Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Новости ОКЮР

В Минэкономразвития обсудили новый этап в развитии процедуры ОРВ

26 марта 2015 года под руководством статс-секретаря — заместителя Министра экономического развития РФ Олега Фомичева прошло заседание рабочей группы по вопросам методологии оценки регулирующего воздействия. В заседании приняли участие представители научно-экспертного сообщества и объединений предпринимателей, таких как Академия народного хозяйства и государственной службы, Аналитический центр «Форум», ОКЮР, ТПП, РСПП, Деловая Россия и другие.

Благодаря усилиям Минэкономразвития в лице Департамента оценки регулирующего воздействия и лично Олега Фомичева в порядок проведения ОРВ были внесены важные позитивные изменения. Основное из них — замена экспертизы оценкой фактического воздействия в отношении любых нормативных актов, которые в процессе разработки проходили процедуру ОРВ. На практике это означает, оценка фактического воздействия будет охватывать не только ведомственные акты, но также действующие постановления правительства и законы.

На заседании обсуждали проекты трех актов, подготовленных Минэкономразвития во исполнение Постановления Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Большое внимания участники уделили методике проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений)". Представитель РСПП И.В. Котелевская подчеркнула, что для бизнеса публичные консультации являются ключевым этапом, а их эффективность может быть гарантирована только прозрачной и четкой процедурой. Директор Департамента оценки регулирующего воздействия Вадим Живулин отметил важность повышения информационной осведомленности при проведении публичных слушаний. Помимо размещения акта на центральном портале и целевой рассылки, следует предусмотреть обязательность уведомления об ОРВ на сайте разработчика. Представитель ОКЮР Елена Войниканис отметила актуальность разработанной методики и необходимость расширить сферу ее применения. Методика проведения публичных консультаций должна охватывать как оценку проектов актов, так и оценку эффективности действующих актов, т.е. оценку регулирующего и фактического воздействия. Эксперт ОКЮР также отметила, что важно снять правовую неопределенность, касающуюся соотношения понятий публичные консультации и общественное обсуждение, и обеспечить независимость общественного контроля за соблюдением процедуры публичных консультаций.

По проекту методики оценки фактического воздействия нормативных правовых актов вопросы участников касались, прежде всего, количества актов, которые включаются в план ОФВ, и стандартного срока, по истечении которого такая оценка необходима. Олег Фомичев пояснил, что ограничение количества актов (в проекте речь идет всего о 10 актах в год) связано с необходимостью обеспечить высокое качество оценки. Двухлетний срок со дня принятия акта рассматривается министерством как минимальный, поскольку для объективной оценки необходимы статистические данные. Заместитель министра также отметил, что задача состоит в том, чтобы оценка фактического воздействия проводилась на системной основе. Когда речь идет о необходимости срочной отмены нормативного акта, правил не существует и оценка фактического воздействия бесполезна. Отмена закона или постановления, которые наносят существенный вред экономики, вопрос, скорее, политический. Представитель ОКЮР Елена Войниканис задала вопрос о возможности увеличить количество актов после того как функции проведения ОФВ перейдут от Минэкономразвития к разработчикам. Вадим Живулин ответил на данный вопрос утвердительно, хотя не уточнил, будет ли отражено поэтапное увеличение количества актов, в отношении которых проводится ОФВ, в проекте приказа.

Что касается методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской деятельности, то проект предусматривает ее применение только в рамках стандартной процедуры ОРВ. Согласно позиции ОКЮР, которую поддержало Минэкономразвития, оценка стандартных издержек должна использоваться также при проведении оценки фактического воздействия, но при этом рассматриваться только как одна из форм оценки фактических расходов бизнеса, поскольку речь идет исключительно об информационных и административных издержках.

Заседание рабочей группы проводилось на этапе концептуального обсуждения проектов, поэтому наиболее важные и конструктивные замечания участников будут учтены к моменту размещения документов на сайте Минэкономразвития.

Материал на сайте Минэкономразвития