Разделы сайта

Блог Президента ОКЮР Александры Нестеренко

24 мая 2021
СУД ЕСТЬ ДОСТИЖЕНИЕ ПРАВДЫ...
По прошествии недели хочется поделиться мыслями, возникшими на нашей ключевой конференции год...
21 мая 2021
В ЧЕМ СЕКРЕТ ОКЮР?
Этот вопрос задаю себе сама. В чём сила Объединения? Почему ОКЮР привлекает новых членов и кре...
20 ноября 2020
ЗВЁЗДНЫЙ СЛЁТ ИЛИ РАЗГОВОР У КОСТЕРКА
Радость, охватившая нас в Балчуге, на нашей любимой конференции руководителей «Юристы и бизне...
21 сентября 2020
CВЕРШИЛОСЬ!
Дорогие друзья! Наша долгожданная 10-я конференция с судьями Конституционн...
30 июня 2020
ПОДХОД К СНАРЯДУ
Что побудило меня сделать эту запись? Наверное, перевернувшая нашу жизнь эпидемия, которая по...



Круглый стол ОКЮР «Диалог с Евразийской экономической комиссией»

23 ноября 2020 г. члены Ассоциации «НП „Объединение корпоративных юристов“» провели в режиме видео-конференц-связи круглый стол в рамках цикла «Диалог с властью» «Диалог с Евразийской экономической комиссией». В нем приняли участие директор Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии Алия Джумабаева и директор Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексей Сушкевич. Модераторами встречи выступили президент ОКЮР Александра Нестеренко и партнер Baker McKenzie Антон Суббот.

Алия Джумабаева отметила, что для ЕЭК важно взаимодействие с юридическим и бизнес-сообществом: «Такие встречи полезны, потому что у нас устанавливается обратная связь с вами, мы можем анализировать ваши предложения для того, чтобы в дальнейшем совершенствовать право союза. Эти встречи не просто приветствуются – они важны для нас». Она рассказала участникам круглого стола о работе по внесению изменений в нормативные акты, которыми руководствуется ЕЭК в своей деятельности. В частности, на стадии ратификации в странах ЕАЭС находятся важные поправки в Договор о ЕАЭС о введении институтов предупреждения и предостережения (аналогичных институтам, закрепленным в законодательстве стран-участниц) и разработке порядка освобождения от ответственности при добровольном заявлении о заключении хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) соглашения, недопустимого в соответствии с п. 3–5 ст. 76 Договора о ЕАЭС, а равно участии в нем (далее – порядок освобождения от ответственности). Исходя из этих изменений, которые, как ожидается, вступят в силу в начале 2021 г., ЕЭК работает над действующими и новыми актами, касающимися соответствующих процедур.

Так, порядок рассмотрения заявлений будет регламентировать выдачу предупреждения и необходимость проведения анализа рынка уже на этом этапе (сейчас такой анализ проходит на этапе расследования). Предполагается в случае необходимости проводить по инициативе Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК консультации, на которых компании смогут донести свою позицию, в том числе и по предупреждению. Такую необходимость и состав участников консультаций департамент будет определять самостоятельно.

Порядок проведения расследований будет предусматривать сбор доказательств нарушения или его отсутствия, а также возможность провести дополнительный анализ рынка. При рассмотрении дел компании смогут предоставить дополнительные документы, например в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.

В методике расчета штрафов появится положение о том, что перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым. Так, субъект может выполнять иные, не названные в перечне действия, которые играют существенную роль в проведении ЕЭК расследования, рассмотрении дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничном рынке и восстановлении условий конкуренции, и могут расцениваться в качестве смягчающих обстоятельств, подлежащих применению при расчете штрафа.

Кроме того, ЕЭК ведет работу над двумя новыми актами: правилами вынесения предостережений и порядком освобождения от ответственности.

При этом в порядок рассмотрения дел уже внесено положение о возможности приостановить сроки рассмотрения дела из-за введения в странах ЕАЭС ограничений, связанных с ухудшением эпидемиологической обстановки либо введением военного или чрезвычайного положения, которые делают невозможным участие в рассмотрении дела.

В продолжение круглого стола Алексей Сушкевич рассказал о правоприменительной практике ЕЭК за 2020 г.: изучены 23 заявления (в основном о злоупотреблении доминирующим положением и недобросовестной конкуренции), по ним выданы 9 предложений, проведены 11 расследований (часть из них еще продолжаются) и рассмотрены 10 дел. В сфере внимания ЕЭК оказались рынки медицинской техники и расходных материалов, лекарственных препаратов, услуг международного роуминга, кабельно-проводниковой продукции, изоляционных древесно-волокнистых плит, шин, трансформаторной стали, угля, продуктов питания, услуг по сертификации аудиторов и бухгалтеров и др.

Рассказывая о наиболее важных заявлениях и делах ЕЭК, спикер отметил трудности и вопросы, с которыми регулятор сталкивается на практике. Среди них:

  • сложность разрешения дел о недобросовестной конкуренции в связи с отсутствием наднационального регулирования в сфере интеллектуальной собственности;
  • проблема исполнения решений ЕЭК;
  • вопрос юрисдикции ЕЭК на рынке сжиженного газа;
  • позиция участников рынка о трансграничности услуг международного роуминга;
  • вопрос соотношения действий ассоциации и ее членов и др.

Выступающий также отметил успешный опыт применения предложения как инструмента мягкого регулирования по ряду заявлений.

Алексей Сушкевич раскрыл подробности некоторых дел 2019–2020 гг., в том числе о картеле на рынке кохлеарной имплантации (раздел рынка между дистрибьюторами по территориальному принципу), о координации на рынке шин для легковых автомобилей (прекращено в связи с разъяснениями Суда ЕАЭС о невозможности квалифицировать как координацию взаимоотношения сторон, состоящих в вертикальных отношениях), о распространении ассоциацией недостоверной информации и др.

Директор Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК обратил внимание на заинтересованность ЕЭК в защите конкуренции на цифровых рынках: «Комиссия прекрасно понимает, что участники рынков в цифровой экономике действуют в международном масштабе, это заведомо трансграничные рынки. Мы сейчас выбираем направления приложения своих сил, чтобы это было полезно всем и создавало определенность и предсказуемость в цифровой экономике».

Участники круглого стола обсудили и другие волнующие бизнес проблемы правоприменения. Так, Алексей Сушкевич пояснил, что распределение территорий между дистрибьюторами может быть допустимым, если оно осуществляется в рамках вертикальных соглашений. Опасения должны возникать, если доля компаний, участвующих в таком соглашении, превышает 20% или дистрибьюторы поддерживают раздел рынка самостоятельными действиями и координируют поведение друг с другом (например, отказываясь от продажи товара при обращении потребителя), вступая таким образом в картельный сговор.

Представитель ЕЭК отметил также, что страны ЕАЭС ожидают решения по вопросу легализации параллельного импорта на уровне права ЕАЭС.

Александра Нестеренко в завершение предложила ЕЭК помощь членов ОКЮР в экспертизе и выработке позиции юристов бизнеса по проблемам, возникающим на трансграничных рынках.


Опубликовано по адресу: cljournal.ru/konf/111/

 

©2009-2021, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов