Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Минтранс России разъяснил порядок выполнения требований СОЛАС о верификации груженых контейнеров

Министерство транспорта России разъяснило порядок выполнения требований о проверке массы (верификации) груженых контейнеров при перевозке на морском судне, в связи с вступающей в силу c 1 июля 2016 года поправкой к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС). Как сообщил корреспондент ИАА «ПортНьюс», разъяснения представители Минтранса России дали участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), перевозчикам и операторам терминалов 31 марта 2016 года в Санкт-Петербурге в ходе круглого стола, организованного  НП «Объединение Корпоративных Юристов» (НП «ОКЮР») по инициативе Mediterranean Shipping Company (MSC).

Согласно поправке к Международной конвенции СОЛАС(СОЛАС - 74, Глава VI, Правило 2 (резолюция ИМО МSС.380(94) от 21.11.2014), руководство ИМО в отношении проверенной массы брутто контейнера с грузом (циркуляр ИМО МSС.1/ Circ.1475 от 09.06.2014), если груз перевозится в контейнере, его масса должна быть проверена (удостоверена) грузоотправителем путем взвешивания загруженного контейнера либо взвешиванием загружаемых в контейнер единиц с последующим суммированием их массы с массой порожнего контейнера. Данное требование не распространяется на порожние контейнеры и на каботажные перевозки.

Сопроводительные документы к контейнерам должны содержать информацию о проверенной массе и о том, кто и каким методом ее проверял. Документ с информацией о массе подтверждается (подписывается) грузоотправителем и предоставляется заблаговременно капитану судна или судовому агенту, а также морскому терминалу. Грузовой план судна составляется на основании подтвержденной массы контейнеров.

Новое требование СОЛАС введено для повышения безопасности мореплавания, чтобы исключить нарушения остойчивости и прочности корпуса крупных контейнеровозов из-за недостоверной информации о весе принимаемых на борт контейнеров. В случае отсутствия документов о верификации массы контейнера капитан судна, агент и терминал обязаны отказать в приеме на борт данного контейнера. Также наличие документов о верификации веса контейнеров проверяют инспекторы портконтроля, которые также имеют право запретить выход судна с неверефицированными контейнерами на борту.

Как пояснил в ходе круглого стола заместитель Министра транспорта Российской Федерации, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, в соответствие с СОЛАС государство обязано осуществлять  освидетельствование устройств взвешивания и методов взвешивания контейнеров грузоотправителем. Причем весы могут быть установлены на предприятии грузоотправителя, на морском терминале и в любом другом месте.

Единственной признанной организацией, которая будет осуществлять в России освидетельствование организаций, осуществляющих подтверждение массы согласно международным требованиям безопасности мореплавания, является Российский морской регистр судоходства (РС).

По словам Олерского, соответствующее соглашение Минтранс России подпишет с РС в ближайшие дни, и после этого РС начнет принимать заявки на проведение освидетельствования весов и методов взвешивания. Документ о верификации массы контейнера может быть подписан грузоотправителем только после освидетельствования РС весов, которые использует грузоотправитель, и применяемого метода взвешивания. Такое освидетельствование проводится один раз в пять лет, с промежуточной проверкой через 30 месяцев.

По словам генерального директора РС Константина Пальникова, в штате РС имеется достаточное число инспекторов в различных регионах РФ, что позволит, в случае своевременно направленных заявок, выполнить большую часть освидетельствований весов до 1 июля 2016 года.

Виктор Олерский призвал РС не завышать стоимость освидетельствования: «Если есть возможность дополнительно не нагружать бизнес, надо это не делать». По словам Пальникова, тарифы на услуги РС опубликованы на сайте РС.

«Это один из базовых процессов освидетельствования. Который Регистр делает в промышленности» - добавил он. Стандартный тариф – 1650 руб.  за час. Освидетельствование не должно занимать более 1 рабочего дня.

Верифицированная масса контейнера может быть проверена непосредственно перед погрузкой на судно.

«Но из конвенции не следует, что проверять на морском терминале нужно каждый контейнер», - пояснил Олерский, отвечая на вопрос представителя компании MSC.  Не исключено, что при проверке заявленной массы контейнера на терминале, может возникнуть разница в весе с уже верифицированной массой.

Как пояснил и.о. директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев, «формально в Конвенции не указана предельно допустимая разница с заявленным весом, но, следуя мировой практике, разница в 5% принимается». Однако капитан судна может сам определять критическую погрешность и самостоятельно решать допускать груз на судно или нет.

Форму коносамента в связи с нововведением менять не обязательно.

«В коносаменте или в ином документе должна быть указана верификационная масса с обязательным указанием организации, которая производила взвешивание», - пояснил Виталий Клюев. Он также подчеркнул, что документ может быть как бумажным (с подписью и печатью), так и электронным (с электронной цифровой подписью).

Точная методика по всем процедурным вопросам будет выпущена Минтрансом России до конца апреля 2016 года и доведена до всех заинтересованных лиц.

Минтранс заверил участников ВЭД, что новую процедуру верификации груженых контейнеров все стороны смогут освоить.

«Мы все обязаны выполнять требования международной конвенции и отложить их нельзя! – сказал Виктор Олерский. - Я не исключаю, что на первых порах возможны какие-то перекосы, человеческий фактор никто не отменял. Но мы будем работать!»

Опубликовано по адресу: portnews.ru/news/217182/