Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Новости ОКЮР

Будут ли регламентироваться нормы труда юристов?

В ответ на письмо ФГБУ «Всероссийского научно-исследовательского института труда» Министерства труда и социальной защиты РФ некоммерческое партнерство «Объединение Корпоративных Юристов» 20 декабря 2016 года направило письмо заместителю Министра труда и социальной защиты РФ Л.Ю. Ельцовой с обоснованием своей позиции по проекту приказа Минтруда России «Об утверждении общеотраслевых норм труда на работы, выполняемые юридическими службами организаций».

По мнению Трудового актива ОКЮР, для юристов, бухгалтеров, работников, подразделений по управлению персоналом (далее - HRы) отсутствует необходимость в утверждении норм труда по следующим причинам:

1. Оплата труда юристов, бухгалтеров и HRов устанавливается окладом, а не тарифными ставками. А нормы труда необходимы для расчета заработной , установленной тарифной ставкой (ст.ст. 21, 129, 160 ТК РФ).

2. Статья 161 ТК РФ не распространяется на эти профессии и не обязывает утверждать в отношении них нормы труда. Работа юристов, бухгалтеров и HRов не является однородной, относится к экспертным профессиям, которые могут очень сильно отличаться по сложности, степени их вовлеченности в бизнес-процесс не только на уровне разных компаний, но и внутри одной организации, внутри одного бизнес-процесса. На практике должностной функционал по рассматриваемым профессиям гораздо шире и включает больше обязанностей, которые сложно сгруппировать и применять к ним общие единицы измерения. В обязанности юриста компании входит не только договорная, претензионно-исковая работа, но и много других видов деятельности, которые нельзя свести в одну группу «обеспечение соблюдения законности в деятельности предприятия и защиты его правовых интересов».

Так, специалисты указанных подразделений привлекаются к участию в реализации проектов компании. Специфика проектной работы не позволяет применить предлагаемый подход к оценке их труда.

3. Помимо общей неоднородности рассматриваемых профессий, есть неоднородность на уровне компаний: применяются различные практики построения работы соответствующих служб, своя развития и своя особенная структура, обусловленные, в том числе, особенностями структуры корпоративного управления, особенностями бизнес-схемы основных процессов, особенностями организации взаимодействия с дочерними обществами и т.д. Вышеперечисленные отличия невозможно свести в типовые нормы труда.

Кроме того, работа, рассматриваемых служб, зависит от общей штатной численности работников организации, от ее доли и активности на рынке, а более того, от уровня развития информационных систем.

Различается подход компаний и к так называемым «околоюридическим» функциям, которые тесно связаны с юридической функцией, но могут выполняться как юридическими департаментами, так и иными, в том числе, специально созданными (например, комплаенс, налогообложение, корпоративная безопасность, управление собственностью и т.д.).

Наконец, специфика работы определяется особенностями конкретного сектора экономики.

ОКЮР предложил продолжить диалог по данному вопросу, обсудить озвученные ОКЮР аргументы, услышать экспертное мнение профессионального сообщества, провести широкие экспертные исследования по рассматриваемому вопросу, в том числе с учетом ситуации в конкретных секторах экономики.

В связи с этим, а также принимая во внимание идущие в последнее время обсуждения по особенностям и необходимости формирования норм расходов для конкретных секторов экономики (прежде всего, тарифно-регулируемых), проводимых профильными ведомствами, отвечающими за такие конкретные сектора, предложил рассмотреть возможность создания рабочей группы при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, включив в нее представителей Минюста России, Минэкономразвития России, Минстроя России, Минэнерго России, ФАС России, представителей иных федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют конкретные сектора экономики.

По мнению ОКЮР, комплексное обсуждение в таком формате с привлечением всех заинтересованных лиц позволит выработать единые методологические подходы, учесть специфику отдельных отраслей экономики, сформировать экономически обоснованные правила регулирования, оценить возможные последствия в целях соблюдения баланса интересов всех участников рынка.

Письмо ФГБУ «ВНИИ Труда» от 06.12.16 г. по согласованию проекта приказа Минтруда России «Об утверждении общеотраслевых норм труда на работы, выполняемые юридическими службами организаций»

Проект приказа Минтруда России «Об утверждении общеотраслевых норм труда на работы, выполняемые юридическими службами организаций»

Ответ НП «ОКЮР» от 20.12.16 г. на письмо ФГБУ «ВНИИ Труда»