Разделы сайта
Признание ОКЮР на государственном уровне

Блоги. События ОКЮР глазами участников

30 мая 2019
ТРИ НАГРАДЫ НА ПМЮФ
Когда Елена Борисенко, Советник Министра юстиции, и Юрий Любимов, самый молодой заместитель...
15 апреля 2019
УШЁЛ ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЁВ
Неожиданно от нас ушёл великий юрист, учёный, государственный деятель, дипломат и прекрасный...
15 февраля 2019
НОВАЯ ИНИЦИАТИВА ОКЮР
Спешу поделиться своей радостью! Вчера провели умное, содержательное обсуждение проблем взаим...
23 ноября 2018
ПРАВИЛО "ЗУБНОЙ ЩЁТКИ". О ЧЁМ ГОВОРЯТ РУКОВОДИТЕЛИ
В этом году собрание 100 руководителей правовых и иных подразделений особенно удалось. Ве...
24 июля 2018
НЕВОСПОЛНИМАЯ УТРАТА
Когда уходят близкие люди, не сразу осознаёшь, кого теряешь. Для меня таким человеком был Вениамин Ф...



Круглый стол из цикла «Диалог с властью» «ФАС России и члены ОКЮР. Продолжение разговора»

Дата проведения: 23 июля 2018 г.

Место проведения: Москва

Организатор: ОКЮР

23 июля 2018 года заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров, а также Ирина Василенкова, заместитель начальника управления-начальник отдела контроля законодательства о рекламе ФАС России; Яна Склярова, заместитель начальника управления контроля рекламы и НДК ФАС России; Лилия Беляева, заместитель начальника управления контроля финансовых рынков ФАС России, приняли участие в круглом столе «ФАС России и члены ОКЮР. Продолжение разговора», организованном Объединением Корпоративных Юристов при поддержке международной юридической фирмы «Бейкер Макензи».

Открывая обсуждение темы государственного регулирования рекламы, Андрей Кашеваров рассказал участникам ОКЮР о статистике ФАС России, согласно которой наблюдается позитивная тенденция снижения количества нарушений в сфере рекламы. В связи с этим, одним из направлений работы регулятора является изменение форм государственного контроля, в частности - отмена плановых проверок. Также на этапе рассмотрения находится законопроект, разработанный в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере распространения наружной рекламы, в рамках которого планируется разработка единого порядка проведения торгов (конкурса или аукциона), включая порядок формирования лотов. Законопроект предусматривает положение об обязанности организатора торгов в течение календарного года выставить на торги для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем 20% от общего количества мест установки рекламных конструкций каждого типа, выставляемых им в течение данного календарного года на торги.

Заместитель руководителя ФАС России также рассказал о новом Федеральном законе, вступившем в силу 3 июня 2018 года, который запрещает размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе, на оборотной стороне. Под запрет не подпадают различные виды социальной рекламы, а также сведения справочно-информационного характера.

С 1 октября 2018 года станет доступным сервис подачи заявления и получения разрешения на установку рекламной конструкции через портал государственных услуг.

На вопрос участников встречи о тенденциях развития регулирования рекламы алкогольной продукции, А. Кашеваров подчеркнул, что к рекламе алкогольной продукции следует относиться с особой осторожностью. С одной стороны, безусловно, если товар вводится в оборот, потребитель имеет право на получение хотя бы минимальной информации о товаре. Однако, стоит учитывать специфику данного вида продукции, а также позицию Министерства здравоохранения о защите потребителей от формирования предпочтения к вредным для здоровья товарам. На вопрос участников встречи о планах по продлению действия исключений о рекламе определенных видов алкогольной продукции, А. Кашеваров ответил, что, ему не известно, что такие планы обсуждались.

Переходя к теме иммунитетов от применения антимонопольного законодательства в отношении результатов интеллектуальной деятельности, А. Кашеваров высказал точку зрения о том, что предоставление таких иммунитетов сдерживает развитие конкуренции в условиях цифровой экономики. По его мнению, антимонопольное законодательство должно распространяться на отношения, связанные с использованием интеллектуальной собственности.

Далее участники встречи перешли к обсуждению темы саморегулирования в рекламе, которая не является новинкой для рынка рекламы и активно развивается во многих странах мира.

Говоря о российском опыте, заместитель руководителя ведомства рассказал о подписанном в прошлом году в Санкт-Петербурге соглашении с Европейской Ассоциацией по рекламным стандартам, направленном на продвижение саморегулирования рекламы на всей территории России. "Мы полагаем, что сам рынок в рамках взаимодействия между предпринимателями способен вырабатывать необходимые параметры функционирования, и такой путь является наиболее эффективным, поскольку отвечает наиболее острым и актуальным потребностям рынка. Наша задача сейчас - внести изменения в законодательство о рекламе и начать передачу полномочий в орган саморегулирования", - подытожил А. Кашеваров.

«Согласно статистическим исследованиям ФАС России, наблюдается позитивная тенденция снижения количества нарушений, связанных с рекламной деятельностью. И следует отметить, что сфера государственного регулирования рекламы оперативно реагирует на такую динамику, – отметила президент ОКЮР Александра Нестеренко. – На сегодняшний день одним из направлений работы является реформирование мер государственного контроля, в частности, были отменены плановые проверки, и ведется активная работа по развитию в России саморегулирования. Члены ОКЮР приветствуют это начинание и с самого начала участвуют в нём».

Ирина Василенкова, заместитель начальника управления-начальник отдела контроля законодательства о рекламе ФАС России, представила краткий экскурс в историю развития саморегулирования рекламы в России. Первые органы саморегулирования рекламной деятельности начали формироваться в 1995 году. К действующему на тот момент международному Кодексу рекламной деятельности присоединилось рекламное сообщество России. В 1999 году был создан Совет по рекламе России, на смену которому в начале 2000-х пришел Рекламный Совет России, принявший свой рекламный Кодекс в 2002 году. В 2003 году Рекламный Совет России прекратил свою деятельность, а Кодекс утратил свое практическое значение.

"Дальнейшие попытки создания единого органа больше не предпринимались, и мы, как орган власти, посчитали необходимым создать в 2004 году экспертный совет по данной проблематике.

В 2012 году рекламное сообщество консолидировалось, был принят новый Кодекс.

На сегодняшний день нет единого органа саморегулирования рекламы, но существует множество объединений. К примеру, Ассоциация рекламодателей, которая разработала собственную стратегию саморегулирования и разместила ее у себя на сайте в сети Интернет", - отмечает И. Василенкова.

Лилия Беляева, заместитель начальника управления контроля финансовых рынков ФАС России, рассказала про Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации, предусматривающий также утверждение Плана мероприятий по развитию конкуренции ("Дорожной карты") применительно к финансовым рынкам.

«В документе можно выделить несколько главных направлений, включенных в него мероприятий: снижение административных барьеров и исключение дискриминации участников рынка; исключение и снижение возможностей по влиянию доминирующих игроков на общие условия обращения товаров; предупреждение и пресечение тех или иных нарушений антимонопольного законодательства», – пояснила она. В этом году Управление контроля финансовых рынков ФАС России совместно с Министерством финансов и Банком России выработали обширный инструментарий, необходимый для развития конкуренции на рынке финансовых услуг. Дорожная карта внесена на рассмотрение в Правительство Российской Федерации, все разногласия по поводу финансовых рынков урегулированы.

По словам Л. Беляевой, результаты анализа за период с 2011 по 2017 год указывают на ухудшение состояния конкуренции в банковской сфере. Примерно 70-78% рынка в зависимости от продуктового сегмента на федеральном уровне занимают "государственные" банки. Для устранения возникшей проблемы планируется ряд мероприятий, в частности, исключение установленных на нормативно-правовом уровне необоснованных требований к банкам, которые приводят к получению доступа, например, к размещению временно свободных бюджетных средств на депозиты, преимущественно для указанных банков, что создает дискриминацию на рынке. Кроме того, планируется ввести запрет приобретения государством долей в уставном капитале или акций кредитных организаций, за исключением случаев необходимости обеспечения доступности банковских услуг для потребителей на отдельных территориях, а также возникновения неблагоприятных внешних и внутренних факторов, способных создавать риски стабильности в банковской сфере. Еще одна планируемая мера воздействия - запрет упоминаний в рекламе, что финансовая организация имеет долю государственного участия, как способ продвижения услуги с целью создания ложного впечатления о ее повышенной надежности.

В завершение Л. Беляева отметила, что указанные и другие мероприятия Дорожной карты по развитию конкуренции подразумевают комплексное изменение условий ведения деятельности на рынке финансовых услуг.

Яна Склярова, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, поделилась с присутствующими опытом борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства в контексте недавно завершившегося Чемпионата мира.

Для защиты имущественных прав FIFA в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" была закреплена статья о запрете использования символики чемпионата или создания представления о принадлежности указанных лиц к FIFA без заключения соответствующего договора с FIFA. Несмотря на это, огромное количество предприятий целенаправленно нарушали данное требование, что, по словам Я. Скляровой, вызывает у ФАС России обеспокоенность и сомнения в общей политике снижения административного давления на бизнес в области антимонопольного регулирования.

Вторая часть встречи была посвящена антимонопольному регулированию в сфере розничной торговли продовольственными товарами.

Екатерина Урюкина, заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России, отметила, что, по результатам мониторинга торговых сетей за период января по август 2017 года в 73 регионах России, были выявлены нарушения в договорах поставки и оказания услуг, заключенных с поставщиками продовольственных товаров.

«Комплекс проверочных мероприятий, проведенных территориальными органами ФАС России, включал анализ порядка 17 тысяч договоров, и только в 17 % из них были выявлены нарушения, что не может не радовать. Практически все крупные торговые сети и поставщики привели свои договоры в соответствие с внесенными в законодательство поправками», – пояснила Екатерина Урюкина.

По ее словам, доля выявленных нарушений региональных и муниципальных сетей составила 70 % от общего числа, в то время, как на федеральные торговые сети пришлось около 30 %.

Е. Урюкина обозначила наиболее распространенные виды нарушений: установление сроков оплаты товаров в нарушение положений закона; установление запрета на перемену лиц в обязательстве по договору поставки путем уступки права требования, в том числе, с предварительного письменного уведомления; включение в договор поставки условий о возмещении расходов, связанных с утилизацией некачественного или просроченного товара (здесь необходимо помнить, что при поставке происходит переход права собственности к торговой сети, а некачественный товар подлежит утилизации именно за счет собственника); нарушение обязанности по раскрытию информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора на своем сайте в сети Интернет (отсутствие сайта как такового; отсутствие требуемой информации на сайте; информация находится в закрытом доступе и/или предоставляется за дополнительную плату).

Помимо выявленных нарушений, были отмечены и иные тенденции изменения структуры договорных отношений между торговыми сетями и поставщиками товара, такие как увеличение штрафных санкций за нарушение условий договора поставщиком, и одновременное отсутствие "зеркальных" штрафов для торговой сети; проведение торговой сетью или указанным ей третьим лицом необоснованно дорогостоящего аудита документации поставщика; возврат продовольственных товаров с истекшим сроком годности и др.

Разъясняя положения Закона о защите конкуренции, касающихся толкования термина "дискриминационные условия", спикер отметила, что установление необоснованно разных цен на товар может быть квалифицировано в качестве создания дискриминационных условий. Обоснованием установления различных цен может быть разный уровень затрат продавца в связи с производством или реализацией товара различным потребителям, который может являться следствием различных условий, например, различный объем и ритмичность поставок закупаемого товара; разница в затратах, связанных с доставкой товара; особенности условий оплаты (предоплата или отсрочка платежа).

Что касается развития саморегулирования в торговле, Е. Урюкина высказала точку зрения ФАС России о том, что установление новых законодательных правил и ограничений может не привести к ожидаемому результату. В рамках этой концепции первым уровнем принятия решений является диалог между торговыми сетями и поставщиками. Нерешенными остаются вопросы обязательности принятых решений и порядка участия регуляторов в случае невозможности достижения консенсуса сторонами. Обсуждения данной тематики проходит на базе бизнес-школы "Сколково".

Отвечая на вопрос о том, возможно ли распространение действия Закона о торговле на непродовольственные товары, Е. Урюкина согласилась с тем, что сфере непродовольственных товаров присущи свои проблемы, которые требуют разрешения, но, по ее мнению, распространение достаточно жестких норм и критериев Закона о торговле на эту области будет избыточным регулированием.

В завершение встречи, А. Нестеренко отметила продуманность выступлений и презентаций спикеров и поблагодарила присутствующих за интересную дискуссию.

Опубликовано по адресу: www.garant.ru/info/infopartner/1210538/

 

©2009-2019, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов