Мероприятия ОКЮР, фотогалереи
Круглый стол из цикла «Диалог с властью» «Диалог с Евразийской экономической комиссией»
Программа
23 ноября 2020 г. члены ОКЮР провели в режиме ВКС круглый стол в рамках цикла «ДИАЛОГ С ВЛАСТЬЮ» с участием руководителей департаментов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в сфере конкуренции и антимонопольного регулирования: Алией Джумабаевой, директором Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок, и Алексеем Сушкевичем, директором Департамента антимонопольного регулирования. Модераторами встречи выступили Александра Нестеренко, президент Ассоциации «НП «ОКЮР» и Антон Суббот, партнер Baker McKenzie.
Алия Джумабаева отметила важность взаимодействия с юридическим и бизнес-сообществом для ЕЭК: «Такие встречи полезны, потому что у нас устанавливается обратная связь с вами, мы можем анализировать ваши предложения для того, чтобы в дальнейшем совершенствовать право Союза. Эти встречи не просто приветствуются — они важны для нас». Она рассказала участникам круглого стола о текущей работе по внесению изменений в нормативные акты, которыми руководствуется ЕЭК в своей деятельности. В частности, уже сейчас на стадии ратификации в странах-участницах ЕАЭС находятся важные изменения в Договор о ЕАЭС — введение институтов предупреждения и предостережения (аналогичных институтам, предусмотренным в законодательстве стран-участниц) и предусматривающие разработку порядка освобождения от ответственности при добровольном заявлении о заключении хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) соглашения, недопустимого в соответствии с пунктами 3 — 5 статьи 76 Договора о ЕАЭС, а равно участии в нем (далее — порядок освобождения от ответственности). Исходя из этих изменений, которые, как ожидается, вступят в силу в начале следующего года, ЕЭК ведет работу над действующими и новыми актами, регламентирующими соответствующие процедуры.
Так, порядок рассмотрения заявлений будет также регламентировать процедуру выдачи предупреждения, а также необходимость проведения анализа рынка уже на этом этапе (сейчас такой анализ проходит на этапе расследования). Предусматривается по инициативе Департамента антимонопольного регулирования (далее — ДАР) проведение консультаций в случае необходимости (такую необходимость, состав участников консультаций ДАР будет определять самостоятельно). В рамках таких консультаций компании смогут донести свою позицию, в том числе, и по предупреждению. Порядок проведения расследований будет предусматривать сбор доказательств нарушения или его отсутствия, а также возможность проведения дополнительного анализа рынка. На этапе рассмотрения дел компании смогут предоставить дополнительные документы, например, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. В методике расчета штрафов появится положение о том, что перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым. Например, субъект может выполнять иные, не предусмотренные в перечне методики действия, которые играют существенную роль в проведении Комиссией расследования, рассмотрении дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничном рынке и восстановлении условий конкуренции, и могут рассматриваться в качестве смягчающих обстоятельств, подлежащих применению при расчете штрафа. Также ЕЭК ведет работу над двумя совершенно новыми актами: правила вынесения предостережений и порядок освобождения от ответственности.
При этом ЕЭК уже внесла в порядок рассмотрения дел положение о возможности приостановить сроки рассмотрения дела в связи с введением ограничений в странах-участницах, связанных с ухудшением эпидемиологической обстановки либо введением военного или чрезвычайного положения, делающие невозможным участие в рассмотрении дела.
В продолжение круглого стола Алексей Сушкевич рассказал участникам о правоприменительной практике ЕЭК за 2020 г.: ЕЭК рассмотрела 23 заявления (в основном, о злоупотреблении доминирующим положением и недобросовестной конкуренции), выдала по ним 9 предложений, провела 11 расследований (часть из них еще продолжаются) и рассмотрела 10 дел. В сфере внимания ЕЭК оказались различные отрасли, в том числе рынки медицинской техники и расходных материалов, лекарственных препаратов, услуг международного роуминга, кабельно-проводниковой продукции, изоляционных древесно-волокнистых плит, шин, трансформаторной стали, угля, продуктов питания, услуг по сертификации аудиторов и бухгалтеров и др.
Рассказывая о наиболее важных заявлениях и делах, рассматриваемых ЕЭК, А. Сушкевич отметил текущие сложности и вопросы, с которыми сталкивается комиссия на практике, в том числе, сложность разрешения дел о недобросовестной конкуренции в связи с отсутствием наднационального регулирования в сфере интеллектуальной собственности, проблема исполнения решений ЕЭК, вопрос юрисдикции ЕЭК на рынке сжиженного газа, позиция участников рынка о трансграничности услуг международного роуминга, вопрос соотношения действий ассоциации и ее членов и др. Спикер также отметил успешный опыт применения предложения как инструмента «мягкого регулирования» по ряду заявлений.
А. Сушкевич рассказал подробности некоторых прошедших и текущих дел 2019-2020 гг., в том числе, о решении по делу о картеле на рынке кохлеарной имплантации (раздел рынка между дистрибьюторами по территориальному принципу), решении по делу по координации на рынке шин для легковых автомобилей (дело было прекращено в связи с разъяснениями Суда ЕАЭС о невозможности квалифицировать как координацию взаимоотношения сторон, состоящих в вертикальных отношениях), дело по жалобе о распространении недостоверной информации ассоциацией и др.
Директор Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК также обратил внимание на заинтересованность ЕЭК в защите конкуренции на цифровых рынках: «Комиссия прекрасно понимает, что участники рынков в цифровой экономике действуют в международном масштабе — это заведомо трансграничные рынки. Мы сейчас выбираем направления приложения своих сил, чтобы это было полезно всем и создавало определённость и предсказуемость в цифровой экономике.»
В завершение круглого стола участники обсудили иные волнующие бизнес вопросы правоприменения. Так, отвечая на вопросы участников круглого стола, А. Сушкевич пояснил, что распределение территорий между дистрибьюторами может быть допустимым, если оно осуществляется в рамках вертикальных соглашений. Опасения должны возникать, если доля компаний, участвующих в вертикальном соглашении, превышает 20% или когда дистрибьюторы поддерживают раздел рынка самостоятельными действиями и координируют свое поведение друг с другом (например, отказываясь от продажи товара при обращении потребителя), вступая таким образом, в картельный сговор. По вопросу легализации параллельного импорта, А. Сушкевич отметил, что комиссия ожидает решения данного вопроса странами-участницами на уровне права ЕАЭС.
Александра Нестеренко в завершение предложила представителям Евразийской экономической комиссии помощь членов ОКЮР в экспертизе и выработке позиции юристов бизнеса по проблемам, возникающим на трансграничных рынках.
Материал подготовлен Нигяр Масимовой, юристом Бейкер и Макензи, и пресс-службой ОКЮР