Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Незнамо чего совладелец. Миноритариям придется раскрывать цель запросов информации у АО

Минюст представил законопроект, предлагающий ограничить доступ миноритарных акционеров к документам компаний. Владельцам менее чем двухпроцентного пакета акций, по замыслу Минюста, можно будет отказывать в запросе, если они требуют документ с коммерчески значимой информацией либо если цель запроса неясна. Сведения от миноритариев используются при рейдерских захватах, подтверждают бизнес-юристы. Представители антикоррупционных фондов заявляют, что проект будет губителен для расследований.

Минюст опубликовал для обсуждения законопроект, ограничивающий право миноритарных акционеров на доступ к информации о работе компании. В проекте поправок к закону об акционерных обществах предлагается предоставлять любому участнику в любое время лишь краткий список документов (устав, годовые отчеты, свидетельства о регистрации и т. п.). Ведомство предлагает ограничить доступ участников публичных акционерных обществ с пакетом меньше 2% к договорам о крупных сделках или к документам на имущество. Таким миноритариям предлагается отказывать в запросе, если, например, запрашиваемый документ содержит "коммерчески значимую информацию" или акционер не смог доказать "разумную деловую цель" запроса. Не смогут отказать в запросе лишь владельцам более чем 25% акций. Непубличным АО Минюст предлагает устанавливать в уставах свои правила предоставления информации. Разработчики ссылаются на европейские правила в этой сфере, позволяющие скрыть от акционера информацию, раскрытие которой грозит коммерческой тайне. В Минэкономики и ФАС "Ъ" сообщили, что с проектом пока не знакомы.

Сейчас в России миноритарий фактически вправе требовать у компании любую информацию, кроме разглашающей персональные данные. Такая практика сложилась благодаря упраздненному ныне Высшему арбитражному суду, разъяснившему в 2011 году в информационном письме N144, что участник общества имеет право на получение практически любого его документа и раскрывать свои цели не обязан. Разработчики проекта ссылаются на риски злоупотреблений, в том числе на "неконтролируемое распространение конфиденциальной информации". Отметим, у компаний есть право требовать от акционера расписку о конфиденциальности предоставляемых сведений (с ответственностью за разглашение). Опрошенные "Ъ" юристы подтверждают, что информация, полученная с помощью запросов миноритариев, может использоваться при рейдерских захватах и в гринмейле.

Юристы оценивают идеи по-разному. В Объединении корпоративных юристов (ОКЮР), участники которого входят в рабочую группу Минюста, проект поддерживают. Как отмечает президент ОКЮР Александра Нестеренко, за 20 лет с момента принятия действующего законодательства об АО в него вносились точечные правки, хотя за это время многое изменилось. "Полагаем, что установление в законе ограничений должно компенсироваться увеличением объема публично раскрываемой обществом информации",— добавляет она. Как полагает партнер "Пепеляев групп" Роман Бевзенко, "деление прав в зависимости от объема пакета соответствует идее "больше инвестиций — больше прав"". Другие юристы считают, что проект особо не ухудшит и так плачевную ситуацию. По словам партнера ЮСТ Александра Боломатова, в системе корпоративных прав миноритарии и так практически бесправны. "Исключение одного из последних их прав ничего не изменит",— полагает он. В РСПП поддерживают проект. "Баланс интересов в вопросе получения информации смещен в сторону миноритариев в ущерб эмитенту,— говорит вице-президент РСПП Александр Варварин.— Также необходимо ввести режим конфиденциальности информации, полученной акционером при ознакомлении с документами, прежде всего бухгалтерскими — по примеру США".

Проект осложнит антикоррупционные расследования, указывают в Фонде борьбы с коррупцией. Как заявила "Ъ" эксперт ФБК Любовь Соболь, миноритарии "не могут проверить обоснованность расходов компании даже в тех случаях, когда не получили дивидендов". Миноритарии, добиваясь открытости документов, могут противодействовать коррупции, подчеркивает госпожа Соболь: в пример она приводит опыт учредителя ФБК Алексея Навального, использовавшего в антикоррупционных расследованиях действующий механизм раскрытия информации как миноритарный акционер ВТБ, Сбербанка и "Транснефти". Ограничение прав миноритариев усилит закрытость компаний и будет губительно для общественного контроля, считают в ФБК.

В госкомпаниях, подпадающих под действие законопроекта, идеи Минюста называют "здравыми". При этом опрошенные "Ъ" представители миноритариев госкомпаний отметили: для них более принципиально получение нормального уровня дивидендов и цены выкупа их акций, чем доступ к информации.

Софья Окунь, Виктор Хамраев, Дарья Николаева, Ольга Мордюшенко

Опубликовано по адресу: www.kommersant.ru/doc/2950690