Разделы сайта
Признание ОКЮР на государственном уровне

Блоги. События ОКЮР глазами участников

30 мая 2019
ТРИ НАГРАДЫ НА ПМЮФ
Когда Елена Борисенко, Советник Министра юстиции, и Юрий Любимов, самый молодой заместитель...
15 апреля 2019
УШЁЛ ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЁВ
Неожиданно от нас ушёл великий юрист, учёный, государственный деятель, дипломат и прекрасный...
15 февраля 2019
НОВАЯ ИНИЦИАТИВА ОКЮР
Спешу поделиться своей радостью! Вчера провели умное, содержательное обсуждение проблем взаим...
23 ноября 2018
ПРАВИЛО "ЗУБНОЙ ЩЁТКИ". О ЧЁМ ГОВОРЯТ РУКОВОДИТЕЛИ
В этом году собрание 100 руководителей правовых и иных подразделений особенно удалось. Ве...
24 июля 2018
НЕВОСПОЛНИМАЯ УТРАТА
Когда уходят близкие люди, не сразу осознаёшь, кого теряешь. Для меня таким человеком был Вениамин Ф...



За границей вам помогут

Депутаты хотят иметь гарантию сохранности российских инвестиций за границей. Для этого в законодательство могут ввести обязательство страховать экспортные инвестиции как для частных, так и для государственных компаний.

Предприниматели также просят государство создать орган "одного окна", защищающий отечественные интересы в странах присутствия российского бизнеса. Сегодня крупные российские корпорации и средний бизнес осознанно выходят на мировые рынки. Однако этому сопутствуют не только риски, связанные с потерей собственности российских инвесторов. Иностранные государства, желая защитить своего производителя, могут ужесточать входные барьеры для российского капитала, а также вводить ограничительные меры на российскую продукцию. Поэтому наши парламентарии озаботились защитой экономических интересов отечественного бизнеса за границей.

"Обязательное страхование инвестиций поможет избежать коррупционных отношений и создать большую стабильность для российских инвестиций за границей. Эту инициативу надо реализовывать быстрее", - заявил "РГ" первый зампред Комитета Госдумы по вопросам собственности Валерий Селезнев. По его словам, инициатива может принять форму как отдельного федерального закона, так и поправок в отраслевое законодательство.

В мире подобный инструмент применяется для страхования инвестиций от безвозмездного получения в собственность тем или иным государством иностранных вложений, говорит доцент МГИМО Александр Муранов. Наиболее вероятен такой сценарий в развивающихся государствах и странах третьего мира.

Замминистра экономического развития Алексей Лихачев поддерживает идею народных избранников, но с оговоркой. "Тема, которую поднимают депутаты, актуальна. Существует большое количество рисков для российских инвестиций, и мы ведем серьезную работу. Единственное, я не уверен, что страхование должно быть обязательным. Возможно, бизнес сам должен определять, как он хочет защитить свои вложения - посредством страхования или с использованием других механизмов", - сказал он "РГ".

Барьеры и ограничения в отношении российских товаров и бизнеса делятся на три группы, рассказывает доктор экономических наук Андрей Спартак. К первой относятся формализованные ограничения, то есть документы иностранных властей, устанавливающие более жесткие условия для российских товаров в сравнении с товарами третьих стран. По каждой из ограничительных мер минэкономразвития ведет досье.

Ко второй группе ограничений относятся неформализованные барьеры. Речь идет о личных отношениях и договоренностях, связанных с российскими инвестициями за рубеж, и с вытекающей отсюда коррупцией в иностранных государствах. Третья группа ограничений российских инвесторов складывается из пробелов в международно-правовом регулировании отношений между Россией и другими государствами. Речь идет о наличии или отсутствии международных договоров о защите инвестиций между Россией и другими странами.

По словам директора департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП Алексея Вялкина, дискриминационные меры иностранного государства могут быть направлены на окончательное прекращение деятельности российской компании в этой стране, а также на лишение ее собственности, контроля над ней и права получения прибыли от произведенных инвестиций. Эти риски охватывают не только основные средства инвестора, но и запасы его сырья и товаров.

Между тем сегодня в России функция защиты национальных инвестиций за рубежом фрагментирована и не скоординирована между федеральными органами власти. В связи с этим необходимо создать госорган, выполняющий функции "одного окна", считает вице-президент Объединения корпоративных юристов (ОКЮР) Руслан Ибрагимов. В задачи такого органа входила бы защита российского бизнеса за рубежом и содействие в разрешении споров между компаниями и властями стран присутствия отечественного бизнеса.

Любые инвестиции всегда предполагают предпринимательский риск, а "бесплатный сыр бывает только в мышеловке", замечает предприниматель Лора Файнзилберг. По ее словам, любые вложения за рубеж должна предварять процедура формирования объективного представления об объекте инвестиций. Она включает в себя и оценку инвестиционных рисков. Риски от инвестиций в другие юрисдикции и в иные правовые системы всегда весомы, поскольку там существуют другие юридические правила и местный партнер в этом случае оказывается в более выгодных условиях.

Нередко иностранные суды принимают решения, не учитывающие интересы российского бизнеса и государства. Поэтому для защиты интересов российского бизнеса необходимо формировать авторитетные институты разрешения инвестиционных споров в России, убежден Ибрагимов. Например, создать в рамках стран СНГ международный арбитраж, который рассматривал бы инвестспоры в том числе с государствами-участниками СНГ.

В случае инвестиций за рубеж надо смотреть на стабильность чужой правовой системы, обращает внимание кандидат юридических наук Дмитрий Крупышев. "Необходимо отслеживать также налоговые риски, смотреть на наличие законодательства о защите иностранных инвестиций, чтобы страна, принимающая инвестиции, обязывалась не ухудшать правовой режим поступающих капиталовложений", - отмечает юрист. Для определения этих "страновых" рисков Крупышев советует изучать отчетность зарубежных компаний.

В ТПП рекомендуют крупным российским компаниям заключать с иностранными властями инвестиционные и концессионные соглашения, в которых регламентируются налоговые льготы для инвестирующей компании, права собственников на совершение переводов дивидендов за рубеж, возможность получения местных кредитов. Подобное соглашение может быть разорвано только в случае невыгодности для правительства страны, принимающей инвестиции. Поэтому российский инвестор должен составить соглашение таким образом, чтобы принимающая страна в перспективе получала выгоду от его выполнения, резюмирует Вялкин.

Опубликовано по адресу: www.rg.ru/2014/03/04/interesi.html

 

©2009-2019, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов