Разделы сайта

Блог Президента ОКЮР Александры Нестеренко

24 мая 2021
СУД ЕСТЬ ДОСТИЖЕНИЕ ПРАВДЫ...
По прошествии недели хочется поделиться мыслями, возникшими на нашей ключевой конференции год...
21 мая 2021
В ЧЕМ СЕКРЕТ ОКЮР?
Этот вопрос задаю себе сама. В чём сила Объединения? Почему ОКЮР привлекает новых членов и кре...
20 ноября 2020
ЗВЁЗДНЫЙ СЛЁТ ИЛИ РАЗГОВОР У КОСТЕРКА
Радость, охватившая нас в Балчуге, на нашей любимой конференции руководителей «Юристы и бизне...
21 сентября 2020
CВЕРШИЛОСЬ!
Дорогие друзья! Наша долгожданная 10-я конференция с судьями Конституционн...
30 июня 2020
ПОДХОД К СНАРЯДУ
Что побудило меня сделать эту запись? Наверное, перевернувшая нашу жизнь эпидемия, которая по...



Новости ОКЮР

Классовые иски. ОКЮР предупреждает.


Юридическое сообщество поддерживает инициативу Президента и Правительства Российской Федерации по усилению мер общественного контроля за предпринимательской деятельностью, полагая, что такой контроль в разумных и сбалансированных пределах будет способствовать развитию российской экономики, выступая стимулом к совершенствованию способов и методов ведения бизнеса (озвучено Президентом на Петербургском международном экономическом форуме).

В то же время юристы-эксперты выражают глубокую озабоченность предлагаемыми способами стимулирования частной инициативы в отдельных областях регулирования.

Одним из воплощений инициативы по усилению мер общественного контроля, являются меры, направленные на усиление частной инициативы в борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства, предусмотренные Дорожной картой развития конкуренции (утв. Распоряжением Правительства 28.12.2012 года) и Планом работы ФАС на 2013-2018 годы.

Члены НП «ОКЮР» — юристы крупных компаний различных отраслей экономики обсудили механизмы реализации Дорожной карты в части внедрения в России защиты прав и законных интересов группы лиц в судах (групповых исков), включая возможности участия юридических лиц в групповых исках, а также возможность установления убытков в кратном размере за нарушение законодательства о защите конкуренции и создание способа распределения взысканных с нарушителей антимонопольного законодательства сумм убытков в пользу пострадавших лиц.

Запланированный срок разработки законопроекта по групповым искам — ноябрь 2013 года, по кратным убыткам — октябрь 2014 года.

Юристы обратили внимание на то, что обсуждаемая для внедрения в Российской Федерации модель фактически построена на базе американской модели коллективных исков. Однако, анализ последствий показал, что ее реализация привела в США к серьёзному финансовому давлению на реальный сектор экономики. Так, в 2002 году Совет экономических советников президента США оценил общую сумму прямых затрат компаний в США на выплаты по искам о причинении ущерба приблизительно в 180 миллиардов долларов.

Затраты компаний на судебные выплаты превысили вложения в наукоемкие исследования и развитие1. Имеются случаи банкротств ответчиков по результатам участия в таких слушаниях2. Такие серьезные финансовые потери в сочетании с широкой практикой подачи коллективных исков позволяют говорить о дополнительном «судебном налоге» на доходы компаний, занятых производством товаров и услуг и формирующих в основном доходную часть бюджета страны. Случаи злоупотреблений со стороны адвокатских фирм связаны с очень крупными суммами, подкупом истцов, ряд из них завершились уголовными преследованиями3.

Члены НП «ОКЮР» отметили минусы предлагаемого механизма стимулирования частных лиц, предусматривающего:

  • возможность подавать групповые иски по системе opt-out (не желаешь участвовать — заяви об этом);
  • возможность взыскивать убытки, причинённые нарушением, в кратном размере;
  • возможность присуждения «гонорара успеха» для адвокатов — представителей (из расчёта взысканной суммы, гонорар успеха взыскивается с ответчика);
  • снижение стандартов доказывания убытков (вменение убытков).

В странах Евросоюза обсуждаются меры по повышению роли частного правоприменения в борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства, анализируется опыт США, однако, ни одна из стран Евросоюза не имеет намерения адаптировать американскую модель коллективных исков.

Юристы бизнеса опасаются, что введение в России системы коллективных исков за нарушение антимонопольного законодательства по американской модели приведёт к существенному ухудшению условий ведения бизнеса и снижению стимулов его развития в России через:

  1. появление большого количества необоснованных исков против реального сектора экономики;
  2. рост рисков предпринимательской деятельности, снижение предпринимательской и инвестиционной активности, что в целом крайне негативно отразится на экономике страны;
  3. перераспределение денежных средств из реального сектора экономики в пользу юридических фирм и общественных организаций, представляющих интересы истцов по групповым искам;
  4. увеличение издержек компаний, что в конечном итоге приведет к росту цен на товары и услуги, оказываемые населению и субъектам бизнеса (как защитная реакция« — компании будут откладывать часть средств на покрытие возможных судебных расходов и компенсаций, сокращая при этом расходы на развитие бизнеса, финансирование социального пакета и т.д;.
  5. банкротство предприятий, возрастание административной нагрузки на бизнес;
  6. появление новой карательной санкции, выражающейся в обязанности возмещения многократных убытков, в дополнение к уже существующим «оборотным» штрафам.

Учитывая специфику используемых в России способов получения прибыли, не исключено применение предлагаемого механизма массово в «корыстных целях» путем использования «творческого подхода к применению законодательства»:

  • конкурентами может быть инициирована подача необоснованных исков, направленных на дестабилизацию финансового положения других участников соответствующего сегмента рынка;
  • риск возникновения групп «профессиональных истцов», когда иски будут предъявляться с единственной целью получения материальной выгоды, а не для защиты интересов потребителей;
  • пробел в законодательстве в закреплении подхода расчета размера убытков повлечет ситуацию, при которой убытки будут завышаться с целью увеличения «гонорара успеха».

Поскольку основное количество антимонопольных дел возбуждается в отношении крупных компаний, в том числе субъектов естественных монополий, которые, как правило, являются компаниями с существенным государственным участием, внедрение кратных штрафов приведет к уменьшению поступлений в государственный бюджет.

Члены НП «ОКЮР» согласились, что систему коллективных исков и частного правоприменения в антимонопольном праве нужно развивать, но рациональный путь такого развития — совершенствование уже существующих в России процессуальных институтов с тщательной проработкой механизма и использованием европейского опыта.

Юристы корпораций предложили начать широкое и всестороннее обсуждение предлагаемых инициатив с привлечением экспертов и заинтересованного бизнес-сообщества.

Классовые иски ждет классовая борьба («Коммерсантъ» № 123 от 16.07.2013)


1Так, Американская фармацевтическая компания Wyeth потратила в 1999–2004 гг. на разбирательства по коллективным искам $25 млрд, в исследования она за то же время вложила $19 млрд.

2В США примерно треть компаний, против которых подаются коллективные иски, становятся банкротами. Так в 1982 г. объявил себя банкротом асбестовый гигант JOHN Manville Corporation.

3В 2008 г. известные американские адвокаты Мелвин Вайс и Уильям Лерак были приговорены к тюремному заключению за сговор с целью подкупа истцов по групповым искам в акционерных спорах. Фирма осуждённых добилась выплат миллиардов долларов по мировым соглашениям в процессах против Enron, Lucent, Tyco и других крупнейших американских компаний. В свою защиту подсудимые заявили, что их действия по подкупу истцов являются распространённой практикой.


Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2021, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов