Разделы сайта

Блог Президента ОКЮР Александры Нестеренко

24 мая 2021
СУД ЕСТЬ ДОСТИЖЕНИЕ ПРАВДЫ...
По прошествии недели хочется поделиться мыслями, возникшими на нашей ключевой конференции год...
21 мая 2021
В ЧЕМ СЕКРЕТ ОКЮР?
Этот вопрос задаю себе сама. В чём сила Объединения? Почему ОКЮР привлекает новых членов и кре...
20 ноября 2020
ЗВЁЗДНЫЙ СЛЁТ ИЛИ РАЗГОВОР У КОСТЕРКА
Радость, охватившая нас в Балчуге, на нашей любимой конференции руководителей «Юристы и бизне...
21 сентября 2020
CВЕРШИЛОСЬ!
Дорогие друзья! Наша долгожданная 10-я конференция с судьями Конституционн...
30 июня 2020
ПОДХОД К СНАРЯДУ
Что побудило меня сделать эту запись? Наверное, перевернувшая нашу жизнь эпидемия, которая по...



Круглый стол ОКЮР «Роспотребнадзор ждет от бизнеса добросовестного отношения, а не попыток противодействия существующим методам контроля и надзора» из цикла «Диалог с властью»

Дата проведения: 24 июля 2019 г.

Место проведения: Москва

Организатор: Объединение Корпоративных Юристов (ОКЮР)

24 июля 2019 года Объединение Корпоративных Юристов (ОКЮР) совместно с Юридической фирмой «ЮСТ» провело в Федеральной палате адвокатов РФ круглый стол с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Эпиграфом к встрече прозвучала цитата Анны Поповой, Руководителя Роспотребнадзора – Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: «Мы должны вовремя реагировать на те угрозы, которые еще не наступили, но которые мы с уровнем наших знаний и интеллекта можем предотвратить».

Круглый стол ОКЮР

Александра Нестеренко, президент ОКЮР, поприветствовав участников встречи, представила основного спикера, Олега Прусакова – начальника Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора, и поблагодарила Юридическую фирму «ЮСТ» за гостеприимство и помощь в организации круглого стола.

Олег Прусаков ответил на вопросы присутствовавших на встрече членов ОКЮР, затрагивающие актуальные аспекты осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в различных секторах потребительского рынка, а также отдельные направления государственной политики в этой сфере.

В частности, говоря об особенностях осуществления надзорных полномочий Роспотребнадзора на рынке финансовых услуг, на котором федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294), были разъяснены правовые основания разграничения предмета и полномочий Роспотребнадзора и Центрального Банка Российской Федерации в области потребительского кредитования, имея в виду, что положения ФЗ № 294 не распространяются на банковский и страховой надзор, осуществляемый Банком России, который в свою очередь не подразумевает оценку договоров с потребителями, в том числе в части выявления в них условий, ущемляющих права потребителей.

Круглый стол ОКЮР

Также был затронут вопрос разграничения функций Роспотребнадзора и Финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, который начал свою работу с 1 июля 2019 года. С этого времени стало обязательным предварительное рассмотрение Финансовым уполномоченным в досудебном порядке соответствующих претензий потребителей, касающихся споров со страховыми компаниями в сфере ОСАГО и КАСКО. С 28 ноября 2019 года все страховые споры будут решаться через Финансового уполномоченного. С 2021 года Финансовый уполномоченный будет также рассматривать споры с кредитными организациями.

Олег Прусаков коснулся практики организации и проведения проверок хозяйствующих субъектов, отметив отказ Роспотребнадзора от проведения плановых проверок в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, рассказал о первом опыте проведения такого контрольного мероприятия как контрольная закупка.

Участники круглого стола обсудили вопросы информирования потребителей о свойствах товара, ответственности продавца и изготовителя за его недостатки, продажи некондиционного товара и установление гарантийного срока товара.

Законодательство закрепляет право потребителя на получение информации о товаре в наглядной и доступной форме при заключении договора. Однако в законе не идет речи об обязательном предоставлении ее в бумажной форме. Возможно использование любых дополнительных методов информирования потребителей (в т.ч. на интернет-сайте), но только как дополнение к тем, которые обязательны в силу закона.

Круглый стол ОКЮР

Спикер отметил, что закон о защите прав потребителей разрешает продажу товаров с недостатком (некондиционных товаров). Главное, чтобы этот недостаток был оговорен в договоре купли-продажи и информация на этот счет была доведена до сведения потребителя. При этом гарантийный срок устанавливает изготовитель, и, если он своим правом на установление гарантийного срока не воспользовался, вместо него право установить гарантийный срок имеет продавец. Если гарантийный срок установлен изготовителем, то продавец не вправе его уменьшить, но может увеличить.

Говоря о проведении проверок торговых объектов общественными объединениями потребителей, Олег Прусаков пояснил, что общественные объединения вправе проверять и истребовать информацию у хозяйствующего субъекта только в том объеме, в каком ее может истребовать сам потребитель. Общественные объединения не вправе требовать предоставления медицинских книжек, документов соответствия, сертификатов, деклараций или санитарно-эпидемиологических заключений.

Участники круглого стола также коснулись вопросов возбуждения дел об административных правонарушениях без проведения проверок. Как разъяснил Олег Прусаков, административное дело может быть возбуждено без проведения проверки, если все признаки состава правонарушения уже установлены. В качестве формального основания для возбуждения дела может расцениваться даже сообщение в СМИ.

Круглый стол ОКЮР

Представители компаний – операторов связи обратили внимание на наличие актуальной проблемы в разграничении полномочий Роспотребнадзора и Роскомнадзора. Согласно Положению о надзоре в сфере связи (Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 № 476) перечень оснований для проведения проверок Роскомнадзором частично пересекается с тем, что проверяет Роспотребнадзор (в частности, соблюдение хозяйствующим субъектом Правил оказания услуг связи). Олег Прусаков предложил сформулировать консолидированную позицию в виде оценки общей проблематики с предложением алгоритма решения, который можно было бы положить в основу переговоров с Роскомнадзором.

Участники встречи обсудили вопрос ограничения сроков действия поручений Правительства РФ, на основании которых проводятся проверки. Как ответил начальник управления ведомства, основанием для проведения проверки всегда является приказ надзорного органа, изданный во исполнение соответствующего поручения Правительства РФ. Сроки проведения проверок, в свою очередь, определяются данным приказом, с которым хозяйствующий субъект, в отношении которого проводится проверка, вправе ознакомиться.

По итогам встречи Александра Нестеренко поблагодарила всех за плодотворную и открытую беседу и выразила надежду на дальнейшее тесное сотрудничество ОКЮР и Роспотребнадзора в деле по поддержанию диалога между бизнесом и властью: «Полностью разделяю высказывание Олега Прусакова о том, что ответственное и добросовестное поведение бизнеса на потребительском рынке выгодно как компаниям, так и потребителям. Юристы компаний-членов ОКЮР признательны Роспотребнадзору за эффективный и открытый диалог».

Опубликовано по адресу: www.garant.ru/info/infopartner/1286676/

 

©2009-2021, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов