Разделы сайта

Блог Президента ОКЮР Александры Нестеренко

24 мая 2021
СУД ЕСТЬ ДОСТИЖЕНИЕ ПРАВДЫ...
По прошествии недели хочется поделиться мыслями, возникшими на нашей ключевой конференции год...
21 мая 2021
В ЧЕМ СЕКРЕТ ОКЮР?
Этот вопрос задаю себе сама. В чём сила Объединения? Почему ОКЮР привлекает новых членов и кре...
20 ноября 2020
ЗВЁЗДНЫЙ СЛЁТ ИЛИ РАЗГОВОР У КОСТЕРКА
Радость, охватившая нас в Балчуге, на нашей любимой конференции руководителей «Юристы и бизне...
21 сентября 2020
CВЕРШИЛОСЬ!
Дорогие друзья! Наша долгожданная 10-я конференция с судьями Конституционн...
30 июня 2020
ПОДХОД К СНАРЯДУ
Что побудило меня сделать эту запись? Наверное, перевернувшая нашу жизнь эпидемия, которая по...



Правила игры изучает корреспондент отдела экономики Софья Окунь

Полтора года назад, еще при объединении антимонопольного и тарифного регуляторов глава нового ведомства Игорь Артемьев объявил, что в тарифной политике главенствующим будет принцип "инфляция минус" — тарифы госмонополий не должны расти выше, чем цены. Предложение Минфина снизить прогнозную инфляцию 2016 года заставило нас выяснять, как правительство собирается выходить из сложившейся странной ситуации. Тарифные решения ФАС принимала весной, при ожидаемой инфляции в 6,4%. Прейскурант на услуги монополистов индексировался в июле. Решение же о снижении прогнозной инфляции до 5,8% принято осенью, когда новые тарифы действовали уже несколько месяцев: вернуть все назад уже нельзя.

Если в расчетах тарифов используется показатель прогнозной инфляции, его снижение постфактум на 0,6 процентного пункта означает, что прибыли госмонополий будут выше расчетных — и мы предположили, что эта дополнительная прибыль могла бы быть учтена при расчете базы следующего года. Казалось бы, это подтверждали слова чиновников на сочинском инвестфоруме: вице-премьер Дмитрий Козак говорил о необходимости пересчета тарифов ЖКХ, заложенных исходя из более высокого уровня инфляции, а замглавы Минэкономики Николай Подгузов заявил о планах их пересчета для госмонополий. Однако четкого ответа на вопрос, прогнозная ли инфляция учтена в формуле "инфляция минус", добиться ни от ФАС, ни от Минэкономики "Ъ" не удалось.

Эксперты же объясняют: вариантов как минимум три. Подход "инфляция минус" в применении к прогнозной инфляции отражает видение регулятора по темпам роста тарифов и в нормативных актах прямо не предусмотрен, полагает Илья Долматов из Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ. В нормативных документах формула "инфляция минус" используется только при расчете платы граждан за ЖКХ, и здесь учитывается фактическая инфляция, а не прогнозная, говорит он. В электроэнергетике, тепло- и водоснабжении предусмотрена корректировка тарифов при отклонении фактической инфляции от прогнозной — но с запаздыванием на год: отклонения 2016 года будут учтены в тарифах на 2018-й. Для остальных отраслей такая корректировка прямо не предписана, заключает собеседник "Ъ".

Как отметил на недавней встрече с юристами ОКЮР замглавы ФАС Андрей Цыганов, на полноценный пересмотр тарифных методик понадобится еще несколько лет. Пока же подход ФАС "рост тарифов не выше инфляции" все еще похож на декларацию, за которой нет единой тарифной политики — что открывает монополистам широкие возможности для торга с властями. В принципе ситуация не нова — то же самое происходит, например, при ежегодном обсуждении объема прибыли госкомпаний, которую они перечисляют в бюджет. Но остается вопрос: действительно ли для регулирования этого процесса нужно было объединять ФАС и ФСТ.

Опубликовано по адресу: kommersant.ru/doc/3111718

 

©2009-2021, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов