Разделы сайта
Признание ОКЮР на государственном уровне

Блоги. События ОКЮР глазами участников

30 мая 2019
ТРИ НАГРАДЫ НА ПМЮФ
Когда Елена Борисенко, Советник Министра юстиции, и Юрий Любимов, самый молодой заместитель...
15 апреля 2019
УШЁЛ ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЁВ
Неожиданно от нас ушёл великий юрист, учёный, государственный деятель, дипломат и прекрасный...
15 февраля 2019
НОВАЯ ИНИЦИАТИВА ОКЮР
Спешу поделиться своей радостью! Вчера провели умное, содержательное обсуждение проблем взаим...
23 ноября 2018
ПРАВИЛО "ЗУБНОЙ ЩЁТКИ". О ЧЁМ ГОВОРЯТ РУКОВОДИТЕЛИ
В этом году собрание 100 руководителей правовых и иных подразделений особенно удалось. Ве...
24 июля 2018
НЕВОСПОЛНИМАЯ УТРАТА
Когда уходят близкие люди, не сразу осознаёшь, кого теряешь. Для меня таким человеком был Вениамин Ф...



Переходный период завершится 7 августа

Задача юристов-практиков – донести до власти свои предложения относительно способов решения всех вопросов, связанных с созданием объединенного Верховного Суда

28 февраля Госдума приняла в третьем чтении три президентских законопроекта, направленных на дальнейшую реализацию поправки к Конституции РФ по объединению ВС РФ и ВАС РФ. Объединение высших судов стало одной из главных тем проходившей в тот же день в Конгресс-центре ТПП практической конференции «Перспективы развития правосудия в Российской Федерации. Как судебная реформа повлияет на жизнь юриста и как юристу повлиять на реформу». Партнерами этой конференции, которая была проведена НП «Объединение корпоративных юристов», выступили Юридическая фирма «ЮСТ» и «Goltsblat BLP».

Напомним, что согласно Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» новая редакция ст. 126 Конституции РФ устанавливает: «Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

Закон № 2-ФКЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 7 февраля. С этой даты установлен переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого ВАС РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию ВС РФ. Судьи ВС РФ и ВАС РФ, назначенные до дня вступления в силу данного закона, продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы нового Верховного Суда РФ, который будет сформирован в составе 170 судей.

По сообщению ИТАР-ТАСС, опубликованному вечером 28 февраля, пакет законопроектов, принятых Госдумой 28 февраля, в частности, признает утратившими силу положения Федерального конституционного закона «О дисциплинарном судебном присутствии»; вносит изменения в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым к полномочиям объединенного Верховного Суда РФ будет отнесена принадлежащая ВАС РФ функция введения в субъекте РФ временной финансовой администрации; определяет полномочия Судебной коллегии ВС РФ по делам военнослужащих (ранее – Военной коллегии ВС РФ), а также полномочия создаваемой в структуре ВС РФ Апелляционной коллегии.

Выступивший несколькими часами ранее на конференции советник Президента РФ Вениамин Яковлев назвал ключевым вопрос о том, как именно будет происходить объединение высших судов, – удастся ли провести его без потерь для судебной системы, то есть сохранить качество современного арбитражного судопроизводства. В частности, по его мнению, для того чтобы сберечь достигнутое, следует обеспечить достаточное представительство арбитражных судов в объединенном Верховном Суде.

Советник Президента РФ обратил внимание и на необходимость продуманного подхода к разработке нового процессуального законодательства: он считает, что «механическое объединение» законов повлечет риск ограничения доступа к правосудию в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Касаясь вопроса о роли судебных прецедентов и актов высших судебных инстанций как источников права, Вениамин Федорович одобрительно отозвался о содержащемся в Законе № 2-ФКЗ положении, из которого следует, что разъяснения нового Верховного Суда по вопросам судебной практики, в отличие от разъяснений Пленума ВАС, не будут иметь обязательного для нижестоящих судов характера.

Судья независим и должен подчиняться только закону, который в отечественной правовой системе выступает основным источником права. Поскольку закон «всегда немножечко отстает от жизни», судебная практика, рассматривая реальные отношения, вырабатывает правовые позиции по его толкованию и применению. Но эти правовые позиции формируются не высшими судами, а всей судебной системой – высшая судебная инстанция лишь приводит практику к «общему знаменателю». Чем ближе судебный прецедент к смыслу и духу закона, тем большим авторитетом он обладает. «Судьи должны действовать не по команде, а в силу авторитетности этих позиций. Вот подход, который должен быть в судебной системе, это соответствует принципам современного правосудия», – сказал В.Ф. Яковлев.

«Вы имеете дело с развивающимся правовым материалом», – так охарактеризовал динамику законодательного процесса, обращаясь к собравшимся, председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. Он сообщил, что примерно через две недели после законопроектов, упомянутых выше, Госдума будет рассматривать блок проектов законов, регулирующих статус арбитражных судов.

Владимир Плигин отметил, что в настоящее время нет строго выверенной концепции соотношения положений, содержащихся в АПК РФ, ГПК РФ и в принятом нижней палатой парламента в первом чтении проекте Кодекса административного судопроизводства РФ. Председатель Комитета ГД призвал практиков принять деятельное участие в обсуждении как общих подходов к изменениям процессуального законодательства, так и конкретных поправок в соответствующие законодательные акты, подчеркнув, что от качества содержащихся в них норм зависит защищенность интересов участников процесса. Он напомнил, что для повышения качества законов создана и активно развивается система предметного обсуждения текстов законопроектов перед первым чтением и в первом чтении.

Оптимистическим завершением темы объединения высших судов на конференции стала ремарка Руслана Ибрагимова, вице-президента по корпоративным и правовым вопросам, члена Правления ОАО «МТС». «Мало кто верил, – сказал он, – что Олимпиада в Сочи пройдет так, как она прошла. Опыт Олимпиады показывает, что если работать добросовестно, то все может получиться».

Сейчас главная задача юристов-практиков – донести до власти свои предложения относительно способов решения всех вопросов, связанных с созданием объединенного Верховного Суда.

Мария ПЕТЕЛИНА,
зам. главного редактора «АГ»

Опубликовано по адресу: www.advgazeta.ru/rubrics/5/1275

 

©2009-2019, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов