Разделы сайта
Признание ОКЮР на государственном уровне

Блоги. События ОКЮР глазами участников

30 мая 2019
ТРИ НАГРАДЫ НА ПМЮФ
Когда Елена Борисенко, Советник Министра юстиции, и Юрий Любимов, самый молодой заместитель...
15 апреля 2019
УШЁЛ ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЁВ
Неожиданно от нас ушёл великий юрист, учёный, государственный деятель, дипломат и прекрасный...
15 февраля 2019
НОВАЯ ИНИЦИАТИВА ОКЮР
Спешу поделиться своей радостью! Вчера провели умное, содержательное обсуждение проблем взаим...
23 ноября 2018
ПРАВИЛО "ЗУБНОЙ ЩЁТКИ". О ЧЁМ ГОВОРЯТ РУКОВОДИТЕЛИ
В этом году собрание 100 руководителей правовых и иных подразделений особенно удалось. Ве...
24 июля 2018
НЕВОСПОЛНИМАЯ УТРАТА
Когда уходят близкие люди, не сразу осознаёшь, кого теряешь. Для меня таким человеком был Вениамин Ф...



Новости ОКЮР

Союз науки и практики – новое качество регулирования экономики


17-18 декабря представители ОКЮР приняли участие в первой Всероссийской научно-практической конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование», организованная ФАС России. ОКЮР, объединяющее представителей различных сфер экономики, приветствует инициативу ФАС России в сфере образования, и надеется на дальнейшее плодотворное взаимодействие между экспертами бизнес сообщества и ведомством уже в новом формате.

Первый день мероприятия был открыт пленарным заседанием с участием таких известных представителей науки как д.ю.н., судьи Конституционного суда РФ Гадиса Абдулаевича Гаджиева, д.э.н., декана экономического факультета МГУ им М.В. Ломоносова Александра Александровича Аузана, академика РАН, директора Института государства и права РАН Андрея Геннадьевича Лисицина-Светланова, а также представителя бизнес-сообщества вице-президента ABInbev в странах Европы Стива Леруа.

Руководитель ФАС России Игорь Юрьевич Артемьев отметил, что орган исполнительной власти живет в основном одним днём, работая над конкретными проблемами сегодняшнего дня, а очень многие стратегические проблемы, которые ставит для себя ведомство, без серьезной научной кадровой поддержки просто не решаемы. Научные исследования и глубокие фундаментальные знания позволяют избежать ошибок, а также узнать об опыте других стран в решение схожих вопросов. По мнению И.Ю. Артемьева несмотря на все достижения, а это и колоссальная реформа законодательства, которая была высоко отмечена ОЭСР, и 17-е место в мире из 140 антимонопольных органов других стран мира, и 22 кафедры, на базе которых стал обрабатываться бесценный материл ведомства, накопленный за многие годы работы. Пока сотрудники ведомства выполняют свою ежедневную работу, бегая по проверкам и отстаивая интересы в судах, необходимо, чтобы кто-то пытливый, умный и хорошо образованный занимался работой на будущее.

Отдельно была отмечена проблема ведомства в подготовке специалистов в области антимонопольного регулирования, которых на сегодняшний день не выпускают российские вузы. В этой связи молодому специалисту необходимо пройти длительный адаптационный период, ведь от компетенции лиц, принимающих решения, зависят судьбы компаний, к которым могут быть применены крупные оборотные штрафы, а также установлены определенные правила поведения на рынке. В связи с этим руководителем ФАС России было предложено включить в стандарт образования юристов и экономистов дисциплину «конкурентное право».

Гадис Абдуллаевич Гаджиев в своем выступлении затронул тему защиты гражданских прав при недобросовестном экономическом поведении. Приведенный им анализ норм и судебных решений показывает, что суды не очень хорошо иногда понимают правовые категории рыночной экономики, а именно категорию деловой репутации. Проблема усугубляется правовой неопределенностью положений гражданского законодательства в части регулирования данной категории. С точки зрения институциональной экономии и экономической теории деловая репутация является экономическим активом. Однако нормы о защите деловой репутации включены в главу 8 ГК РФ «Нематериальные блага и их защита», где законодатель вопрос о правилах подсчета компенсации за ущерб деловой репутации оставляет открытым. В тоже время из других норм ГК РФ, закона о защите конкуренции, закона о рекламе явно следует, что данный вред исчисляем по модели экономического уравнения, где вред равен возмещению. При этом моральный вред возмещается по «потолочному» принципу. Но если речь идёт о защите деловой репутации юридического лица нельзя не учитывать его сущности, которое существует в особой правовой реальности, без всякой привязки к людскому субстрату.

Александр Александрович Аузан в своем выступлении обратил внимание слушателей на многообразие мира, которое позволяет нам выбирать пути для движения. Очень интересным в этом смысле было предложение относительно выбора иного вектора развития, а именно смены институтов, а не их совершенствовании. Ранее считалось, что при наличии проблемы нужно совершенствовать институт. Однако с точки зрения нынешней теории это не так, и что существует два совершенно разных типа института, - экстрактивный, основанный на выжимании ренты, где хорошо добывать доход, но не жить, и инклюзивный, основанный на создании комфортного развития человеческого капитала. Следовательно, нужно не совершенствовать институт, а менять их типы. Иначе мы всегда будем вынуждены делать антимонопольную политику в среде, которая всё время рождает явление антимонопольной административной ренты. Нужно искать способ решения непростой задачи перехода к другой институциональной системе.

Андрей Геннадьевич Лисицын-Светланов очень подробно остановился на проблемных вопросах стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации 2024г. Одним из них является закрепление в стратегии необходимости большей детализации законодательства, что в конечном счете сужает сферу регулирования. По мнению академика детализацию следует оставить для судебных актов, которые должны приниматься в обстановке сильной судебной власти.

Стив Леруа в своем выступлении поделился опытом построения в компании ABInbev программы по соблюдению антимонопольного законодательства, и о возможности сотрудничества антимонопольных служб и компаний. Стив предложил вниманию критерии, по которым может оцениваться серьезность компании соблюдать правила конкуренции. Первое с чего началось внедрение программы, и это самая важная вещь, с которой начинается программа, - оценка готовности руководства компании соблюдать законодательство. Далее компания смотрит, насколько мы выделяем ресурсы для реализации своих намерений, являемся ли мы профессионалами при подготовке методик оценки рисков и подготовки планов их митигации. Одним из важнейших вопросов является обучение бизнеса, а также мотивация сотрудников отделов продаж на правомерное поведение. Кроме этого мы должны понимать имеем ли возможность привлечь к ответственности виновное лицо? Например, по опыту компании ABInbev если юрист выявляет случаи нарушения бизнесом антимонопольного законодательства, то с юристов снимают премии. В свою очередь у юристов есть полномочия лишить премии такое бизнес-подразделение. Еще важный аспект, это готовность организации справляться тем риском, который реализовался. Например, если обнаружилось картельное соглашение, то может ли копания прийти к соответствующим властям, и попробовать найти гарантии от возможных последствий. И не менее важный вопрос, который нужно задавать постоянно, а есть ли в вашей организации достаточный динамизм в движении, не почиваете ли вы на лаврах? Возвращаясь к теме сотрудничества между антимонопольным органом и компаниями Стив отметил, что такое сотрудничество может выражаться в постоянном разъяснение компаниям, что нужно делать в области соблюдения законодательства. Необходимо рассказывать о том, какие меры компании могут предпринять в целях снижения антимонопольных рисков, причем такое общение следует проводить не только через публикации, но и через публичные выступления. Еще одно действие, которое могло быть реализовано со стороны антимонопольного органа может быть снижение размера штрафа, если антимонопольная служба уверена в адекватной системе, но нарушение произошло. Все больше и больше служб в разных странах мира идут по пути предоставления скидки в таком случае, ведь подобные действия дают возможность использовать денежные потоки более эффективно, наращивая капитал, а не направлять его только на уплату штрафа.

Завершая встречу, Игорь Артемьев поблагодарил участников и гостей мероприятия и выразил надежду, что ежегодное проведение научно-практической конференции станет доброй традицией.

Далее работа конференции была разбита по секциям, посвященным таким вопросам, как реформам тарифного регулирования и государственного оборонного заказа, развитию конкурентного права и антимонопольного регулирования и др.

Нельзя не отметить доклады молодых специалистов ведомства, магистрантов и аспирантов базовых кафедр конкурентного ведомства, которые рассказали о своих научных интересах. Большая часть выступлений была посвящена выявлению картельных сговоров, привлечения к административной ответственности должностных лиц и соотношение норм антимонопольного законодательства к объектам исключительных прав. Подробнее на сайте ФАС.

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский рассказал о большой работе службы в сфере образования, а это и создание базовых кафедр, и просветительские проекты в школах благодаря которым десятки тысяч школьников и студентов узнали о том, что такое недобросовестная конкуренция, монопольно высокая цена, и картельные сговоры. Однако работа должна продолжаться, отметил Сергей Пузыревский, и заявил о необходимости создания Научно-методического совета образовательных организаций и кафедр и планах создания единого портала, который объединит все базовые кафедры ФАС России.

В конференции приняли участие эксперты ОКЮР Елена Павлова и Татьяна Мурзиянова.


Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2019, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов