Разделы сайта
Признание ОКЮР на государственном уровне

Блоги. События ОКЮР глазами участников

30 мая 2019
ТРИ НАГРАДЫ НА ПМЮФ
Когда Елена Борисенко, Советник Министра юстиции, и Юрий Любимов, самый молодой заместитель...
15 апреля 2019
УШЁЛ ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЁВ
Неожиданно от нас ушёл великий юрист, учёный, государственный деятель, дипломат и прекрасный...
15 февраля 2019
НОВАЯ ИНИЦИАТИВА ОКЮР
Спешу поделиться своей радостью! Вчера провели умное, содержательное обсуждение проблем взаим...
23 ноября 2018
ПРАВИЛО "ЗУБНОЙ ЩЁТКИ". О ЧЁМ ГОВОРЯТ РУКОВОДИТЕЛИ
В этом году собрание 100 руководителей правовых и иных подразделений особенно удалось. Ве...
24 июля 2018
НЕВОСПОЛНИМАЯ УТРАТА
Когда уходят близкие люди, не сразу осознаёшь, кого теряешь. Для меня таким человеком был Вениамин Ф...



Новости ОКЮР

Классовые иски. ОКЮР предупреждает.


Юридическое сообщество поддерживает инициативу Президента и Правительства Российской Федерации по усилению мер общественного контроля за предпринимательской деятельностью, полагая, что такой контроль в разумных и сбалансированных пределах будет способствовать развитию российской экономики, выступая стимулом к совершенствованию способов и методов ведения бизнеса (озвучено Президентом на Петербургском международном экономическом форуме).

В то же время юристы-эксперты выражают глубокую озабоченность предлагаемыми способами стимулирования частной инициативы в отдельных областях регулирования.

Одним из воплощений инициативы по усилению мер общественного контроля, являются меры, направленные на усиление частной инициативы в борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства, предусмотренные Дорожной картой развития конкуренции (утв. Распоряжением Правительства 28.12.2012 года) и Планом работы ФАС на 2013-2018 годы.

Члены НП «ОКЮР» — юристы крупных компаний различных отраслей экономики обсудили механизмы реализации Дорожной карты в части внедрения в России защиты прав и законных интересов группы лиц в судах (групповых исков), включая возможности участия юридических лиц в групповых исках, а также возможность установления убытков в кратном размере за нарушение законодательства о защите конкуренции и создание способа распределения взысканных с нарушителей антимонопольного законодательства сумм убытков в пользу пострадавших лиц.

Запланированный срок разработки законопроекта по групповым искам — ноябрь 2013 года, по кратным убыткам — октябрь 2014 года.

Юристы обратили внимание на то, что обсуждаемая для внедрения в Российской Федерации модель фактически построена на базе американской модели коллективных исков. Однако, анализ последствий показал, что ее реализация привела в США к серьёзному финансовому давлению на реальный сектор экономики. Так, в 2002 году Совет экономических советников президента США оценил общую сумму прямых затрат компаний в США на выплаты по искам о причинении ущерба приблизительно в 180 миллиардов долларов.

Затраты компаний на судебные выплаты превысили вложения в наукоемкие исследования и развитие1. Имеются случаи банкротств ответчиков по результатам участия в таких слушаниях2. Такие серьезные финансовые потери в сочетании с широкой практикой подачи коллективных исков позволяют говорить о дополнительном «судебном налоге» на доходы компаний, занятых производством товаров и услуг и формирующих в основном доходную часть бюджета страны. Случаи злоупотреблений со стороны адвокатских фирм связаны с очень крупными суммами, подкупом истцов, ряд из них завершились уголовными преследованиями3.

Члены НП «ОКЮР» отметили минусы предлагаемого механизма стимулирования частных лиц, предусматривающего:

  • возможность подавать групповые иски по системе opt-out (не желаешь участвовать — заяви об этом);
  • возможность взыскивать убытки, причинённые нарушением, в кратном размере;
  • возможность присуждения «гонорара успеха» для адвокатов — представителей (из расчёта взысканной суммы, гонорар успеха взыскивается с ответчика);
  • снижение стандартов доказывания убытков (вменение убытков).

В странах Евросоюза обсуждаются меры по повышению роли частного правоприменения в борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства, анализируется опыт США, однако, ни одна из стран Евросоюза не имеет намерения адаптировать американскую модель коллективных исков.

Юристы бизнеса опасаются, что введение в России системы коллективных исков за нарушение антимонопольного законодательства по американской модели приведёт к существенному ухудшению условий ведения бизнеса и снижению стимулов его развития в России через:

  1. появление большого количества необоснованных исков против реального сектора экономики;
  2. рост рисков предпринимательской деятельности, снижение предпринимательской и инвестиционной активности, что в целом крайне негативно отразится на экономике страны;
  3. перераспределение денежных средств из реального сектора экономики в пользу юридических фирм и общественных организаций, представляющих интересы истцов по групповым искам;
  4. увеличение издержек компаний, что в конечном итоге приведет к росту цен на товары и услуги, оказываемые населению и субъектам бизнеса (как защитная реакция« — компании будут откладывать часть средств на покрытие возможных судебных расходов и компенсаций, сокращая при этом расходы на развитие бизнеса, финансирование социального пакета и т.д;.
  5. банкротство предприятий, возрастание административной нагрузки на бизнес;
  6. появление новой карательной санкции, выражающейся в обязанности возмещения многократных убытков, в дополнение к уже существующим «оборотным» штрафам.

Учитывая специфику используемых в России способов получения прибыли, не исключено применение предлагаемого механизма массово в «корыстных целях» путем использования «творческого подхода к применению законодательства»:

  • конкурентами может быть инициирована подача необоснованных исков, направленных на дестабилизацию финансового положения других участников соответствующего сегмента рынка;
  • риск возникновения групп «профессиональных истцов», когда иски будут предъявляться с единственной целью получения материальной выгоды, а не для защиты интересов потребителей;
  • пробел в законодательстве в закреплении подхода расчета размера убытков повлечет ситуацию, при которой убытки будут завышаться с целью увеличения «гонорара успеха».

Поскольку основное количество антимонопольных дел возбуждается в отношении крупных компаний, в том числе субъектов естественных монополий, которые, как правило, являются компаниями с существенным государственным участием, внедрение кратных штрафов приведет к уменьшению поступлений в государственный бюджет.

Члены НП «ОКЮР» согласились, что систему коллективных исков и частного правоприменения в антимонопольном праве нужно развивать, но рациональный путь такого развития — совершенствование уже существующих в России процессуальных институтов с тщательной проработкой механизма и использованием европейского опыта.

Юристы корпораций предложили начать широкое и всестороннее обсуждение предлагаемых инициатив с привлечением экспертов и заинтересованного бизнес-сообщества.

Классовые иски ждет классовая борьба («Коммерсантъ» № 123 от 16.07.2013)


1Так, Американская фармацевтическая компания Wyeth потратила в 1999–2004 гг. на разбирательства по коллективным искам $25 млрд, в исследования она за то же время вложила $19 млрд.

2В США примерно треть компаний, против которых подаются коллективные иски, становятся банкротами. Так в 1982 г. объявил себя банкротом асбестовый гигант JOHN Manville Corporation.

3В 2008 г. известные американские адвокаты Мелвин Вайс и Уильям Лерак были приговорены к тюремному заключению за сговор с целью подкупа истцов по групповым искам в акционерных спорах. Фирма осуждённых добилась выплат миллиардов долларов по мировым соглашениям в процессах против Enron, Lucent, Tyco и других крупнейших американских компаний. В свою защиту подсудимые заявили, что их действия по подкупу истцов являются распространённой практикой.


Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2019, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов