Разделы сайта
Признание ОКЮР на государственном уровне

Блоги. События ОКЮР глазами участников

30 мая 2019
ТРИ НАГРАДЫ НА ПМЮФ
Когда Елена Борисенко, Советник Министра юстиции, и Юрий Любимов, самый молодой заместитель...
15 апреля 2019
УШЁЛ ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЁВ
Неожиданно от нас ушёл великий юрист, учёный, государственный деятель, дипломат и прекрасный...
15 февраля 2019
НОВАЯ ИНИЦИАТИВА ОКЮР
Спешу поделиться своей радостью! Вчера провели умное, содержательное обсуждение проблем взаим...
23 ноября 2018
ПРАВИЛО "ЗУБНОЙ ЩЁТКИ". О ЧЁМ ГОВОРЯТ РУКОВОДИТЕЛИ
В этом году собрание 100 руководителей правовых и иных подразделений особенно удалось. Ве...
24 июля 2018
НЕВОСПОЛНИМАЯ УТРАТА
Когда уходят близкие люди, не сразу осознаёшь, кого теряешь. Для меня таким человеком был Вениамин Ф...



Незнамо чего совладелец. Миноритариям придется раскрывать цель запросов информации у АО

Минюст представил законопроект, предлагающий ограничить доступ миноритарных акционеров к документам компаний. Владельцам менее чем двухпроцентного пакета акций, по замыслу Минюста, можно будет отказывать в запросе, если они требуют документ с коммерчески значимой информацией либо если цель запроса неясна. Сведения от миноритариев используются при рейдерских захватах, подтверждают бизнес-юристы. Представители антикоррупционных фондов заявляют, что проект будет губителен для расследований.

Минюст опубликовал для обсуждения законопроект, ограничивающий право миноритарных акционеров на доступ к информации о работе компании. В проекте поправок к закону об акционерных обществах предлагается предоставлять любому участнику в любое время лишь краткий список документов (устав, годовые отчеты, свидетельства о регистрации и т. п.). Ведомство предлагает ограничить доступ участников публичных акционерных обществ с пакетом меньше 2% к договорам о крупных сделках или к документам на имущество. Таким миноритариям предлагается отказывать в запросе, если, например, запрашиваемый документ содержит "коммерчески значимую информацию" или акционер не смог доказать "разумную деловую цель" запроса. Не смогут отказать в запросе лишь владельцам более чем 25% акций. Непубличным АО Минюст предлагает устанавливать в уставах свои правила предоставления информации. Разработчики ссылаются на европейские правила в этой сфере, позволяющие скрыть от акционера информацию, раскрытие которой грозит коммерческой тайне. В Минэкономики и ФАС "Ъ" сообщили, что с проектом пока не знакомы.

Сейчас в России миноритарий фактически вправе требовать у компании любую информацию, кроме разглашающей персональные данные. Такая практика сложилась благодаря упраздненному ныне Высшему арбитражному суду, разъяснившему в 2011 году в информационном письме N144, что участник общества имеет право на получение практически любого его документа и раскрывать свои цели не обязан. Разработчики проекта ссылаются на риски злоупотреблений, в том числе на "неконтролируемое распространение конфиденциальной информации". Отметим, у компаний есть право требовать от акционера расписку о конфиденциальности предоставляемых сведений (с ответственностью за разглашение). Опрошенные "Ъ" юристы подтверждают, что информация, полученная с помощью запросов миноритариев, может использоваться при рейдерских захватах и в гринмейле.

Юристы оценивают идеи по-разному. В Объединении корпоративных юристов (ОКЮР), участники которого входят в рабочую группу Минюста, проект поддерживают. Как отмечает президент ОКЮР Александра Нестеренко, за 20 лет с момента принятия действующего законодательства об АО в него вносились точечные правки, хотя за это время многое изменилось. "Полагаем, что установление в законе ограничений должно компенсироваться увеличением объема публично раскрываемой обществом информации",— добавляет она. Как полагает партнер "Пепеляев групп" Роман Бевзенко, "деление прав в зависимости от объема пакета соответствует идее "больше инвестиций — больше прав"". Другие юристы считают, что проект особо не ухудшит и так плачевную ситуацию. По словам партнера ЮСТ Александра Боломатова, в системе корпоративных прав миноритарии и так практически бесправны. "Исключение одного из последних их прав ничего не изменит",— полагает он. В РСПП поддерживают проект. "Баланс интересов в вопросе получения информации смещен в сторону миноритариев в ущерб эмитенту,— говорит вице-президент РСПП Александр Варварин.— Также необходимо ввести режим конфиденциальности информации, полученной акционером при ознакомлении с документами, прежде всего бухгалтерскими — по примеру США".

Проект осложнит антикоррупционные расследования, указывают в Фонде борьбы с коррупцией. Как заявила "Ъ" эксперт ФБК Любовь Соболь, миноритарии "не могут проверить обоснованность расходов компании даже в тех случаях, когда не получили дивидендов". Миноритарии, добиваясь открытости документов, могут противодействовать коррупции, подчеркивает госпожа Соболь: в пример она приводит опыт учредителя ФБК Алексея Навального, использовавшего в антикоррупционных расследованиях действующий механизм раскрытия информации как миноритарный акционер ВТБ, Сбербанка и "Транснефти". Ограничение прав миноритариев усилит закрытость компаний и будет губительно для общественного контроля, считают в ФБК.

В госкомпаниях, подпадающих под действие законопроекта, идеи Минюста называют "здравыми". При этом опрошенные "Ъ" представители миноритариев госкомпаний отметили: для них более принципиально получение нормального уровня дивидендов и цены выкупа их акций, чем доступ к информации.

Софья Окунь, Виктор Хамраев, Дарья Николаева, Ольга Мордюшенко

Опубликовано по адресу: www.kommersant.ru/doc/2950690

 

©2009-2019, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов