Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Круглый стол из цикла «Диалог с властью» «ФАС России и члены ОКЮР. Уроки первой половины 2018 года»

Дата проведения: 23 июля 2018 г.

Место проведения: Москва

Организатор: ОКЮР

В конце июля 2018 года представители ФАС России и члены Объединения Корпоративных Юристов (ОКЮР) продолжили обсуждение новейших тенденций в антимонопольном регулировании и практике на круглом столе из цикла «Диалог с властью» «ФАС России и члены ОКЮР. Уроки первой половины 2018 года», организованного ОКЮР при поддержке международной юридической фирмы «Бейкер Макензи».

Открывая обсуждение на тему "Пятый «цифровой» антимонопольный пакет: тенденции и решения. Национальный план развития конкуренции: что и когда ожидать бизнесу", Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС России, обратил внимание на то, что цифровая экономика существенным образом модифицировала правила оборота на товарных и финансовых рынках. Привычное нам разделение на три уровня торговли (международная, национальная и местная) утрачивает свою актуальность в условиях осуществления торговли через интернет. Изменились и маркетинговые механизмы - благодаря современным технологиям стало возможным не только изучение, но и формирование предпочтений потребителей.

В связи с этим, А. Голомолзин в своем выступлении затронул проблему использования персональных данных и выразил мнение о том, что на сегодняшний день вопрос о пределе использования такой информации обсуждается в узком контексте, в то время, как для целей антимонопольного регулирования его надлежит рассматривать с экономической точки зрения. Пока довольно сложно ответить, каким образом эта ситуация будет развиваться и как она повлияет на оборот товаров и услуг в широком смысле. Однако, уже сегодня можно с уверенностью сказать, что виртуальный мир стал неотъемлемой частью реального мира, и эту специфику нельзя недооценивать.

Обращаясь к вопросу о введении новых правил оценки состояния конкуренции на рынке, заместитель руководителя ФАС России справедливо отметил, что, несмотря на динамичность цифровых рынков, доли наиболее значимых игроков постоянно растут. В связи с этим, существующие инструменты анализа состояния конкуренции на товарном рынке более не отвечают потребностям рынка и подлежат изменению. Объем товарного рынка и доли его участников должны определяться, исходя из характеристик связанных товарных рынков. Немаловажно принимать во внимание особенности монетизации, роль цифровых посредников, процессы интеграции рынков в глобальные цепочки, многосторонность рынков и связанность товаров, а также сетевые эффекты. Так, в контексте согласования сделок M&A это означает необходимость использования в качестве критерия размер сделки независимо от стоимости активов, участвующих в сделке компаний. Также необходимо принимать во внимание потенциал компаний и перспективы влияния сделки на состояние конкуренции в будущем.

Говоря о характеристиках современной информационной структуры, заместитель руководителя ведомства выделил тенденцию к определению единственного поставщика при закупках на конкурентных рынках услуг связи, хранения и обработки данных. Проводимые мероприятия по централизации инфраструктуры не обеспечивают надлежащий уровень устойчивости и безопасности; дублирующие мероприятия в совокупности с мероприятиями, предусматривающими необоснованную централизацию, могут привести к ограничению конкуренции на рынке. ФАС России настаивает на модернизации универсальной услуги: она должна быть персонифицирована, предоставляться в условиях конкуренции по результатам торгов.

Алексей Никифоров, директор юридической поддержки СИБУР, предложил к обсуждению ранее поднятую проблему эффективной борьбы с сайтами-клонами, которая актуальна для многих участников рынка, в том числе, членов ОКЮР, бренды которых хорошо известны потребителям: в сети Интернет появляются точные копии сайта определенной компании, новые клиенты перечисляют деньги создателям этих сайтов, полагая, что платят за услуги, предоставляемые компанией, и, как следствие, несут значительные убытки, поскольку либо ничего не получают взамен, либо получают подделку.

Отвечая на вопрос А. Никифорова о возможных способах защиты от такого рода посягательств, А. Голомолзин отметил, что в практике Федеральной антимонопольной службы имеется опыт рассмотрения аналогичных дел. Подобные нарушения могут квалифицироваться по главе 2.1 Закона о защите конкуренции (недобросовестная конкуренция). Также присутствующие отметили, что следует задуматься о том, чтобы предусмотреть соответствующие полномочия по блокировке подобных сайтов Роскомнадзором.

В завершении встречи А. Голомолзин затронул тему перспектив проконкурентного тарифного регулирования. По его словам, помимо ранее сформулированных задач, таких, как поэтапное устранение перекрестного субсидирования, необходимо также изменить порядок принятия решений, касающихся тарифного регулирования, посредством активного применения цифровых технологий. Отдельно была отмечена важность проведения всестороннего анализа рынка, а также запуска долгосрочной тарифной политики с целью не допустить сдерживания темпов развития. Тарифное регулирование должно учитывать интересы как участников рынка, так и потребителей. Для комплексного достижения поставленных целей планируется внесение соответствующих поправок в нормативно-правовые акты.

По мнению спикера, следует упорядочить всю систему регулирования, в основе которой лежит Федеральный закон "О защите конкуренции", содержащий ключевой понятийный аппарат. Специфика отдельных отраслей, в свою очередь, должна найти отражение в специализированных законах, а также в отраслевых основах ценообразования. Нормы, содержащиеся в данных актах, должны быть уточнены с учетом корректировки базовых принципов.

В заключительном слове Александра Нестеренко, президент Ассоциации «НП «ОКЮР», отметила: «Сегодня динамичные процессы глобализации и цифровизации экономики определяют развитие антимонопольного законодательства. Постоянно трансформирующиеся условия оборота требуют своевременной оптимизации нормативно-правового регулирования, что является одной из приоритетных задач регулятора. Однако эффективное решение данной задачи невозможно не только без глубокого анализа рыночных тенденций регулятором, но и его открытого взаимодействия с участниками рынка и экспертным сообществом, которое позволяет обеспечить баланс интересов и находить оптимальные решения.

Большое количество участников рынка, а также рядовых потребителей становятся жертвами "паразитирующей конкуренции": это и незаконное воспроизведение средств индивидуализации на товарах, и создание смешения путем использования элементов оформления, ассоциирующихся с чужим брендом, а также – веяние цифровой эпохи - массовое создание сайтов-клонов с целью переманивания клиентуры или вовсе реализации мошеннических схем без намерения продажи какого-либо товара. Как ни удивительно, таким нападкам теперь подвергаются не только B2C компании, работающие с потребителями - физическими лицами, но и крупные промышленные предприятия, работающие с другими производственными или торговыми компаниями. И при всем этом, у бизнеса отсутствуют эффективные механизмы защиты от таких Интернет-"паразитов" - судебные процессы, антимонопольные и уголовные расследования, обращение в специализированные организации - все эти меры требует времени и затрат, и даже положительный итог не позволяет решить проблему, ведь сайты-клоны продолжают создаваться и темп появления двойников не снижается.

Объединение Корпоративных Юристов предлагает Федеральной антимонопольной службе совместно проработать возможные варианты решения данной проблемы, например, расширение полномочий ФАС России в части принятия оперативных обеспечительных мер, выстраивание межведомственной работы с Роскомнадзором и т.п.»

Опубликовано по адресу: www.garant.ru/info/infopartner/1210971/