Разделы сайта
Признание ОКЮР на государственном уровне

Блоги. События ОКЮР глазами участников

30 мая 2019
ТРИ НАГРАДЫ НА ПМЮФ
Когда Елена Борисенко, Советник Министра юстиции, и Юрий Любимов, самый молодой заместитель...
15 апреля 2019
УШЁЛ ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЁВ
Неожиданно от нас ушёл великий юрист, учёный, государственный деятель, дипломат и прекрасный...
15 февраля 2019
НОВАЯ ИНИЦИАТИВА ОКЮР
Спешу поделиться своей радостью! Вчера провели умное, содержательное обсуждение проблем взаим...
23 ноября 2018
ПРАВИЛО "ЗУБНОЙ ЩЁТКИ". О ЧЁМ ГОВОРЯТ РУКОВОДИТЕЛИ
В этом году собрание 100 руководителей правовых и иных подразделений особенно удалось. Ве...
24 июля 2018
НЕВОСПОЛНИМАЯ УТРАТА
Когда уходят близкие люди, не сразу осознаёшь, кого теряешь. Для меня таким человеком был Вениамин Ф...



Новости ОКЮР

ОКЮР провело круглый стол при участии Министерства транспорта Российской Федерации


Посмотреть презентации круглого стола >>

(только для членов ОКЮР)

31 марта 2016 года при участии Министерства транспорта Российской Федерации Некоммерческое партнерство «Объединение Корпоративных Юристов» (НП «ОКЮР») организовало в Санкт-Петербурге круглый стол для обсуждения поправок к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (МК СОЛАС), вступающих в силу 1 июля 2016 года.

Партнером и инициатором мероприятия выступила компания ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» (MSC) — член ОКЮР.

Мероприятие прошло при организационной поддержке юридической фирмы «ЮСТ и компании EY.

21 ноября 2014 года Комитет по безопасности на море (КБМ) Международной морской организации (ИМО) принял поправки к главе VI «Перевозка грузов и жидкого топлива» МК СОЛАС, касающиеся так называемой «проверенной массы брутто загруженных контейнеров». Дополняя данные поправки, руководство ИМО также выпустило циркуляр ИМО МSС.1/ Circ. 1475 от 09.06.2014 г.


Согласно новым требованиям предусматривается ужесточение ответственности лиц, участвующих в перевозках контейнеров, за нарушения в указании проверенной массы брутто контейнеров, подлежащих перевозке на морских судах. Требования также содержат конкретные предписания к государствам-участникам МК СОЛАС по исполнению международных актов. Однако за время, прошедшее с момента публикации поправок и циркуляра на международном уровне большинством стран — участников МК СОЛАС — не были приняты нормы национального законодательства, имплементирующего вышеупомянутые положения МК СОЛАС. Это связано с отсутствием согласованной и единообразной процедуры локального введения мер государственного контроля применения конвенции с учётом поправок по верификации.

Спикерами круглого стола со стороны регулятора выступили — Виктор Александрович Олерский, заместитель Министра транспорта Российской Федерации, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта, Виталий Владимирович Клюев, и.о. директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, а также генеральный директор Российского морского регистра судоходства Константин Геннадьевич Пальников.

Участие в дискуссии приняли более 50 топ-менеджеров и руководителей юридических и логистических департаментов крупных российских холдингов и компаний-экспортеров: Global Ports, UCL Holding, Морской порт Санкт-Петербург, ММПК Бронка, Балтийская стивидорная компания, НУТЭП, Модуль терминал, Unifeeder Russia, Хендэ Мерчант Марин (СНГ), Маерск лайн, Кюне+Нагель, CMA CGM, FESCO, Филип Моррис Ижора, Нокиан Тайерс. Nissan, Japan Tobacco International, Морской Рыбный Порт, Контейнерный терминал Санкт-Петербург, РЕНО РОССИЯ, Форд Соллерс, а также уполномоченные представители таких крупных профессиональных профильных организаций как ЦНИИМФ, Российская палата судоходства, Ассоциация морских торговых портов, РМРС. Администрацию морского порта Санкт-Петербург представил в дискуссии капитан морского порта Паринов Петр Петрович.

В.А. Олерский с первых же слов призвал собравшихся к обмену мнениями, так как процедура верификации регулятору ясна и будет документирована и утверждена в течение ближайшего месяца.

Участники круглого стола сделали акцент на необходимости придерживаться международных актов и чётко обозначили роль государственного регулятора в процессе применения МК СОЛАС, которая свелась к следующим действиям:

  • освидетельствование инструментов взвешивания контейнеров с грузом;
  • одобрение методов взвешивания контейнеров с грузом;
  • одобрение (утверждение) документации, с помощью которой верифицируется масса контейнера с грузом;
  • контроль исполнения национальных требований к освидетельствованию инструментов и методов.

В ходе дискуссии также подробно обсудили особенности предложенных Международной Морской Организацией (ИMO) методов проверки и удостоверения грузоотправителем путем взвешивания загруженного контейнера или взвешиванием загружаемых в контейнер единиц с последующим суммированием их массы с массой порожнего контейнера.

Единственной признанной на международном уровне организацией, которая будет осуществлять освидетельствование компаний, осуществляющих подтверждение массы согласно международным требованиям безопасности мореплавания по МК СОЛАС, в России является Российский морской регистр судоходства (РС). По словам В.А. Олерского, Минтранс России намерен подписать с РС соответствующее соглашение уже в ближайшие дни, после чего РС на законных основаниях начнет принимать заявки (в том числе, в электронном виде через сайт РС) на проведение освидетельствования весов и методов взвешивания. Причем весы могут быть установлены на предприятии грузоотправителя, на морском терминале и в любом другом месте, ведь масса контейнера может быть верифицирована непосредственно перед погрузкой на судно. «Но из конвенции не следует, что проверять на морском терминале нужно каждый контейнер», — пояснил замминистра транспорта РФ. Не исключено, что при проверке заявленной массы контейнера на терминале может возникнуть разница в весе с уже верифицированной массой. При этом В.В. Клюев подчеркнул, что 5% отклонения от массы при выявлении расхождений в верифицированной массе при повторном взвешивании являются допустимыми в мировой практике, хотя в МК СОЛАС напрямую на конкретные цифры указания нет.

Документ о верификации массы контейнера, подписанный грузоотправителем, будет приниматься в свидетельство верификации проверяющими лицами только при наличии освидетельствования метода взвешивания грузоотправителя, находящегося в РФ. Форму коносамента в связи с нововведением менять не обязательно, главное, чтобы в верифицирующем транспортно-сопроводительном документе была указана верификационная масса с обязательным указанием сертифицированной РС организации, которая производила взвешивание. В.В. Клюев также подчеркнул, что документ может быть как в бумажном, так и в электронном виде, главное, чтобы он содержал подпись уполномоченного грузоотправителем лица.

По словам К.Г. Пальникова, численность штатного актива инспекторов РС в различных регионах РФ позволит, в случае своевременно направленных заявок, выполнить большую часть освидетельствований весов и методов взвешивания в срок — до 1 июля 2016 года. Такое освидетельствование действительно сроком на пять лет при условии промежуточной проверки представителями РС соблюдения сертифицированного метода взвешивания на соответствие заявленному в середине этого срока. Тарифы на услуги РС опубликованы на сайте Регистра. «Это один из базовых процессов освидетельствования, который Регистр делает в промышленности, имеющий стандартный тариф в размере 1650 рублей в час» — добавил спикер. При этом В.А. Олерский призвал РС не завышать стоимость освидетельствования: «Если есть возможность дополнительно не нагружать бизнес, надо это не делать». По предварительным оценкам процедура разового освидетельствования не должна занимать более одного рабочего дня.

Отдельно в ходе дискуссии было отмечено, что требования МК СОЛАС о верификации массы не распространяются на порожнее контейнерное оборудование, контейнеры, перевозимые в составе трейлера и накатным способом (ro-ro), контейнеры в коротких международных рейсах и при каботаже.

Представлять государственный портовый контроль в процессе проверки соблюдения международных требований к судам в конкретной акватории будет капитан морского порта. Как пояснил В.А. Олерский, государство обязано осуществлять освидетельствование устройств взвешивания и методов взвешивания контейнеров грузоотправителем только в целях обеспечения соблюдения положений МК СОЛАС к безопасности мореплавания, чтобы исключить риски, в частности, нарушения остойчивости и прочности корпуса крупных контейнеровозов из-за недостоверной информации о весе принимаемых на борт контейнеров. Спикер также обратил внимание, что любые нововведения в локальном законодательстве с этим связанные не должны быть использованы портовой администрацией в целях ущемления интересов и прав перевозчиков или иных участников ВЭД. Виктор Александрович призвал службы портового контроля разумно распоряжаться правом на запрет выхода судна из акватории порта с неверефицированными контейнерами на борту.

Тем не менее, В.В.Клюев подчеркнул, что погрузка такого контейнера на судно в целях соблюдения требований к безопасности мореплавания должна быть категорически запрещена в следующих случаях:

  • грузовой документ не содержит подтвержденной массы;
  • капитан судна или судовой агент не получили информацию о подтвержденной массе;
  • терминал не получил информации о подтвержденной массе.

Документ с информацией о массе подтверждается и заверяется грузоотправителем и предоставляется заблаговременно капитану судна или судовому агенту, а также морскому терминалу. При этом представитель регулятора подчеркнул, что грузовой план судна составляется исключительно на основании подтвержденной массы контейнеров.

Однако, данный вопрос находится в зоне ответственности морского перевозчика, который в лице капитана судна обязан принять решение о распоряжении неверифицированным контейнером и нести за него полную ответственность. Капитан судна может сам определять критическую погрешность в грузовой массе и самостоятельно решать, допускать неверифицированный груз на судно или нет. При этом в случае отсутствия документов о верификации массы контейнера, капитан судна имеет полное право отказать в приеме на борт данного контейнера со всеми расходами, ложащимися на грузоотправителя. Кроме того, наличие документов о верификации веса контейнеров проверяют инспекторы портового контроля, которые также имеют право запретить выход судна с неверефицированными контейнерами на борту.

Представители Минтранса России также заострили внимание на том, что в связи с вступлением поправок МК СОЛАС в силу, они будут применяться для всех контейнеров, погружаемых на борт, начиная с 00 часов 01 июля 2016 года и далее, вне зависимости от того, когда они были затарены и завезены на терминал. В.А. Олерский твердо указал на факт невозможности отсрочки или «тестового» периода по применению поправок МК СОЛАС на территории российских портов погрузки.

Представителям бизнеса были так же озвучены следующие даты Дорожной карты по применению поправок к конвенции:

  1. подписание соглашения между Минтрансом России с РС и оповещение об этом всех участников процесса морской перевозки и процесса контроля верификации — апрель 2016 года;
  2. процедуры международного контроля введения поправок — Парижский, Токийский, Черноморский меморандумы — май 2016 года;
  3. документирование и утверждение процедуры государственного портового контроля — май 2016 года;
  4. освидетельствование организаций РС — май-июнь 2016 года.

В ходе живой дискуссии представители бизнеса получили разъяснения и полное представление по планируемым в ближайшее время действиям регулятора и подведомственных ему структур.

Подводя итоги, президент НП «ОКЮР» А.К.Нестеренко предложила участникам продолжить взаимодействие с Минтрансом России по практике применения поправок МК СОЛАС.

Фотогалерея события



Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2019, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов