Разделы сайта
Признание ОКЮР на государственном уровне

Блоги. События ОКЮР глазами участников

30 мая 2019
ТРИ НАГРАДЫ НА ПМЮФ
Когда Елена Борисенко, Советник Министра юстиции, и Юрий Любимов, самый молодой заместитель...
15 апреля 2019
УШЁЛ ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЁВ
Неожиданно от нас ушёл великий юрист, учёный, государственный деятель, дипломат и прекрасный...
15 февраля 2019
НОВАЯ ИНИЦИАТИВА ОКЮР
Спешу поделиться своей радостью! Вчера провели умное, содержательное обсуждение проблем взаим...
23 ноября 2018
ПРАВИЛО "ЗУБНОЙ ЩЁТКИ". О ЧЁМ ГОВОРЯТ РУКОВОДИТЕЛИ
В этом году собрание 100 руководителей правовых и иных подразделений особенно удалось. Ве...
24 июля 2018
НЕВОСПОЛНИМАЯ УТРАТА
Когда уходят близкие люди, не сразу осознаёшь, кого теряешь. Для меня таким человеком был Вениамин Ф...



Протрубили сбор

ФАС предлагают взять под контроль рынок авторских прав

В ближайшие дни Федеральная антимонопольная служба отправит в правительство ежегодный доклад о состоянии конкуренции в нашей стране. «Российской газете» стало известно, какой теме будет уделено внимание впервые.

Речь идет о рынке защиты коллективных авторских прав. Регулированием конкурентной среды на нем, рассказали «РГ» в ФАС, и всей тематикой, связанной с управлением правами на коллективной основе, может заняться правовое управление ведомства Игоря Артемьева. Ранее на закрытом профессиональном антимонопольном форуме, на котором присутствовал и корреспондент «РГ», руководитель ФАС говорил: «Все, что касается авторских прав и этой системы, мне крайне не нравится. Она носит, на мой взгляд, дискриминационный характер, когда одни платят, а другие не платят».

«Дискриминационный характер» заключается в том, что по закону система отчислений за свободное воспроизведение музыки и кино имеет договорный характер, объясняет главный юрист Сanon Russia Никита Полозов. То есть платят те, у кого есть договоры с аккредитованными организациями, те же, у кого их нет, не платят. И договоры они не заключают именно потому, что платить не хотят. По словам эксперта, платят крупные компании, а не платят — сотни мелких. «Никто не судится с ними, и они чувствуют себя безнаказанными. Получается, первые находятся в несправедливых дискриминационных условиях», — считает Полозов.

Шесть лет назад, напомним, в России был введен авторский сбор, цель которого — защитить права авторов аудиовизуального контента (музыки и кино) при его копировании в личных целях. Собирают отчисления три аккредитованные организации. Российский союз правообладателей (РСП) защищает права авторов, исполнителей, изготовителей музыки и кино. И, собирая взносы, обеспечивает им вознаграждение за воспроизведение. Российское авторское общество (РАО) управляет исключительными правами на музыку, попавшую в эфир на радио, ТВ и в Интернет. Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) занимается сборами для исполнителей, изготовителей фонограмм за публичное исполнение их произведений или их трансляции по радио и ТВ.

Из чего формируется сам авторский сбор? Его платят изготовители оборудования (всех гаджетов, дисков, магнитофонов и прочего). Они перечисляют один процент от цены реализованной продукции. И тоже процент, но уже от таможенной цены «железа» поступает от импортеров.

Кому же идут эти деньги? 40 процентов от сбора идет авторам, 30 процентов — исполнителям, и 30 процентов — изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений.

Как уже говорилось, платят не все. С теми, кто игнорирует авторский сбор, судятся. В «РГ» есть выписка из системы СПАРК, по ней с 2013 по 2015 год РСП, например, подал в арбитражные суды 22 иска на сумму около 540 миллионов рублей, почти все эти деньги взыскали с ответчиков.

А как рассказал советник гендиректора РАО Иван Ким, они также добиваются выплаты компенсации или дебиторской задолженности. «В течение года юридическая служба РАО на территории всей страны ведет более 4 тысячи судебных дел», — сообщил наш собеседник. ВОИС также активно ведет судебную работу: в 2014 — 2015 годах было подано 2343 иска.

Иски стоят свеч. РАО за прошлый год собрало около 5 миллиардов рублей. По данным Российской государственной академии интеллектуальной собственности, в 2007 году примерный объем этого рынка составлял примерно 7 процентов ВВП, и вряд ли эта доля уменьшилась. Экспертам сложно «до копейки» подсчитать, сколько здесь крутится денег и могло бы крутиться, если бы все платили. Для такой оценки необходимо дорогостоящее исследование, которое пока никто не проводил.

Объединение корпоративных юристов (ОКЮР) направило в ФАС письмо с предложениями, как изменить ситуацию на рынке в пользу авторов и государства (со сборов правообладатели платят налоги). Во-первых, снять ограничение на число организаций, собирающих авторские сборы, чтобы их было не три, а много больше. Во-вторых, юристы просят распространить «действие антимонопольного законодательства на рынок управления коллективными правами для контроля за деятельностью организаций по управлению коллективными правами и обеспечения прозрачности их деятельности».

В РСП такие предложения не поддерживают. Там считают дополнительный госконтроль этой сферы излишним, дали понять «РГ» в союзе, поскольку за рынком уже присматривают минкульт, минюст, органы прокуратуры и правопорядка, а также избираемая на общем собрании членов РСП ревизионная комиссия. Также союз ежегодно проходит независимый аудит своей деятельности и публикует отчеты о работе в федеральных СМИ.

Шесть лет назад в России ввели авторский сбор, чтобы защитить права авторов музыки и кино. Сегодня защита нужна самому сбору

Но в отличие от РСП в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) предложения по ужесточению госрегулирования отрасли поддерживают: «До сих пор не было представлено публичных данных о реальных потерях авторов от частного копирования. И нельзя проверить, насколько справедлив сам размер этого сбора. ФАС могла бы заняться изучением этого», — считают в РАТЭК. Предложения профессионалов одобрили и в крупной японской фирме, производящей электронику. «Мы уверены, что именно сейчас, по истечении 6 лет после введения в действие этого института, назрела необходимость коренным образом пересмотреть его модель», — подчеркнули в компании.

Остается дождаться, какое решение примут в ФАС.


Как вам это?

Иван Близнец, доктор наук, председатель Совета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты:

— Инициатива по расширению списка организаций не принесет ничего хорошего. Есть опасность вернуться в 90-е годы, когда будут возникать местечковые общества. Такая децентрализация может привести к тому, что пользователи начнут отказывать платить взносы, поскольку непонятно, кому их выплачивать.

А вот госконтроль в этой сферы все-таки нужен. Есть мировая тенденция создания единого госрегулятора, он бы и мог заняться всей сферой интеллектуальной собственности в России. Для этого необязательно создавать новую структуру, нанимать чиновников. А просто наделить новыми полномочиями уже существующие органы госвласти.

Игорь Матвиенко, продюсер группы «Любэ», композитор:

— Я тоже считаю, что дополнительный госконтроль необходим.

Главная проблема — непрозрачность деятельности организаций по сбору вознаграждения за смежные и авторские права. Причиной этого стало, на мой взгляд, в том числе, и отсутствие надлежащего контроля за их деятельностью со стороны государственных органов. Слишком много правил, регламентирующих административную и финансовую деятельность таких организаций, фактически утверждается самими организациями.


Официально

Федеральная антимонопольная служба:

— Правовое регулирование рынка управления коллективными авторскими правами может быть осуществлено четырьмя путями.

Первый — распространение на него действия антимонопольного законодательства на рынок управления коллективными правами.

Второй — снятие ограничений на количество субъектов, выступающих в качестве организаций по управлению правами на коллективной основе.

Третий — формирование списка изготовителей и импортеров-плательщиков вознаграждения и его открытая публикация на сайте РСП.

А четвертый путь — устранение неравного положения импортеров и изготовителей оборудования и материальных носителей в случае их экспорта, при этом распространив исключение также на импортеров оборудования и материальных носителей.

(из ответа ФАС на запрос «Российской газеты»)

Опубликовано по адресу: https://rg.ru/2016/09/04/fas-predlozhili-vziat-pod-kontrol-rynok-avtorskih-prav.html

 

©2009-2019, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов