Разделы сайта

Блог Президента ОКЮР Александры Нестеренко

20 ноября 2020
ЗВЁЗДНЫЙ СЛЁТ ИЛИ РАЗГОВОР У КОСТЕРКА
Радость, охватившая нас в Балчуге, на нашей любимой конференции руководителей «Юристы и бизне...
21 сентября 2020
CВЕРШИЛОСЬ!
Дорогие друзья! Наша долгожданная 10-я конференция с судьями Конституционн...
30 июня 2020
ПОДХОД К СНАРЯДУ
Что побудило меня сделать эту запись? Наверное, перевернувшая нашу жизнь эпидемия, которая по...
17 июня 2020
ПОТЕРИ
Светлая память нашему учителю Александру Львовичу Маковскому. Для всех нас он был автори...
29 декабря 2019
ДРУЗЬЯ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!
Когда я думала над заголовком, то скучные «Итоги года» и «Главное за 2019 год» отложила ср...



Переходный период завершится 7 августа

Задача юристов-практиков – донести до власти свои предложения относительно способов решения всех вопросов, связанных с созданием объединенного Верховного Суда

28 февраля Госдума приняла в третьем чтении три президентских законопроекта, направленных на дальнейшую реализацию поправки к Конституции РФ по объединению ВС РФ и ВАС РФ. Объединение высших судов стало одной из главных тем проходившей в тот же день в Конгресс-центре ТПП практической конференции «Перспективы развития правосудия в Российской Федерации. Как судебная реформа повлияет на жизнь юриста и как юристу повлиять на реформу». Партнерами этой конференции, которая была проведена НП «Объединение корпоративных юристов», выступили Юридическая фирма «ЮСТ» и «Goltsblat BLP».

Напомним, что согласно Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» новая редакция ст. 126 Конституции РФ устанавливает: «Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

Закон № 2-ФКЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 7 февраля. С этой даты установлен переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого ВАС РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию ВС РФ. Судьи ВС РФ и ВАС РФ, назначенные до дня вступления в силу данного закона, продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы нового Верховного Суда РФ, который будет сформирован в составе 170 судей.

По сообщению ИТАР-ТАСС, опубликованному вечером 28 февраля, пакет законопроектов, принятых Госдумой 28 февраля, в частности, признает утратившими силу положения Федерального конституционного закона «О дисциплинарном судебном присутствии»; вносит изменения в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым к полномочиям объединенного Верховного Суда РФ будет отнесена принадлежащая ВАС РФ функция введения в субъекте РФ временной финансовой администрации; определяет полномочия Судебной коллегии ВС РФ по делам военнослужащих (ранее – Военной коллегии ВС РФ), а также полномочия создаваемой в структуре ВС РФ Апелляционной коллегии.

Выступивший несколькими часами ранее на конференции советник Президента РФ Вениамин Яковлев назвал ключевым вопрос о том, как именно будет происходить объединение высших судов, – удастся ли провести его без потерь для судебной системы, то есть сохранить качество современного арбитражного судопроизводства. В частности, по его мнению, для того чтобы сберечь достигнутое, следует обеспечить достаточное представительство арбитражных судов в объединенном Верховном Суде.

Советник Президента РФ обратил внимание и на необходимость продуманного подхода к разработке нового процессуального законодательства: он считает, что «механическое объединение» законов повлечет риск ограничения доступа к правосудию в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Касаясь вопроса о роли судебных прецедентов и актов высших судебных инстанций как источников права, Вениамин Федорович одобрительно отозвался о содержащемся в Законе № 2-ФКЗ положении, из которого следует, что разъяснения нового Верховного Суда по вопросам судебной практики, в отличие от разъяснений Пленума ВАС, не будут иметь обязательного для нижестоящих судов характера.

Судья независим и должен подчиняться только закону, который в отечественной правовой системе выступает основным источником права. Поскольку закон «всегда немножечко отстает от жизни», судебная практика, рассматривая реальные отношения, вырабатывает правовые позиции по его толкованию и применению. Но эти правовые позиции формируются не высшими судами, а всей судебной системой – высшая судебная инстанция лишь приводит практику к «общему знаменателю». Чем ближе судебный прецедент к смыслу и духу закона, тем большим авторитетом он обладает. «Судьи должны действовать не по команде, а в силу авторитетности этих позиций. Вот подход, который должен быть в судебной системе, это соответствует принципам современного правосудия», – сказал В.Ф. Яковлев.

«Вы имеете дело с развивающимся правовым материалом», – так охарактеризовал динамику законодательного процесса, обращаясь к собравшимся, председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. Он сообщил, что примерно через две недели после законопроектов, упомянутых выше, Госдума будет рассматривать блок проектов законов, регулирующих статус арбитражных судов.

Владимир Плигин отметил, что в настоящее время нет строго выверенной концепции соотношения положений, содержащихся в АПК РФ, ГПК РФ и в принятом нижней палатой парламента в первом чтении проекте Кодекса административного судопроизводства РФ. Председатель Комитета ГД призвал практиков принять деятельное участие в обсуждении как общих подходов к изменениям процессуального законодательства, так и конкретных поправок в соответствующие законодательные акты, подчеркнув, что от качества содержащихся в них норм зависит защищенность интересов участников процесса. Он напомнил, что для повышения качества законов создана и активно развивается система предметного обсуждения текстов законопроектов перед первым чтением и в первом чтении.

Оптимистическим завершением темы объединения высших судов на конференции стала ремарка Руслана Ибрагимова, вице-президента по корпоративным и правовым вопросам, члена Правления ОАО «МТС». «Мало кто верил, – сказал он, – что Олимпиада в Сочи пройдет так, как она прошла. Опыт Олимпиады показывает, что если работать добросовестно, то все может получиться».

Сейчас главная задача юристов-практиков – донести до власти свои предложения относительно способов решения всех вопросов, связанных с созданием объединенного Верховного Суда.

Мария ПЕТЕЛИНА,
зам. главного редактора «АГ»

Опубликовано по адресу: www.advgazeta.ru/rubrics/5/1275

 

©2009-2021, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов