Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Мероприятия ОКЮР, фотогалереи

Круглые столы с руководством ФАС России из цикла «Диалог с властью» — «Новые антимонопольные подходы в 2017». День второй

При поддержке

21 апреля 2017 г.
Место проведения: Москва, ул. Лесная, д. 9, Бизнес-центр «Белые сады», 10 этаж

Посмотреть презентации круглых столов >>

(только для членов ОКЮР)

На сайте ФАС России

Программа

21 апреля 2017 года члены Объединения Корпоративных Юристов и представители ФАС России продолжили обсуждение актуальных вопросов антимонопольной политики в рамках круглого стола, организованного Объединением Корпоративных Юристов и международной юридической фирмой «Бейкер и Макензи».

Спикеры:

Темы к обсуждению:

Тенденции в сфере международного сотрудничества. Практическое взаимодействие с иностранными антимонопольными ведомствами, включая международный обмен информацией.

Картельные соглашения и сговоры: основные проблемы деловых практик, исходя из текущих правоприменительных тенденций, в том числе установление цен перепродажи, согласованные действия, картельные сговоры на торгах, взаимодействие с заказчиками при подготовке и проведении торгов.

Тенденции в сфере международного сотрудничества. Практическое взаимодействие с иностранными антимонопольными ведомствами, включая международный обмен информацией.

Начиная свое выступление, А. Г. Цыганов отметил, что тема международного сотрудничества, несмотря на ее важность, публично обсуждается достаточно редко. На современном этапе ФАС России стремится осуществлять регулирование с учетом лучших международных практик, участвовать в деятельности всех международных организаций, которые занимаются проблемами конкуренции, развивать двусторонние связи, пользоваться технической помощью и иным содействием зарубежных стран. Для решения данных задач в ФАС России функционирует Управление международного экономического сотрудничества.

Перед ФАС России стоит задача интеграции России в международное сообщество, а также обеспечение для трансграничных компаний условий регулирования, сходных с условиями, существующими в других юрисдикциях.

ФАС России, участвуя в деятельности международных организаций, а также развивая взаимодействие в рамках двухсторонних соглашений, стремится отстаивать интересы России и выдвигать собственные инициативы. В рамках работы над защитой экономических интересов России ФАС России выполняет две функции. Во-первых, это оценка защитных мер во внешней торговле и таможенной политике с точки зрения их влияния на состояние конкуренции на российском рынке (сейчас полномочия в данной сфере сместились в сторону ЕАЭС). Во-вторых, это контроль за экономической деятельностью стратегических предприятий. А. Г. Цыганов отметил проявляющийся на рынке «тренд на восток»: значительная часть инвесторов происходит из арабских стран, Китая или Индии.

В настоящее время Россия участвует в более чем 50 международных и межправительственных соглашений. В числе ведущих международных организаций в сфере антимонопольного регулирования, в которых участвует Россия, А. Г. Цыганов назвал ЮНКТАД, ОЭСР и МКС (Международная конкурентная сеть). С недавнего времени развивается взаимодействие в азиатско-тихоокеанском регионе. В частности, создана рабочая группа экспертов, ведется подготовка различных мероприятий и обзорных документов.

Говоря о сотрудничестве с ЕС, А. Г. Цыганов отметил, что ранее взаимодействие было более интенсивным. В настоящее время представители Генеральной дирекции по вопросам конкуренции Европейской комиссии участвуют в качестве экспертов в российских мероприятиях. Кроме того, развиваются связи с отдельными национальными регуляторами.

На уровне СНГ уже более 20 лет действует Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП). Созданный им Штаб по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства является аналогом Европейской конкурентной сети, которая занимается вопросами правоприменения. В МСАП были созданы, в том числе, рабочие группы по рынку нефти и нефтепродуктов, роумингу и фармацевтическому рынку. Благодаря деятельности первой из названных рабочих групп удалось успешно рассмотреть крупные дела против нефтяных компаний и развить на рынке организованную торговлю. Что касается роуминга, то при рассмотрении одного из дел был получен первый опыт проведения одновременных расследований. Благодаря деятельности рабочей группы по фармацевтическому рынку был подготовлен Кодекс добросовестных практик в фармацевтической отрасли (в сотрудничестве с Ассоциацией европейского бизнеса). Также МСАП проводит анализ рынков стран СНГ, результаты которого обсуждаются на Экономическом совете, Совете глав правительств и Совете глав государств.

Далее А. Г. Цыганов осветил вопросы сотрудничества государств-членов ЕАЭС и указал, что уникальной чертой ЕАЭС является наличие наднационального органа (Евразийской экономической комиссии, сокращенно — ЕЭК), наделенного рядом полномочий по применению правил конкуренции на трансграничных рынках (проведение расследований, получение информации, привлечение к ответственности, наложение штрафов и др.). Однако, отметил А. Г. Цыганов, к сожалению, ЕЭК данные полномочия использует не достаточно активно: до сих пор ЕЭК не возбудила ни одного дела о нарушении правил конкуренции на трансграничных рынках.

А. Г. Цыганов также рассказал о сотрудничестве на уровне БРИКС. Он отметил, что антимонопольное законодательство стран, входящих в БРИКС, сильно различается Основное направление сотрудничества в рамках БРИКС — развитие конкуренции на социально значимых рынках (коммунальные услуги, фармацевтика, продовольствие). Также в рамках БРИКС разрабатывается идея создания координационного научного центра.

А. Г. Цыганов обратил внимание на взаимодействие, осуществляемое в рамках ЮНКТАД. Так, на площадке ЮНКТАД был разработан Модельный закон о конкуренции, положения которого были использованы при создании первого российского закона о конкуренции. В настоящий момент ФАС России стремится использовать данную площадку для продвижения своих инициатив, в частности, для создания конвенции по борьбе с международными картелями.

Затем А. Г. Цыганов рассказал о деятельности Международной конкурентной сети (МКС), основной формой работы которой являются ежегодные конференции.

А. Г. Цыганов отметил открытость и публичность деятельности большинства международных площадок и призвал к участию в них представителей российского бизнес-сообщества. Он сообщил о том, что ФАС России намерена размещать на своем сайте план мероприятий, проводимых в рамках международного сотрудничества.

Далее А. Г. Цыганов рассказал более подробно о сотрудничестве, осуществляемом в формате ОЭСР.

Результатом такого сотрудничества в свое время (в 1991 году) стало принятие Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. В настоящее время активное участие в работе данной организации позволяет антимонопольному органу увидеть и обсудить лучшие мировые практики, наладить связи с руководителями антимонопольных ведомств других стран, входящих в Комитет по конкуренции ОЭСР. Одним из форматов деятельности ОЭСР также является Глобальный форум по конкуренции, который посещают представители 180 стран.

По мнению А. Г. Цыганова, ОЭСР является одной из наиболее продвинутых и профессиональных структур для международного взаимодействия. Подготовленные в рамках ОЭСР тематические доклады отражают фундаментальные подходы по проблемным вопросам, а также результаты проводимых дискуссий. В сотрудничестве с ОЭСР был проведен ряд интересных проектов (например, серия семинаров для судей арбитражных судов, взаимодействие с Сеульским и Будапештским учебными центрами).

Также А. Г. Цыганов указал, что Комитет по конкуренции ОЭСР, рассмотрев часть доклада о присоединении России к ОЭСР, принял решение о соответствии российского антимонопольного законодательства стандартам ОЭСР, а также дал ряд рекомендаций по его совершенствованию (например, повысить качество экономического анализа, сократить долю государственного сектора в экономике, развивать международное сотрудничество). По мнению ФАС России и экспертов ОЭСР, все полученные рекомендации на данный момент выполнены.

А. Г. Цыганов отметил также, что сотрудничество осуществляется и в рамках иных структурных подразделений ОЭСР, в том числе в рамках комитетов по закупкам, по малым предприятиям, инвестициям и т. д.

В завершение своего доклада А. Г. Цыганов рассказал о новых инициативах, которые ФАС России продвигает на международной арене. В частности, он указал на необходимость создания глобальных механизмов для противодействия нарушениям, которые носят транснациональный характер. В долгосрочной перспективе ФАС России стремится к принятию международной конвенции по борьбе с картелями, которая бы имела обязательный характер, и созданию механизма ее наднационального применения. В краткосрочной перспективе деятельность ФАС России ориентирована на разработку инструментария международного сотрудничества конкурентных ведомств для совместной борьбы с практиками, ограничивающими конкуренцию. По инициативе ФАС России данная тема вошла в повестку дня заседания группы экспертов по конкуренции ЮНКТАД, которое состоится в июле этого года.

Далее участники круглого стола обсудили проблему обмена информацией при международном сотрудничестве. А. Г. Цыганов обратил внимание на то, что обмен конфиденциальной информацией между странами-участницами ЕАЭС возможен в порядке, установленном в специальном международном договоре. Он также отметил, что проблема обмена конфиденциальной информацией, вопреки распространенному мнению, не является ступором для международного сотрудничества: юридических препятствий для такого обмена не существует, и, более того, такой обмен регулярно производится. А. Г. Цыганов также упомянул, что при рассмотрении ходатайств о совершении глобальных сделок M&A обмен информацией происходит редко.

Картельные соглашения и сговоры: основные проблемы деловых практик, исходя из текущих правоприменительных тенденций, в том числе установление цен перепродажи, согласованные действия, картельные сговоры на торгах, взаимодействие с заказчиками при подготовке и проведении торгов.

Переходя ко второй теме круглого стола, А. П. Тенишев также подчеркнул важность всех упомянутых форматов международного сотрудничества и привел примеры взаимодействия между национальными органами при расследовании антиконкурентных соглашений и согласованных действий (дело против контейнерных перевозчиков, расследование в отношении компании Caterpillar др.).

Далее А. П. Тенишев рассказал о расследовании антиконкурентных соглашений, осуществляемых с использованием компьютерных алгоритмов, которое ФАС России начала проводить одновременно с Европейской комиссией. А. П. Тенишев пояснил, что существуют программы, которые анализируют данные о ценах и могут сообщать, например, о случаях отклонения цен от рекомендованных. По предположению А. П. Тенишева, подобные программы активно используются в российском ритейле и могут приводить к координации цен. Например, такой мониторинг цен может сопровождаться обращением производителей к перепродавцам с требованием о приведении установленных цен в соответствие с рекомендованными. Более того, подобные программы могут служить механизмом отслеживания соблюдения условий картеля.

А. Н. Цыганов упомянул, что данное расследование было начато во много благодаря международному сотрудничеству, в частности благодаря визиту Ариэля Эзрахи, эксперта, исследующего, в том числе, проблемы конкуренции, возникающие в цифровую эпоху.

Отвечая на вопросы участников круглого стола, А. П. Тенишев отметил, что само по себе использование компьютерных программ для мониторинга цен не запрещено. Определяющим фактором при решении вопроса о наличии либо отсутствии нарушения антимонопольного законодательства будет то, какие действия совершает субъект после получения такой информации, предпринимает ли он меры для принудительного исправления цен, установленных на рынке отдельными компаниями. В то же время, настройка соответствующих программ на отслеживание отклонений от рекомендованных цен может косвенно свидетельствовать о том, что она предназначена для совершения правонарушения.

Далее А. П. Тенишев рассказал о том, как компьютерные программы используются для участия и обеспечения победы в электронных торгах. Такие программы могут быть настроены на поиск торгов и автоматическое участие в них путем снижения цены в размере шага аукциона, а в отдельных случаях также и на автоматическое подписание договора электронной цифровой подписью.

А. П. Тенишев также отметил, что при проведении расследований ФАС России может сталкиваться с техническими сложностями, связанными с тем, что хозяйствующие субъекты препятствуют проведению проверок, в том числе используя более совершенные цифровые технологии или уничтожая доказательства. В связи с этим, в настоящее время ведется работа над законопроектом о введении оборотного штрафа за создание препятствий при проведении проверок. Участники дискуссии отметили, что подобная мера длительное время успешно реализуется в Европейском союзе.

Далее А. П. Тенишев ответил на вопрос о проблеме получения антимонопольным органом доступа к личной информации сотрудников при выгрузке данных с компьютеров сотрудников во время проведения проверок (личные фотографии, медицинские данные и др.). А. П. Тенишев сообщил, что существует механизм, позволяющий лицам защитить подобную информацию: лицо может обратиться с соответствующим требованием к должностному лицу антимонопольного органа, после чего такая информация будет удалена из данных, скопированных антимонопольным органом, в присутствии такого лица и с составлением протокола.

Затем участники круглого стола обсудили вопрос о получении антимонопольным органом доступа к информации, составляющей коммерческую тайну. А. П. Тенишев отметил, что самого по себе утверждения компании о том, что тот или иной документ содержит коммерческую тайну, недостаточно для того, чтобы антимонопольный орган соблюдал в отношении данной информации соответствующий режим. В такой ситуации ФАС России просит компанию пояснить, на каком основании данная информация является коммерческой тайной. При этом речь идет, главным образом, о соблюдении формальных процедурных требований, установленных законом «О коммерческой тайне» (наличие приказа руководителя об отнесении документов к коммерческой тайне, пометка на документе, включение документа в соответствующий перечень и др.), а не о содержании данной информации. А. П. Тенишев также упомянул, что в последнее время ФАС России часто отказывает в соблюдении конфиденциального режима, поскольку компании не могут объяснить, на каких основаниях такая информация, по их мнению, является коммерческой тайной.

Участники круглого стола также обсудили проблему вынесения антимонопольным органом решений о нарушении антимонопольного законодательства на основании доказательств, к которым компания, признанная нарушителем, не имела доступа вследствие отнесения соответствующей информации к коммерческой тайне. А. П. Тенишев отметил, что такая проблема действительно существует, однако в данной ситуации необходимо соблюдать баланс интересов. При этом попытка частичного решения этого вопроса была реализована в четвертом антимонопольном пакете. Кроме того, по мнению А. П. Тенишева, в некоторой степени решению проблемы способствует упомянутая выше практика антимонопольного органа об отказах в отнесении информации к коммерческой тайне при отсутствии соответствующего обоснования со стороны компании.

Также А. П. Тенишев отметил, что принципиальное разрешение данной проблемы без решения законодателя невозможно и что, вероятно, следует разработать соответствующие поправки в закон. А. Суббот отметил, что работу над соответствующим законопроектом начала рабочая группа, сформированная в Ассоциации антимонопольных экспертов, что, однако, не исключает возможность и необходимость участия в данном процессе корпоративных юристов.

Далее А. П. Тенишев рассказал о взаимодействии между заказчиками и участниками торгов при проведении закупок. Он пояснил, что заказчик может общаться с потенциальными поставщиками, изучать предложения на рынке, однако запрещено проводить переговоры, которые могут привести к ограничению конкуренции на торгах. В частности, речь может идти о составлении конкурсной документации, условиям которой соответствует продукция одного производителя. Участники дискуссии отметили особую сложность решения данной проблемы при проведении закупок высокотехнологичных товаров, поскольку выбор того или иного технологического решения зачастую может предопределить результат торгов.

Говоря об уголовном преследовании сговоров на торгах, А. П. Тенишев рассказал, что недавно было вынесено два приговора в отношении должностных лиц заказчиков за такие сговоры. В данных делах предопределение того, кто будет победителем на торгах, без совершения сопутствующих преступлений (например, получения взятки) было квалифицировано по ст. 285 УК РФ как злоупотребление должностными полномочиями. Также в настоящее время ведется расследование нескольких уголовных дел о картелях на торгах, по условиям которых заранее определенный победитель торгов выплачивал также заранее определенному проигравшему участнику компенсацию. А. П. Тенишев указал, что в таких делах возможна квалификация указанных действий по ст. 204 УК РФ в качестве коммерческого подкупа.



Информационные партнёры

Фотогалерея события

1–2122–4243–6364–8485–105106–126