Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Круглый стол из цикла «Диалог с властью» «ФАС России и члены ОКЮР. Новые антимонопольные подходы в 2018 году»

Дата проведения: 20 июня 2018 г.

Место проведения: Москва

Организатор: ОКЮР

Диалог с властью. ЕЭК, ФАС России и члены ОКЮР. Уроки первой половины 2018 года

20 июня 2018 г. прошел традиционный круглый стол из цикла "Диалог с властью", организованный Объединением Корпоративных Юристов при поддержке международной юридической фирмы «Бейкер Макензи». Члены ОКЮР, представители Евразийской экономической комиссии и ФАС России обсудили актуальные вопросы антимонопольного регулирования и правоприменения на товарных рынках Российской Федерации, на трансграничных рынках, в том числе, в условиях цифровой экономики, а также законодательные инициативы.

Во вступительном слове Александра Нестеренко поприветствовала собравшихся и отметила актуальность темы, в том числе первой части круглого стола: деятельность Евразийской экономической комиссии набирает обороты, ведется активная работа по совершенствованию Договора о ЕАЭС, развивается практика: "Когда представители бизнеса пытаются обратиться к Договору о ЕАЭС и иным союзным нормативным актам, чтобы оценить свои риски, связанные с ведением деятельности на потенциально трансграничных рынках, то у них может возникать множество вопросов, не только в связи со сложностью норм союзного права, но и в некоторых случаях - в связи с неопределенностью каких-либо его положений (например, в части отнесения рынка к трансграничному). При отсутствии обширной практики правоприменения ЕЭК, большое значение для бизнеса имеет разъяснительная работа ЕЭК (в формате общественных приемных, индивидуальных консультаций, ответов на вопросы и т.п.), а также в целом открытость ЕЭК к диалогу с предпринимателями, обеспечение реального доступа представителей рынка к нормотворческой работе, создание эффективных институтов, которые позволяют бизнесу быть услышанным."

Сообщить членам ОКЮР об основных направлениях деятельности ЕЭК и ответить на их вопросы пришли несколько представителей ЕЭК: Алия Джумабаева, директор Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК, Татьяна Чеснокова, начальник отдела конкурентного законодательства и методологии Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК, и Шолпан Батырбек, начальник отдела расследований антиконкурентных соглашений и методологии Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК.

Открывая обсуждение данной темы, А. Джумабаева рассказала участникам ОКЮР о деятельности ЕЭК по совершенствованию права ЕАЭС. На вопрос участников встречи о возможности участия бизнеса в процессе совершенствования права ЕАЭС, А. Джумабаева обратила внимание на то, что в данной работе могут принять участие не только представители национальных органов стран-участниц ЕАЭС, но и представители бизнес сообщества стран-участниц ЕАЭС, если кандидатуры будут направлены российской стороной в Евразийскую экономическую комиссию. Так, со стороны Казахстана в работе по совершенствованию Договора о ЕАЭС активно принимает участие Национальная палата предпринимателей, а в России представители бизнеса могут обратиться в Минэкономразвития России - орган, который координирует данную работу на национальном уровне и определяет лиц, которые смогут принять участие в заседаниях соответствующих рабочих групп.

Представители ЕЭК рассказали о планируемых изменениях в Договор о ЕАЭС по вопросам конкуренции, в том числе, введение институтов предостережения и предупреждения (за недобросовестную конкуренцию и злоупотребление доминирующим положением, за исключением установления монопольно высоких цен). Поправки уже подготовлены, но вместе с тем, как сообщили представители ЕЭК, пока проходит длительная процедура их согласования, Советом ЕЭК было принято решение о введении временной меры в действующий порядок рассмотрения заявлений нового института, который не используется ни в одной из стран-участниц - предложение о совершении действий, направленных на устранение признаков нарушения и обеспечение конкуренции на трансграничных рынках. Соответствующие нормы уже вступили в действие и будут действовать до вступления в силу поправок в Договор о ЕАЭ в части выдачи предупреждения.

Предложения будут выдаваться при наличии признаков правонарушения, за исключением случаев заключения антиконкурентных соглашений и злоупотребления доминирующим положением хозяйствующего субъекта в части установления, поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара. При этом процедура предполагает направление предложения заинтересованным сторонам для обсуждения проекта предложения, составляемый ЕЭК и содержащий перечень действий, которые предлагается совершить субъекту для устранения предполагаемого нарушения. Также предусмотрено проведение консультаций с участием представителей национальных органов, заявителя и предполагаемого нарушителя, которые могут представить свои корректировки к проекту предложения. Исполнение предложения исключает возможность привлечения к ответственности. При этом, как отметила Т. Чеснокова, предложение не будет направляться в случае повторности выявления признаков нарушения (выявление в действиях (бездействии) хозяйствующего субъекта признаков нарушения общих правил конкуренции, по которым в течение предшествующих 24 месяцев было направлено предложение либо принято решение по итогам рассмотрения дела).

Что касается инициативы по конкретизации форм недобросовестной конкуренции, в частности, связанной с использованием интеллектуальной собственности, то, как сообщили представители ЕЭК, было проведено исследование норм стран-участниц ЕАЭС, касающихся данного вопроса, были проведены совещания с уполномоченными органами стран-участниц ЕАЭС и по результатам было принято решение о рассмотрении данного вопроса на более позднем этапе (разрешения существующих споров и противоречий в части регулирования интеллектуальных прав в различных странах-участницах ЕАЭС).

Обращаясь к деятельности ЕЭК по правоприменению, А. Джумабаева рассказала о взаимодействии ЕЭК с представителями бизнеса в ходе рассмотрения дел. Так, подготовлены поправки, предусматривающие возможность проведения консультаций с членами комиссии по рассмотрению дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках на всех стадиях рассмотрения дела - еще один институт, который позволит бизнесу быть услышанным.

Также А. Джумабаева рассказала о взаимодействии с организациями при направлении запросов информации. В частности, представитель ЕЭК отметила, что, вероятно, нормы о штрафах за непредставление информации по требованию ЕЭК, за несвоевременно представление или предоставление недостоверных сведений вскоре начнут применяться на практике, хотя ЕЭК до сих пор не прибегала к такой мере. Она обратила внимание на то, что непредставление информации не соответствует интересам компании в долгосрочной перспективе. Так, существует практика прекращения рассмотрения заявлений еще до возбуждения расследования, компании имеют шанс оперативно представить доказательства необоснованности жалоб и подозрений и не нести издержки в связи с затягиванием процедур, обжалованием решения в Суд Союза и возникновением проблемы допустимости представления в суд доказательств, не представленных на рассмотрение ЕЭК и т.д.

Что же касается практики ЕЭК по трактовке понятия трансграничных рынков, то ЕЭК руководствуется критериями, установленными в Решении Высшего Евразийского Экономического Совета "Об утверждении критериев отнесения рынка к трансграничному" (предусматривает критерии трансграничности для каждого вида нарушения) и при применении Решения Совета ЕЭК "О методике оценки состояния конкуренции" (поставка товара с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена; поставка товара с территорий третьих стран на территории двух или более государств-членов) . Участники встречи отметили, что предусмотренный для антиконкурентных соглашений критерий трансграничности - регистрация сторон соглашения на территория разных государств-членов ЕАЭС - не всегда отвечает интересам защиты конкуренции на общем рынке, поскольку соглашение, способное оказать негативное влияние на трансграничный рынок, может быть заключено с компанией, зарегистрированной за пределами ЕАЭС.

А. Джумабаева рассказала о просветительской работе ЕЭК, в частности, в рамках общественных приемных, в том числе выездных, в ходе которых представители ЕЭК разъясняют положения Договора о ЕАЭС в части антимонопольного регулирования, отвечают на вопросы и проводят индивидуальные консультации по процедуре подачи заявлений о наличии признаков нарушений общих правил конкуренции. Такие выездные мероприятия уже были проведены в нескольких странах-участницах ЕАЭС, а следующие планируется провести осенью текущего года в Кыргызстане (в сентябре) и в Армении (в октябре) (посетить их и задать свои вопросы ЕЭК могут представители из любых стран-участниц ЕАЭС).

В ходе дискуссии, участники встречи также обсудили необходимость решения в ближайшем или отдаленным будущем ряда иных вопросов, связанных с совершенствованием права ЕАЭС по вопросам конкуренции, в том числе, изменение или уточнение понятия трансграничных рынков, механизмы смягчения ответственности, антимонопольный комплаенс, нормы о проведении проверок, контроль за экономической концентрацией и др.

Во второй части встречи Алексей Никифоров, директор юридической поддержки СИБУР, поделился опытом противодействия неправомерному использованию бренда в интернете. В частности, он рассказал о распространении мошеннических практик и недобросовестной конкуренции путем создания так называемых сайтов-клонов: организации, а чаще всего - физические лица, регистрируют сайты, сходные с дизайном официального сайта компании, получают заказы от покупателей и либо поставляют контрафактную продукцию, либо вовсе исчезают, получив предоплату, нанося таким образом не только ущерб покупателям, но и серьезный вред репутации компании. Остроту и актуальность данной проблемы отметили присутствующие на встрече представители многих компаний, также постоянно сталкивающиеся с подобными практиками. При этом зачастую отдельные компании могут выявлять более сотни нарушений в год.

"Юридически у нас есть несколько инструментов защиты: как обычно, суд, правоохранительные органы, а также обращение в организации, которые специализируются на блокировке сайтов по обращению правообладателя." При этом последняя мера, как отметил А. Никифоров, является наиболее быстрой и эффективной. Победа в суде не отвечает в должной мере интересам предпринимателей - судебные процессы могут длится по полгода, возникают проблемы с тем, как решение суда исполнить, и за это время уже появляется множество других сайтов. Что же касается обращений в правоохранительные органы в связи с наличием признаков мошенничества, то в таких случаях уголовные дела либо не возбуждаются, либо требуют несения значительных издержек, зачастую будучи бесперспективными.

"На сегодня у нас абсолютно нет хорошего решения. У нас нет правильного ответа на вопрос, как с этим бороться, - подчеркнул А. Никифоров. - Даже блокировка сайтов специализированными частными фирмами, которые все делают достаточно быстро, не помогает решить проблему. Обращение в эти фирмы требует постоянных расходов, и достаточно быстро появляются новые сайты, компания продолжает терпеть репутационный ущерб и упущенную выгоду, клиенты продолжают страдать."

Участники встречи обсудили предложенные А. Никифоровым возможные пути решения проблемы: расширение полномочий ФАС России в части принятия оперативных обеспечительных мер, выстраивание межведомственной работы с Роскомнадзором, закрепление в качестве самостоятельного вида правонарушения действий по созданию и использованию сайтов-клонов и др. В ходе дискуссии участники встречи пришли к выводу о необходимости составления и обсуждения на базе ОКЮР соответствующих предложений и направления их в ФАС России.

Андрей Тенишев, начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России, и Антон Тесленко, заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России, рассказали присутствующим о законодательных инициативах, внесенных в Правительство Российской Федерации и призванных повысить эффективность работы службы по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений, а также работы правоохранительных органов. В частности, представители ФАС России рассказали о планируемых изменениях в тексте ст.178 УК РФ (приведение в соответствие с положениями Закона о защите конкуренции диспозиции указанной статьи, закрепление новых квалифицирующих признаков состава преступления, повышении размеров крупного и особо крупного ущерба/дохода). А. Тенишев разъяснил позицию ФАС России относительно получения антимонопольным ведомством результатов оперативно-розыскных мероприятий, а также рассказал участникам мероприятия о планируемых оборотных штрафах за воспрепятствование проведению проверок (до 1 % выручки за год) и создании реестра участников антиконкурентных соглашений.

Спикер также упомянул о разработке законопроекта, призванного привести к единому регулированию проведение различного рода имущественных торгов (продажа арестованного имущества, земельных участков, водных биологических ресурсов).

Обращаясь к теме влияния цифровизации экономики на деятельность антимонопольного органа и отвечая на вопрос о правомерности использования аукционных роботов для участия в торгах, А. Тенишев отметил: "Есть программы, к которым у нас нет претензий. Например, алгоритмы, включенные в функционал торговой площадки, которые существенно упрощают процесс участия в большом количестве торгов. Однако есть также программы, которые не имеют никакого другого применения, кроме как реализация сговора на торгах и уничтожение следов нарушения – использование подобных программах модулей недопустимо".

Андрей Тенишев обратил внимание и на тот факт, что значительное количество сговоров может теперь быть выявлено благодаря переводу большинства закупочных процедур в электронную форму, и напомнил, что участники рынка могут обращаться с жалобами об антиконкурентных нарушениях на торгах.

В завершение встречи А. Нестеренко поблагодарила участников встречи за интересную дискуссию. Она отметила: "Бурное развитие информационных технологий приводит к тому, что традиционный инструментарий антимонопольного регулирования не всегда готов к новым вызовам. Однако развитие происходит не только стремительно, но и непредсказуемо. Поэтому необходимо аккуратно подходить к разработке новых институтов. Чрезвычайно важно, чтобы решение, эффективное сегодня, не сдерживало развитие завтра. Открытый диалог регулятора с бизнесом должен способствовать достижению баланса и выбору оптимального решения".

Продолжение встречи членов ОКЮР с ФАС России в рамках традиционного "Диалога с властью" состоится 19 июля 2018 года.

Опубликовано по адресу: www.garant.ru/info/infopartner/1207925/