Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 421  Контакты

Новости ОКЮР

Эксперт ОКЮР Дмитрий Сатин выступил на Международной конференции «Защита прав потребителей в финансовой сфере: вызовы и перспективы в глобальном пространстве»

19 октября 2017 года Объединение Корпоративных Юристов (ОКЮР) приняло участие в открытии первого дня Международной конференции «Защита прав потребителей в финансовой сфере: вызовы и перспективы в глобальном пространстве». С докладом выступил эксперт от ОКЮР - руководитель Правовой дирекции «Росгосстрах Банк» Дмитрий Сатин по теме: «Защита прав потребителей финансовых услуг. Взгляд со стороны банка».

В рамках доклада были подняты проблемы законодательства и судебной практики, проанализирован опыт предыдущих десятилетий по формированию устойчивой практики по защите прав потребителей на финансовом рынке (кредитование, вклады, ценные бумаги, страхование и т.п.) с учетом лучшего международного опыта.

Рассмотрены базовые механизмы, которые защищают потребителя и ограничивают поставщиков финансовых услуг от злоупотреблений, предъявляя к условиям заключаемых договоров специальные требования.

К таким распространённым (основным) мерам защиты, направленным на ограничения от злоупотреблений со стороны поставщиков финансовых услуг, можно отнести, в т.ч.:

  1. Право потребителя на отказ от страхования или кредита в «период охлаждения», дополнительное время на принятие решения о получении услуги.
  2. Ограничение по полной стоимости кредита.
  3. Обязанность ознакомления потребителя с декларацией о финансовых рисках на рынке ценных бумаг.
  4. Недопустимость мелкого шрифта в договорах и рекламе (менее установленного ГОСТом) (основание считать условия договора не применяемыми).
  5. Неправомерность одностороннего изменения тарифов, условий договора, ущемляющих интересы потребителя.

Судебная практика в большинстве случаев складывается в пользу потребителя.

В судах используется подход, что при прочих равных потребитель является экономически слабой стороной (Решение Конституционного суда 1999 г.), поэтому в спорной ситуации условия договора и пробелы в законодательстве трактуются в пользу потребителя.

Потребитель-гражданин, в отличие от юридического лица, имеет возможность ссылаться, что он не понимал смысла, подписываемого договора, что его заведомо ввели в заблуждение.

Одним из действенных инструментов, введённых законодателем, для соблюдения прав потребителя поставщиками услуг является штраф в пользу потребителя в размере 50 % от суммы, присужденных в суде, которая является справедливой финансовой компенсацией за вред причинный потребителю действием или бездействием поставщика услуги.

На рынке финансовых услуг на регулярной основе проводятся плановые и внеплановые проверки поставщиков финансовых услуг на предмет соблюдения прав потребителей (Роспотребнадзор, ЦБ, Прокуратура, ФАС России и др.) Это также приводит рынок к единообразной практике и способствует оперативному применению нового законодательства и судебной практики.

В настоящее время в России, как в странах Европы и США, защитой потребителя активно занимаются профессиональные юристы, которые имеют специальные знания и могут, используя закон, нанести серьезный экономический ущерб поставщикам различных услуг, в т.ч. финансовых.

В данной ситуации наличие развитой (справедливой с точки зрения рынка) законодательной базы (банковских, страховых и иных финансовых услуг) в равной степени выгодно и поставщикам финансовых услуг, и потребителю. Потребителю, чтобы не нарушались его права, а поставщикам финансовых услуг, чтобы были понятны «правила игры» и не было злоупотреблений правами со стороны потребителя.


Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.