в рейтинг важно, отмечает он: растет количество иностранных и крупных российских клиентов. С этим согласен директор по маркетингу компании «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Новиков, кроме того, включение в рейтинг важно для недавно созданной практики. Представитель крупнейшей международной юридической компании уверен, что рейтинг Chambers and Partners помогает клиенту понять, какая юрфирма хороша в определенной практике. Кроме того, он помогает в борьбе за клиентов (особенно иностранных) на тендере, единодушны юристы.

В целом доля российских фирм достигла 53% (36 из 68 фирм, без учета региональных субрейтингов) и удвоилась с 2008 г. Правда, рост доли россиян в рейтинге далеко не всегда сопровождается отступлением ILF. В большинстве случаев он связан с ростом рынка, расширением рейтинга и включением в него все большего числа российских фирм. При этом по многим практикам первый эшелон по-прежнему оккупируют крупные международные фирмы. Более того, им удалось по некоторым практикам потеснить национальных конкурентов.

Например, немного снизилась доля россиян в подрейтинге по внутрироссийским спорам, в том числе среди компаний первого уровня. Кризис вынуждает ILF «идти за деньгами» – расширять практики, связанные с разрешением споров. «Я не буду учить судей праву», – говорил несколько лет назад упартнер международной фирмы, специализирующейся на корпоративных сделках. Сегодня она создает судебное направление.

И все же большинство опрошенных «Ведомостями» юристов уверены, что кризис 2008 г. и нынешний дали фору российским юрфирмам (подробнее см. статью на стр. В8). Международные фирмы долго доминировали на российском рынке, пишет Брукс. Но за последние годы ILF сократили свое присутствие в России, многие их ведущие юристы присоединились к национальным фирмам или основали собственные.

Опубликовано по адресу: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/04/28/chambers-europe-guide-2015-g