Разделы сайта
Признание ОКЮР на государственном уровне

Блоги. События ОКЮР глазами участников

30 мая 2019
ТРИ НАГРАДЫ НА ПМЮФ
Когда Елена Борисенко, Советник Министра юстиции, и Юрий Любимов, самый молодой заместитель...
15 апреля 2019
УШЁЛ ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЁВ
Неожиданно от нас ушёл великий юрист, учёный, государственный деятель, дипломат и прекрасный...
15 февраля 2019
НОВАЯ ИНИЦИАТИВА ОКЮР
Спешу поделиться своей радостью! Вчера провели умное, содержательное обсуждение проблем взаим...
23 ноября 2018
ПРАВИЛО "ЗУБНОЙ ЩЁТКИ". О ЧЁМ ГОВОРЯТ РУКОВОДИТЕЛИ
В этом году собрание 100 руководителей правовых и иных подразделений особенно удалось. Ве...
24 июля 2018
НЕВОСПОЛНИМАЯ УТРАТА
Когда уходят близкие люди, не сразу осознаёшь, кого теряешь. Для меня таким человеком был Вениамин Ф...



Влияние женщин на российском юридическом рынке растет

Но управлять бизнесом мужчины предпочитают сами

«Принимала клиентов в роддоме», «заключала сделку по пути на роды» – такие истории, которые кажутся анекдотом, происходили с некоторыми ведущими российскими юристами – женщинами, час работы которых настолько дорог, что свободного времени у них не бывает. Первый звонок после родов был от клиента, вспоминает управляющий партнер Hogan Lovells в России Оксана Балаян. А вице-президент АФК «Система» Анна Голдин рассказывала Forbes Woman, как опоздала на собственные роды из-за сделки (тогда работала в Latham & Watkins).

Но хотя женщины приносят все больше прибыли, властью в юридическом бизнесе мужчины делятся с ними неохотно, показал опрос юрфирм и юристов корпораций (при помощи Объединения корпоративных юристов).

Неравное партнерство

Проблема дискриминации – одна из ключевых для мирового юридического рынка, если судить по количеству исследований, публикаций и даже исков сотрудниц против юрфирм. Отношение к женщине уже давно стало одним из показателей в рейтингах наряду с выручкой и качеством услуг. Но как показал рейтинг журнала Working Mother и консалтинговой компании Flex-Time Lawyers, мужчины в юрфирмах готовы делить с женщинами работу, а не лидерство. В большинстве фирм только 30% недолевых партнеров – женщины и еще меньше участвуют в прибыли – 20%; такое соотношение сохраняется с 2007 г.

В среднем женщины-партнеры в 2016 г. получали $659 000 в год, мужчины – $949 000, показало исследование Major, Lindsey & Africa и ALM Legal Intelligence. Выручка от мужчин вдвое выше, но постепенно разница сокращается.

В России мужчины в юрфирмах более оптимистично оценивают положение женщин, чем они сами, показало исследование рекрутинговой компании Hays: 81% мужчин и только 65% женщин считают, что их труд оплачивается одинаково. 21% женщин заявили о препятствиях для равной оплаты, но в других странах этот показатель выше.

Мужчине проще просить о повышении зарплаты, ссылаясь на то, что он кормилец в семье, отмечает директор по правовым вопросам «Ростелекома» Жанна Лобейко. Поэтому, если бюджет ограничен, хорошего специалиста-мужчину подобрать сложнее, подтверждает директор по правовым вопросам Polyus Gold Елена Жаворонкова.

Как показал опрос «Ведомостей», соотношение женщин и мужчин среди юристов примерно одинаково и в международных (ILF), и в российских юрфирмах. Но среди партнеров женщины остаются в меньшинстве, особенно в российских юрфирмах, хотя есть и исключения. Например, в «Яковлев и партнеры» женщины возглавляют ключевые практики и занимают почти все партнерские кресла (девять из 11).

Общество еще присматривается к женщине как к управленцу, особенно в таком консервативном бизнесе, как юридический, считает управляющий партнер «Делькредере» Александра Майданник. Юристы-мужчины на руководящих должностях встречаются чаще, им немного проще даются управленческие функции, однако тем заметнее на их фоне истории преуспевающих юристов-женщин, отмечает управляющий партнер московского офиса Clifford Chance Виктория Борткевича. Крупные российские юрфирмы в основном управляются их основателями, рассуждает партнер EY Дмитрий Тетюшев. Большинство же людей, которые стояли у истоков московских офисов ILF, были иностранцами или долго жили за рубежом, они сразу начали закладывать принципы, которые способствовали продвижению женщин на партнерские должности, рассказывает партнер White & Case Наталья Никитина.

В России немногие женщины хотят топовых позиций, признает Балаян, хотя есть и уникальное российское явление: женщины все смелее открывают собственный консалтинговый бизнес. По ее мнению, за меньшими амбициями кроется перегруженность и желание проводить больше времени с семьей. На юрфаках много женщин, но мужчины в карьере добегают до финишной прямой быстрее и в лучшем состоянии, шутит Балаян.

Партнерами становятся в 30–35 лет, управляющими – в 35–45, это время, когда женщине предстоит рожать и воспитывать детей, говорит управляющий партнер KK&P Максим Кульков: «Либо фирма процветает, а дети с бабушкой, либо наоборот». «У каждого из нас только 24 часа в сутки, и женщины больше времени уделяют дому, семье и детям», – замечает директор по правовым вопросам и комплаенсу Heineken Татьяна Одабашян: женщины теряют скорость в карьерном забеге или вообще прекращают карьеру. Через какое-то время на первый план выходят семья и дети, согласен управляющий партнер «Яковлев и партнеры» Андрей Яковлев. Редкий мужчина выдержит женщину, которая целый день спорит в судах, ведет напряженные переговоры при ненормированном графике, считает он, и тяжело себе представить, что, приходя домой, она становится ласковой женой.

Препятствия могут возникнуть и при приеме на работу, особенно на ключевые позиции. Учитываются семейное положение, планы родить детей, рассказывает Ольга Папуша, директор, руководитель программы «Женщины в высшем руководстве» в Deloitte. Такие планы могут стать препятствием, признает Лобейко. Для Кулькова исключением может быть только обещание уйти в декрет на месяц-два или долгосрочные перспективы сотрудничества.

Два подхода

В международных и российских фирмах разный подход к гендерному вопросу – в первых существуют специальные программы, во вторых все зависит от позиции руководства и индивидуальных договоренностей.

ILF более «диверсифицированы» в плане развития и мотивации сотрудников, объясняет партнер Debevoise & Plimpton LLP Алена Кучер. Многие ILF следуют политике гендерного разнообразия, цель некоторых – увеличить долю женщин среди партнеров до 30–40%, рассказывает управляющий партнер московского офиса Quinn Emanuel Urquhart & Sullivan Кирилл Паринов. Юристы должны идти нога в ногу с клиентами, а для международных корпораций гендерное соотношение – важный показатель и учитывается уже на стадии отбора консультанта, рассказывает Балаян, стандарты же в ILF одинаковы во всех офисах.

Поддержка женщин в планировании и построении карьеры – это вопрос развития бизнеса, объясняет управляющий партнер московского офиса Linklaters Дмитрий Добаткин: такая политика позволяет максимально сохранять и развивать таланты внутри фирмы. За последние пять лет половина сотрудниц в декрете начали удаленно выполнять работу до выхода на полную рабочую неделю, рассказывает Борткевича, за это время около трети уже родили и воспитывают второго ребенка, многие из них успели получить повышение до старшего юриста.

Российские юрфирмы в этом вопросе пока отстают от ILF. Только у 8% есть политика поддержки женщин, показал опрос Hays, против 28% в целом по миру (для сравнения, в Австралии – у 54%, в Великобритании – у 40%). Договариваться об уходе в декрет часто приходится с управляющими партнерами. Но и российские юрфирмы перенимают опыт своих конкурентов. Например, гибкий график и возможность работать из дома есть в «Пепеляев групп».

«Когда я начинала карьеру, то не знала, что существует гендерный вопрос, – вспоминает Балаян. – Но в 28 лет произошла встреча с реальностью. На переговорах владелец одного российского бизнеса спросил меня, когда же придет мой начальник и можно будет начать переговоры. Тогда я поняла, что нужно бежать быстрее мужчин».

Опубликовано по адресу: www.vedomosti.ru/management/articles/2017/04/11/685077-vliyanie-zhenschin-rossiiskom-rinke

 

©2009-2019, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов