Разделы сайта
Признание ОКЮР на государственном уровне

Блоги. События ОКЮР глазами участников

15 ноября 2019
ВАЖНО ЛЮБИТЬ ТО, ЧТО ДЕЛАЕШЬ! ГЛАВНЫЕ ЮРИСТЫ О СМЫСЛАХ ЖИЗНИ
Мы надолго заряжены прекрасным настроением,сплотившим нас на Годовом сборе 100 главных юристов...
28 октября 2019
ОКЮР СТАЛ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ПАРТНЁРОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ В РЕФОРМЕ КНД
С лета 2019 года члены ОКЮР направляли своих экспертов в формируемые Аппаратом Правительства ...
30 мая 2019
ТРИ НАГРАДЫ НА ПМЮФ
Когда Елена Борисенко, Советник Министра юстиции, и Юрий Любимов, самый молодой заместитель...
15 апреля 2019
УШЁЛ ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЁВ
Неожиданно от нас ушёл великий юрист, учёный, государственный деятель, дипломат и прекрасный...
15 февраля 2019
НОВАЯ ИНИЦИАТИВА ОКЮР
Спешу поделиться своей радостью! Вчера провели умное, содержательное обсуждение проблем взаим...



Анатолий Голомолзин: Цифровая экономика требует новых подходов антимонопольного контроля, предупреждения нарушений законодательства и развития конкуренции

Img 9613

За 10 лет кардинально изменилась палитра игроков на мировом и национальных рынках. В экономике преобладают цифровые гиганты и высокотехнологичные компании. Рыночная власть формируется за счет аналитики больших данных, концентрации пулов интеллектуальной собственности, экономики алгоритмов. Антимонопольные органы должны реагировать на меняющуюся ситуацию, корректировать антимонопольное законодательство, чтобы иметь возможность не только контролировать нарушения по факту, но и быть органом предупредительного контроля.

16 марта 2018 года состоялся ежегодный Антимонопольный форум ОКЮР под названием «В ногу со временем: антимонопольное законодательство и цифровая экономика», организованный совместно с ФАС России. В этом году на форуме был рассмотрен широкий круг актуальных вопросов антимонопольного регулирования, а главными темами форума стали влияние цифровых технологий на антимонопольное право и практику, поправки в законодательство и работа над разъяснениями, Национальный план развития конкуренции, а также вопросы антимонопольного правоприменения на национальном уровне и на уровне ЕАЭС.

Сессию форума «Технологии и антимонопольное законодательство» открыл модератор Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС России. В начале своего выступления он отметил кардинальные изменения в составе ключевых игроков на мировых рынках – промышленных и сырьевых гигантов сместили цифровые гиганты. За последние 10 лет кардинально поменялся перечень топ-10 мировых лидеров, три компании вошли в первую тройку, такие как Apple, Google, Microsoft, в этом списке также Amazon и Facebook. Усиление позиций этих компаний на рынке возникло благодаря управлению большими базами данных, концентрации пулов прав интеллектуальной собственности, использованию экономики алгоритмов.

«Это характерно не только для игроков глобального рынка, аналогичные изменения касаются экономики в целом, товарных рынков в региональных, национальных или локальных границах», - считает А. Голомолзин.

«Антимонопольные органы должны уметь реагировать на изменившуюся ситуацию и соответствующим образом подстраивать антимонопольное законодательство, - отметил замглавы ФАС. - Дело в том, что большинство из цифровых гигантов получили доминирующее положение на рынке в результате сделок слияний и приобретений, но антимонопольные органы мира оказались не готовы адекватно оценить и спрогнозировать появление и проявление у них рыночной власти. В том числе по причине неготовности антимонопольного законодательства ех-аnte учитывать влияние происходящих технологических и экономических изменений, причем изменений в глобальном масштабе. Наряду с поправками в антимонопольное законодательство, устраняющие эти пробелы в процедурах контроля экономической концентрации, необходимо и принимать адекватные меры антимонопольного воздействия ех-post, в том числе в случае злоупотребления доминирующим положением на рынке цифровыми гигантами. Россия относится к числу немногих юрисдикций в мире, где были рассмотрены дела о нарушениях антимонопольного законодательства цифровыми гигантами, в том числе в отношении упомянутых Google, Microsoft, Apple. Практика применения антимонопольного законодательства потребовала учета особенностей высокотехнологических рынков, динамики происходящих на них изменений, причем не только в отношении продуктовой линейки, но и в отношении меняющейся структуры рынков. Новые подходы касались уточнения подходов к анализу рынков, а также содержания мер антимонопольного реагирования».

«Поэтому не случайно, - подчеркнул Анатолий Голомолзин, - что Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 определил совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках, в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции. В Указе поименовано 13 секторов экономики, принятие мер по развитию конкуренции в которых имеют решающее влияние. Эти те секторы, в которых ФАС России во взаимодействии с заинтересованными ведомствами и организациями постоянно инициируют предложения по улучшению ситуации. Сектор телекоммуникаций и информационных технологий – один из них. При этом наши инициативы учитывают то, что цифровизация касается всех без исключения сфер экономической деятельности. Указ также предписывает федеральным и региональным органам исполнительной власти принимать дорожные карты по развитию конкуренции в этих и в других сферах экономики».

О ключевых направлениях Национального плана развития конкуренции и задачах антимонопольного ведомства по его реализации рассказал участникам мероприятия замглавы ФАС Сергей Пузыревский, выступив с докладом на сессии «Технологии и антимонопольное законодательство».

«Национальный план развития конкуренции – это не документ про защиту конкуренции. Это стратегический документ, который ставит задачу развития конкуренции в качестве приоритета государственной политики в Российской Федерации. Эту задачу не Федеральная антимонопольная служба должна исполнять, а все органы власти и предпринимательское сообщество. Если предпринимательское сообщество не будет проявлять инициативу, то прийти к поставленным целям будет достаточно сложно», - отметил Сергей Пузыревский.

В Нацплане четко зафиксированы эти цели, и касаются они трех направлений – потребителей, бизнеса и государства.

«Потребителям мы должны обеспечить качественные товары по справедливым ценам, для бизнеса мы должны обеспечить механизмы, которые позволяют им быть конкурентоспособными, а государство должно от этого получить необходимый экономический рост», - заключил замглавы ФАС.

О происходящих процессах картелизации экономики, предложениях ФАС по расширению полномочий при проведении поверок и планируемых изменениях в статью 178 УК РФ рассказал Андрей Тенишев, начальник Управления по борьбе с картелями.

«ФАС не только по статистике выявляет все больше картельных соглашений, но и сами картели со временем претерпевают качественные изменения. Если лет 5 назад картель состоял из двух-трех предприятий, то в прошлом году нами был раскрыт картель, охватывающий 90 предприятий! С точки зрения аукционов, современный картель охватывает 600-700 аукционов, и это стало нормой», - отметил в своей выступлении Андрей Тенишев.

Причин возрастающей картелизации экономики, по мнению начальника Управления по борьбе с картелями, несколько. Отсутствие реального уголовного наказания ведет к самодетерминации картелей, что наносит огромный ущерб интересам и бюджету государства. Извлечение дополнительной прибыли толкает предприятия на пролонгацию заключенных антиконкурентных соглашений и расширение сферы их действия. Слабая эффективность правоохранительной системы влечет за собой картелизацию экономики. Отсутствие должной практики привлечения к уголовной ответственности в свою очередь связано с несовершенством формулировок, содержащихся в Уголовном кодексе Российской Федерации.

В этой связи ФАС считает целесообразным внесение изменений в ряд законодательных актов – Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в Закон о защите конкуренции и некоторые другие законодательные акты.

В качестве причин, вынуждающих антимонопольный орган инициировать поправки в действующее законодательство, Андрей Тенишев назвал совершенствование деятельности картелей и методов их противодействия антимонопольным расследованиям, активное противодействие, выражающееся в сокрытии и уничтожении информации, имеющей значение для доказывания противоправной деятельности, отставание полномочий антимонопольного органа по получению и закреплению доказательств антиконкурентных соглашений от современных вызовов экономической безопасности государства, а также переход правонарушителей в интернет-пространство, вызванный развитием цифровой экономики.

«Когда мы выведем все торги на электронные площадки, никто и ничто не укроется от нашего взора», - заключил Андрей Тенишев.

Замначальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Дмитрий Артюшенко рассказал об использовании компьютерных программ в целях ценообразования и представил проект рекомендаций ФАС России по использованию «ценовых алгоритмов».

Артём Молчанов, начальник Правового управления ФАС России, принял участие в дискуссии между органом государственной власти и бизнес-сообществом на тему «Проблемы анализа состояния конкуренции на товарных рынках. Проект разъяснений ФАС России».

Подробности в наших видео:

Доклад Андрея Тенишева

Доклад Сергея Пузыревского

Доклад Андрея Цыганова

Опубликовано по адресу: fas.gov.ru/news/24675

 

©2009-2019, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов