Разделы сайта
Признание ОКЮР на государственном уровне

Блоги. События ОКЮР глазами участников

30 мая 2019
ТРИ НАГРАДЫ НА ПМЮФ
Когда Елена Борисенко, Советник Министра юстиции, и Юрий Любимов, самый молодой заместитель...
15 апреля 2019
УШЁЛ ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЁВ
Неожиданно от нас ушёл великий юрист, учёный, государственный деятель, дипломат и прекрасный...
15 февраля 2019
НОВАЯ ИНИЦИАТИВА ОКЮР
Спешу поделиться своей радостью! Вчера провели умное, содержательное обсуждение проблем взаим...
23 ноября 2018
ПРАВИЛО "ЗУБНОЙ ЩЁТКИ". О ЧЁМ ГОВОРЯТ РУКОВОДИТЕЛИ
В этом году собрание 100 руководителей правовых и иных подразделений особенно удалось. Ве...
24 июля 2018
НЕВОСПОЛНИМАЯ УТРАТА
Когда уходят близкие люди, не сразу осознаёшь, кого теряешь. Для меня таким человеком был Вениамин Ф...



Новости ОКЮР

Эксперт ОКЮР Дмитрий Сатин выступил на Международной конференции «Защита прав потребителей в финансовой сфере: вызовы и перспективы в глобальном пространстве»


19 октября 2017 года Объединение Корпоративных Юристов (ОКЮР) приняло участие в открытии первого дня Международной конференции «Защита прав потребителей в финансовой сфере: вызовы и перспективы в глобальном пространстве». С докладом выступил эксперт от ОКЮР - руководитель Правовой дирекции «Росгосстрах Банк» Дмитрий Сатин по теме: «Защита прав потребителей финансовых услуг. Взгляд со стороны банка».

В рамках доклада были подняты проблемы законодательства и судебной практики, проанализирован опыт предыдущих десятилетий по формированию устойчивой практики по защите прав потребителей на финансовом рынке (кредитование, вклады, ценные бумаги, страхование и т.п.) с учетом лучшего международного опыта.

Рассмотрены базовые механизмы, которые защищают потребителя и ограничивают поставщиков финансовых услуг от злоупотреблений, предъявляя к условиям заключаемых договоров специальные требования.

К таким распространённым (основным) мерам защиты, направленным на ограничения от злоупотреблений со стороны поставщиков финансовых услуг, можно отнести, в т.ч.:

  1. Право потребителя на отказ от страхования или кредита в «период охлаждения», дополнительное время на принятие решения о получении услуги.
  2. Ограничение по полной стоимости кредита.
  3. Обязанность ознакомления потребителя с декларацией о финансовых рисках на рынке ценных бумаг.
  4. Недопустимость мелкого шрифта в договорах и рекламе (менее установленного ГОСТом) (основание считать условия договора не применяемыми).
  5. Неправомерность одностороннего изменения тарифов, условий договора, ущемляющих интересы потребителя.

Судебная практика в большинстве случаев складывается в пользу потребителя.

В судах используется подход, что при прочих равных потребитель является экономически слабой стороной (Решение Конституционного суда 1999 г.), поэтому в спорной ситуации условия договора и пробелы в законодательстве трактуются в пользу потребителя.

Потребитель-гражданин, в отличие от юридического лица, имеет возможность ссылаться, что он не понимал смысла, подписываемого договора, что его заведомо ввели в заблуждение.

Одним из действенных инструментов, введённых законодателем, для соблюдения прав потребителя поставщиками услуг является штраф в пользу потребителя в размере 50 % от суммы, присужденных в суде, которая является справедливой финансовой компенсацией за вред причинный потребителю действием или бездействием поставщика услуги.

На рынке финансовых услуг на регулярной основе проводятся плановые и внеплановые проверки поставщиков финансовых услуг на предмет соблюдения прав потребителей (Роспотребнадзор, ЦБ, Прокуратура, ФАС России и др.) Это также приводит рынок к единообразной практике и способствует оперативному применению нового законодательства и судебной практики.

В настоящее время в России, как в странах Европы и США, защитой потребителя активно занимаются профессиональные юристы, которые имеют специальные знания и могут, используя закон, нанести серьезный экономический ущерб поставщикам различных услуг, в т.ч. финансовых.

В данной ситуации наличие развитой (справедливой с точки зрения рынка) законодательной базы (банковских, страховых и иных финансовых услуг) в равной степени выгодно и поставщикам финансовых услуг, и потребителю. Потребителю, чтобы не нарушались его права, а поставщикам финансовых услуг, чтобы были понятны «правила игры» и не было злоупотреблений правами со стороны потребителя.


Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2019, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов