Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Новости ОКЮР

Итоги обсуждения темы коллективных исков и кратных убытков в АСИ

4 сентября состоялось очередное заседание рабочей группы по мониторингу хода реализации дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». Заседание вел руководитель рабочей группы Андрей Шаронов.

Повестка дня была насыщенной. В числе прочих вопросов, участники заслушали и одобрили отчет ФАС России по работе недавно запущенного сайта с базой правовых актов (решений) антимонопольной службы. Однако центральным вопросом стало обсуждение пунктов 7.1. и 7.2. Дорожной карты, касающихся вопросов регулирования коллективных исков и кратных убытков.

Представитель Минюста России представил последнюю версию поправок к законопроекту № 133974-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерацию», которыми вводится единообразное регулирование коллективных исков в Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс. Моделью для поправок послужили соответствующие статьи проекта Кодекса административного судопроизводства, что позволило учесть замечания со стороны Государственно-правового управления Президента РФ. Координатор экспертного направления ОКЮР Елена Войниканис выступила с небольшим комментарием, отметив, что эффективность коллективных исков зависит во много от детально проработанных процессуальных норм. Данному критерию в полной мере отвечал проект комплексных поправок, подготовленный совместными усилиями юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ОКЮР и АЮР. В то же время ОКЮР, понимая важность соблюдения принципа единообразия при проведении судебной реформы и внесении изменений в процессуальное законодательство, поддерживает законопроект Минюста и полагает, что пункт 7.1. Дорожной карты можно считать выполненным.

В целях исполнения пункта 7.2 Дорожной карты, посвященного кратным убыткам ФАС России представило на заседании в АСИ законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», а также результаты публичного обсуждения законопроекта.

Представитель ОКЮР Елена Войниканис попросила разъяснить причины, по которым часть замечаний, полученных по итогам публичного обсуждения, значатся как учтенные, однако текст законопроекта остался прежним. Точно также вызывает вопросы тот факт, что ссылки на международный опыт (директива ЕС, Закон против ограничений конкуренции Германии, Акт о конкуренции и защите прав Австралии), которые ФАС приводит в сводном отчете о проведении ОРВ, не подтверждают, а, наоборот, ставят под сомнение модель регулирования убытков посредством «штрафной компенсации». К сожалению, представитель ФАС не смог дать удовлетворительного объяснения, сославшись на ошибку Минэкономразвития при размещении документов на сайте. Елена Войниканис подчеркнула, что ОКЮР всегда отстаивает конструктивную позицию. Объединение солидарно с ФАС России в главном - существует серьезная проблема с расчетом убытков при нарушении антимонопольного законодательства, и эту проблему необходимо решать. Та же проблема существует и в других юрисдикциях с развитой системой защиты конкуренции. В 2013 году Европейская комиссия выпустила специальное Практическое руководство по расчету убытков в исках по антимонопольным нарушениям. Директива Евросоюза по коллективным искам в связи с нарушением антимонопольного законодательства также затрагивает вопрос о расчете убытков. С другой стороны, законопроект, подготовленный ФАС, решает масштабную проблему одной фразой, точечной поправкой в закон. Фактически предлагается отказаться от расчета убытков и ввести независимую от убытков штрафную санкцию, которая несовместима с гражданским правом и частными исками. ОКЮР, напротив, предлагает сосредоточить усилия ФАС, юридического сообщества, экспертов на совершенствовании системы расчетов убытков, ее стандартизации и упрощении.

Подводя итог дискуссии, Андрей Шаронов отметил, что АСИ не поддерживает предложенный ФАС правовой механизм компенсации как не соответствующей российской системе права. Исходя из важности вопроса, было принято решение вернуться к пункту 7.2 на следующем заседании рабочей группы и заслушать компетентную и объективную оценку законопроекта со стороны Минэкономразвития России.