Разделы сайта

Блог Президента ОКЮР Александры Нестеренко

20 ноября 2020
ЗВЁЗДНЫЙ СЛЁТ ИЛИ РАЗГОВОР У КОСТЕРКА
Радость, охватившая нас в Балчуге, на нашей любимой конференции руководителей «Юристы и бизне...
21 сентября 2020
CВЕРШИЛОСЬ!
Дорогие друзья! Наша долгожданная 10-я конференция с судьями Конституционн...
30 июня 2020
ПОДХОД К СНАРЯДУ
Что побудило меня сделать эту запись? Наверное, перевернувшая нашу жизнь эпидемия, которая по...
17 июня 2020
ПОТЕРИ
Светлая память нашему учителю Александру Львовичу Маковскому. Для всех нас он был автори...
29 декабря 2019
ДРУЗЬЯ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!
Когда я думала над заголовком, то скучные «Итоги года» и «Главное за 2019 год» отложила ср...



Сергей Пузыревский: перед следующим Национальным планом развития конкуренции стоят амбициозные задачи

«Мы формируем повестку на ближайшие 5 лет по развитию антимонопольного регулирования в Российской Федерации», - отметил заместитель главы ФАС России

В Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты Российской Федерации состоялся Антимонопольный форум «Антитраст в быстро меняющемся мире: современные вызовы и новые возможности», в котором приняли участие представители ФАС России. Мероприятие организовано Объединением Корпоративных Юристов (ОКЮР).

Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов выступил в качестве модератора сессии «Активная государственная политика, направленная на развитие конкуренции».

Заместитель главы ФАС России Сергей Пузыревский представил слушателям основные цели и задачи Национального плана развития конкуренции 2021 – 2025 гг., который был внесён в Государственную Думу Российской Федерации 10 марта этого года. Согласно проекту, к 2025 году необходимо обеспечить:

  • развитие конкурентной среды в отраслях экономики;
  • снижение доли организаций с государственным и муниципальным участием на конкурентных рынках в отраслях экономики;
  • увеличение числа МСП, осуществляющих деятельность более трех лет, не менее чем на 20% к уровню 2020 года;
  • снижение доли закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у единственного поставщика, до 5% по отношению к общему объему таких закупок.

Также он уточнил, что в ходе реализации Национального плана развития конкуренции на 2018-2020 годы во всех отраслях экономики было обеспечено присутствие не менее 3 хозяйствующих субъектов, не менее чем 1 из которых относится к частному бизнесу, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса.

Еще один важный результат: по сравнению с 2017 годом в 1,3 раза сократилось количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти.

Говоря о задачах нового Национального плана, Сергей Пузыревский в первую очередь выделил необходимость обеспечения дерегулирования сфер естественных монополий, которые не обладают признаками естественных монополий и находятся в условиях конкуренции:

«Это, скорее всего, будут услуги портов и аэропортов в случаях, когда там имеются возможности для конкуренции».

Вторая задача – это обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью:

«Тема очень сложная, мы с ней столкнулись тогда, когда говорили о реформе унитарных предприятий. Самой главной проблемой на этапе принятия закона стало то, что унитарные предприятия наделяются государственным имуществом, и очень часто оно зарегистрировано ненадлежащим образом, государство даже не знает, что у него это имущество есть. Здесь необходимо провести комплексную ревизию и инвентаризацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, определить целевое назначение имущество и, если необходимо, принять это имущество в хозяйственный оборот», – уточнил Сергей Пузыревский.

Однако, по его словам, субъекты малого и среднего предпринимательства, несмотря на приоритетный доступ к вышеуказанному имуществу, часто опасаются брать на себя такой вид обязательства и считают издержки непосильными.

«Чтобы это изменить, нужно гарантировать неизменность условий на определенный период времени – 5 или 10 лет, налоговые условия, стабильность прогнозируемой кадастровой стоимости», - предложил заместитель руководителя ФАС России.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов Национального плана развития конкуренции 2021-2025 гг.

«Я уже сказал про имущественные преференции, но помимо этого необходимы и другие механизмы, например, гарантия доступа к государственным закупкам», - добавил он.

В задачи нового Национального плана развития конкуренции включено и развитие организованной (биржевой) торговли.

«В условиях олигопольных и монополизированных торговых рынков биржевая торговля позволяет обеспечить доступ к товарам более эффективно, чем прямое общение с монополистом или субъектом, занимающим доминирующее положение. То есть, мы существенно сокращаем возможность злоупотреблений, когда товар находится на бирже. Это также возможность получения рыночных индикаторов при определении справедливой цены», - подчеркнул Сергей Пузыревский.

Еще одна задача, анонсированная в документе, это цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования. Она продиктована необходимостью использования сервисов цифровой экономики и более удобного взаимодействия государства и регулируемых субъектов. По словам заместителя руководителя ФАС России, нужно упрощать систему регулирования, меньше контактировать с подконтрольными субъектами, больше пользоваться цифровыми сервисами, чтобы предприниматели сами могли получать необходимую информацию и делать запросы в электронном виде.

Кроме того, необходимо и дальше повышать эффективность контроля проведения закупок и расширять международное сотрудничество, в том числе создав при поддержке партнеров ФАС России Антимонопольный центр на территории Российской Федерации для проведения совместных расследований.

На сегодняшний день в числе законодательных предложений Национального плана 2021-2025 гг.:

  • отмена антимонопольных иммунитетов для исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • реформирование правового регулирования порядка предоставления преференций;
  • введение запрета на создание хозяйствующих субъектов с государственным или муниципальным участием в условиях конкуренции;
  • установление преимущественных прав на приобретение государственного или муниципального имущества МСП;
  • смягчение ограничений для осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, для которых стратегические виды деятельности не являются основными;
  • реформирование законодательства о контрактной системе.

«Важной задачей Национального плана развития конкуренции на 2021-2025 годы является повышение эффективности контроля проведения закупок. Включаясь в реализацию плана, члены ОКЮР хотели бы прояснить, как вести предварительные переговоры при осуществлении закупочных процедур компаниями с государственным участием и их поставщиками, которыми могут быть любые компании. Сегодня это довольно чувствительная тема для бизнеса, поскольку не определена грань, за которой нарушается закон», - отметила Президент Ассоциации «НП «ОКЮР» Александра Нестеренко.

Опубликовано по адресу: fas.gov.ru/news/29543

 

©2009-2021, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов