Разделы сайта

Блог Президента ОКЮР Александры Нестеренко

29 декабря 2019
ДРУЗЬЯ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!
Когда я думала над заголовком, то скучные «Итоги года» и «Главное за 2019 год» отложила ср...
15 ноября 2019
ВАЖНО ЛЮБИТЬ ТО, ЧТО ДЕЛАЕШЬ! ГЛАВНЫЕ ЮРИСТЫ О СМЫСЛАХ ЖИЗНИ
Мы надолго заряжены прекрасным настроением,сплотившим нас на Годовом сборе 100 главных юристов...
28 октября 2019
ОКЮР СТАЛ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ПАРТНЁРОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ В РЕФОРМЕ КНД
С лета 2019 года члены ОКЮР направляли своих экспертов в формируемые Аппаратом Правительства ...
30 мая 2019
ТРИ НАГРАДЫ НА ПМЮФ
Когда Елена Борисенко, Советник Министра юстиции, и Юрий Любимов, самый молодой заместитель...
15 апреля 2019
УШЁЛ ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЁВ
Неожиданно от нас ушёл великий юрист, учёный, государственный деятель, дипломат и прекрасный...



Мероприятия, Фотогалереи, Пресс-релизы ОКЮР

II научно-практическая конференция-дискуссия «Возможна ли модернизация при современной системе регулирования налоговых правоотношений: взгляд профессионального сообщества на пути решения проблемы»




Партнеры конференции:

Пепеляев

28 января 2011 г., 9:00-14:00
Место проведения: Москва, ул. Балчуг, д. 1, отель «Балчуг Кемпински», зал «Владимир».

Посмотреть презентации докладчиков >>

(только для членов ОКЮР)

Материалы конференции >>

Статья о мероприятии >> («Юридическая газета», февраль 2011)

Видео о мероприятии >> («Закон ТВ»)



Программа конференции

Налоговые инициативы ОКЮР

28 января 2011 г в отеле Балчуг Кемпински Объединение Корпоративных Юристов при поддержке международной аудиторско-консалтинговой фирмы «PricewaterhouseCoopers», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и юридической фирмы «Pepeliaev Group» провело 2-ую научно-практическую конференцию-дискуссию «Возможна ли модернизация при современной системе регулирования налоговых правоотношений: взгляд профессионального сообщества на пути решения проблемы».

Модератором конференции выступил Руслан Ибрагимов, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО «МТС», член Правления ОКЮР.

Данной конференцией Объединение Корпоративных Юристов продолжило обсуждение особенностей функционирования налоговой системы РФ и тенденций ее развития, в контексте влияния указанных факторов на риски инвестирования в экономику РФ.

В рамках 2-ой научно-практической конференции были также рассмотрены и обсуждены практические шаги ОКЮР по выполнению резолюций конференции 12 ноября 2010 г.

Обсуждение вопросов в новом фомате — формате профессиональной дискуссии с участием представителей государства, научного и экспертного сообществ, представителей российских и международных компаний — выражает позицию ОКЮР о качественно новой роли корпоративных юристов: основанной на детальном знании бизнеса, высоком профессиональном потенциале возможности прогнозирования и влияния как на операционные риски компаний, так и на отраслевые и «страновые» риски.

В рамках конференции прошли следующие дискуссии:


Конкуренция правоприменения

В дискуссии приняли участие Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы «Pepeliaev Group», Константин Соловьев, менеджер по налоговым вопросам ЗАО «Алкатель-Лусент», Павел Катков, директор юридического департамента ОАО «Система Масс-медиа», Марианна Лыткина, старший юрисконсульт по налоговым вопросам ОАО «МегаФон», Дмитрий Корнев, директор департамента налогового администрирования ОАО «МТС».

По итогам обсуждения ОКЮР сформулирована позиция о необходимости внесения в законодательство о налогах и сборах норм, определяющих порядок и условия реализации права налоговых органов на изменение юридической квалификации заключенных налогоплательщиком сделок.

Необходимость изменений обусловлена следующими обстоятельствами:

  • Отсутствие в налоговом законодательстве определения понятия «юридическая квалификация сделки», соединенное с толкованием п.п. 3) п. 2 ст. 45 НК РФ, допускающим, что изменение такой квалификации может служить самостоятельным и достаточным основанием для возникновения обязанности по уплате налога порождает ситуацию, при которой налоговые органы продолжают предъявлять налогоплательщикам претензии, основанные на предполагаемом нарушении налогоплательщиком отдельных требований гражданского законодательства или законодательства, регулирующего отдельные виды предпринимательской деятельности, даже в том случае, когда деловая цель и реальность осуществленной налогоплательщиком операции установлена налоговым органом;
  • Упоминание возможности налогового органа по переквалификации сделки только в ст. 45 НК РФ, определяющей порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора, обусловило отсутствие в законодательстве детальной процедуры реализации налоговым органом указанного права;
  • Отсутствие законодательно установленного порядка переквалификации, предусматривающего основания, пределы, распределение бремени доказывания и иные элементы такой процедуры, не может быть эффективно восполнено исключительно судебной практикой. Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 и от 10.04.2008 г. № 22, введя в практику элементы доктрины деловой цели, оставили неразрешенным ряд актуальных проблем применения данного института.

Устранение подобной правовой неопределенности будет способствовать существенному снижению рисков налогоплательщиков при планировании и осуществлении хозяйственных операций.


Специальные методы коррекции налоговой базы: к чему готовиться?

В дискуссии приняли участие Сергей Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России; Татьяна Илюшникова, начальник отдела налогового стимулирования Минэкономразвития РФ; Екатерина Лазорина, партнер «PricewaterhouseCoopers»; Татьяна Малинина, заведующий лабораторией налоговой политики Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара; Нани Карчава, начальник департамента налоговой политики ОАО «МегаФон»; Римма Абдрахимова, ведущий специалист отдела налогового планирования и администрирования ОАО «АНК Башнефть»; Валерий Лобарев, ведущий юрист ОАО «Система Масс-медиа»; Рустам Вахитов, руководитель группы услуг по международному налогообложению «Pepeliaev Group».

ОКЮР отмечает, что установление и регулирование налогового законодательства с учетом экономической конъюнктуры и текущих мировых тенденций является неотъемлемым правом государства.

Принятие Правительством РФ Постановления от 24.02.2010 N 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество», внесение законопроектов о трансфертном ценообразовании и консолидированном налогоплательщике свидетельствует о готовности Российской Федерации к качественному изменению законодательства о налогах и сборах.

Вместе с тем:

  • Заявленные инициативы по изменению налогового законодательства повышают уровень неопределенности в отношении размера налогового беремени и требуют внесения значительных изменений в существующие корпоративные процедуры и бизнес-процессы;
  • Необходимость стабильности для обеспечения экономического роста включает в себя и предсказуемость изменений в налоговом праве, связанных с корректировкой налоговой базы. Принятие таких изменений должно осуществляться с учетом мировой практики, и не создавать при этом избыточных барьеров для экономической деятельности налогоплательщиков.

Объединение Корпоративных Юристов полагает, что в числе основных направлений совершенствования системы налогового регулирования должны быть следующие:

  1. Предварительное обсуждение вновь принимаемых методов налогового регулирования с профессиональным сообществом налоговых юристов, широким кругом экспертов, включая представителей налогоплательщиков;
  2. Предоставление налогоплательщикам временного периода для адаптации к вводимым изменениям и отладки корпоративных процедур и бизнес-процессов.

ОКЮР также отмечает, что предлагаемые законопроектом критерии консолидированного налогоплательщика приведут к тому, что применение этого института будет ограничено отдельными отраслями (нефте- и газо-добыча и транспорт), что может значительно отстрочить или затруднить его внедрение в иных отраслях экономической деятельности в России.


Парафискальные платежи: атавизм или будущее

В дискуссии приняли участие Сергей Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России; Илья Кучеров, профессор Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, Дмитрий Корнев, директор департамента налогового администрирования ОАО «МТС»; Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы «Pepeliaev Group», Елена Семагина, руководитель службы налоговой экспертизы дирекции по налогам ОАО «ВымпелКом».

ОКЮР отмечено возрастание в системе публичных финансов роли обязательных отчислений, не относимых НК РФ к налогам и сборам.

В связи с этим ОКЮР считает необходимым построение общей внутренне согласованной системы обязательных платежей, направляемых на публичные нужды. Построение такой системы исключит риск размывания налоговой системы РФ, снимет неопределенность прав и обязанностей плательщиков, обусловленную различием в уровне регламентации процесса администрирования налогов и обязательных платежей, не предусмотренных НК РФ; позволит снизить риск увеличения эффективной фискальной нагрузки на бизнес.

Объединение Корпоративных Юристов полагает, что основными направлениями совершенствования системы обязательных платежей могут быть:

  1. Признание и реализация принципа публичной природы обязательных платежей: элементы обязательности платежей в сфере частноправового регулирования должны быть ограничены случаями государственного регулирования тарифов на услуги в предусмотренных законом случаях;
  2. Признание и реализация принципа исключительности обязательных платежей, не предусмотренных НК РФ; при выборе механизма финансирования публичных расходов приоритет должен сохраняться за налогами; обязательные платежи, имеющие целевой характер, должны иметь экономическое основание и следовать его судьбе;
  3. Закрепление на уровне федерального закона процедуры администрирования обязательных платежей, не предусмотренных НК РФ.

По предложению Руслана Ибрагимова, вице-президента по корпоративным и правовым вопросам ОАО «МТС», члена Правления ОКЮР, по рассмотренным вопросам конференцией были приняты резолюции с обращением в адрес Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной налоговой службы, Государственной Думы РФ.

По итогам рассмотрения ответов, полученных от Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной налоговой службы на предложения, утвержденные конференцией 12 ноября 2010 г., ОКЮР принято решение о формировании рабочей группы по разработке детального предложения по «риск ориентированному» подходу к налоговому контролю крупнейших налогоплательщиков.


Пресс-релиз по итогам I научно-практической конференции

Материалы первой конференции (только для членов ОКЮР)


Информационные партнеры



Из выступлений...

Александра Нестеренко, президент, Объединение Корпоративных Юристов:
Надеюсь, что последовательное обсуждение вопросов на обеих конференциях по теме «Модернизация и налоги», организованных Объединением Корпоративных Юристов, положит начало постоянно действующему форуму юристов-экспертов в налоговом законодательстве».

Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп»:
«Необходимо включить в налоговое законодательство те доктрины и подходы, которые сложились в судебной практике по вопросу о налоговых последствиях при несоответствии правовой формы сделки ее экономическому содержанию и по вопросу о пределах осмотрительности при выборе контрагентов. При этом необходимо ориентироваться на передовой европейский опыт, выраженный в решениях Европейского суда справедливости и Европейского суда по правам человека. Это позволит добиться главного – определенности для налогоплательщиков и обязательности для налоговых органов».

Екатерина Лазорина, партнер, услуги в области налогообложения PwC:
В России в ходе своего выступления рассказала о методах коррекции налоговой базы: "Установление и регулирование налогового законодательства с учетом экономической конъюнктуры и мировых тенденций – неотъемлемое право любого государства. Проблема недополучения доходов бюджетами государств и уклонения от уплаты налогов ощущается весьма остро. Россия также активно следует международной практике в сфере налогообложения и ищет возможные пути противодействия уклонению от уплаты налогов и увеличения доходов бюджета. В долгосрочной перспективе налоговая политика должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики".

Римма Абдрахимова, ведущий специалист Отдела налогового планирования и администрирования, ОАО «АНК Башнефть»:
ОАО АНК «Башнефть» полагает, что специальные методы коррекции налоговой базы, принятые в мировой практике (трансфертное ценообразование, правило тонкой капитализации, правило контролируемой иностранной компании и др.), безусловно, должны применяться и в России. Однако на практике необходимо изменять бизнес-процессы, связанные с повышением степени определенности во взаимоотношениях с контролирующими органами. Этого можно достичь посредством повышение роли института предварительного согласования с финансовым ведомством / налоговым органом порядка учета по принципиальным вопросам до совершения операции и ее отражения в декларации с освобождением от налоговой ответственности, а также четкое соблюдение принципа прогнозируемости изменений законодательства и устойчивости судебной доктрины для большей определенности в будущем относительно правомерного / неправомерного поведения налогоплательщика. В итоге все эти мероприятия призваны усилить привлекательность российского рынка как для отечественных, так и для иностранных инвесторов».

Нани Карчава, начальник департамента налоговой политики, ОАО «МегаФон»:
Одним из инструментов, позволяющим сократить затраты на налоговый контроль основных участников налоговых правоотношений, является одновременное принятие законов о трансфертном ценообразовании и консолидированном налогоплательщике при условии возможности их одновременного использования налогоплательщиком и исключении участников консолидированной группы из числа субъектов, в отношении которых осуществляется контроль за трансфертным ценообразованием по внутригоупповым сделкам.

Константин Соловьёв, менеджер по налоговым вопросам, ЗАО «Алкатель-Лусент»:
Налоговый орган в процессе проведения проверки и взыскания сумм, доначисленных вследствие переквалификации сделок, имеет возможность вообще не обосновывать переквалификацию договора, а осуществлять принудительное взыскание задолженности без обращения в суд. Это означает, что на практике часто складывается ситуация, когда гарантии, предусмотренные законодательством для защиты прав налогоплательщика при переквалификации сделок, налоговым органом не соблюдаются, что существенно затрудняет защиту налогоплательщиком своих прав.

Марианна Лыткина, старший юрисконсульт по налоговым вопаросам, ОАО «МегаФон»:
В настоящее время сложилась порочная практика, при которой бремя доказывания в суде переложено с налогового органа на налогоплательщика в случае юридической переквалификации сделки налоговым органом. В то время в соответствии со ст. 45 НК РФ именно налоговый орган должен обращаться в суд за взысканием налога при изменении юридической квалификации сделки и доказывать свою правоту. Поэтому необходимы качественные изменения в налоговое законодательство с целью четко определить понятие налоговой переквалификации и соответствующие полномочия налоговых органов.

Павел Катков, директор юридического департамента, ОАО «Система масс-медиа»:
Налоговые отношения, повышение их прозрачности и предсказуемости являются, пожалуй, одной из главных задач российского юридического сообщества. И в этом немаловажно учесть и правильно применить зарубежный, в первую очередь - европейский опыт построения официального конструктивного взаимодействия между налогоплательщиками и органами власти.


Отзывы о конференции

Абдрахимова Римма, ведущий юрист отдела нал. Планирования и администрирования ОАО АНК «Башнефть»:
Отличная площадка для обсуждения актуальных проблем в сфере налогообложения.

Анучкина Наталья, старший юрисконсульт ОАО «Первая грузовая компания»:
Конференция прошла на достойном уровне. Хотелось бы больше услышать мнений по заявленным вопросам представителей госорганов.

Калитина Светлана, руководитель корпоративного отдела ООО «Amway»:
Одна из лучших площадок для семинаров/конференций в Москве; удобное время проведения и нормальная продолжительность мероприятия.

Кучерова Алла, директор по внутреннему аудиту, ГК «Связной»:
Отличная организация.

Лобарев Валерий, ведущий юрист, ОАО «Система Масс-медиа»:
Конференцией созданы условия для обмена мнениями профессиональных юристов как внутри корпоративного сообщества, так и с юристами и представителями научных институтов и государственных органов, спасибо.

Лыткина Марианна, старший юрисконсульт по налоговым вопросам, ОАО «МегаФон»:
Высокая организация мероприятия.

Рудницкая Любовь, ГК «Агентство по страхованию вкладов»:
Организация конференции отличная! Отмечу: системно составлена программа работы — спасибо.

Смирнова Наталья, начальник управления правового сопровождения, ОАО «Национальная нерудная компания»:
Прекрасно подобран состав докладчиков; отдельное спасибо Руслану Ибрагимову за прекрасное ведение конференции. Предлагаю предусмотреть возможность направления вопросов основным докладчикам с тем, чтобы они были освещены в ходе конференции.


О партнерах

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) является ведущим телекоммуникационным оператором в России и странах СНГ. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 103 миллионов абонентов. Население 82 регионов России, а также Армении, Беларуси, Украины, Узбекистана, Туркменистана, где МТС и ее дочерние предприятия имеют лицензии на оказание услуг в стандарте GSM, составляет более 230 миллионов человек. С июня 2000 года акции МТС котируются на Нью-йоркской фондовой бирже под кодом MBT. В 2010 году бренд МТС третий год подряд признан самым дорогим российским брендом в числе ста лидирующих мировых брендов по рейтингу BRANDZ™, опубликованному Financial Times и международным исследовательским агентством Millward Brown.
«Пепеляев Групп» — крупнейшая российская юридическая компания, предоставляющая полный спектр правовых услуг во всех регионах России, странах СНГ и за рубежом. В двух офисах компании, Москве и Санкт-Петербурге, работает более 160 юристов. Ключевыми практиками компании являются: налоговая практика/налоговые консультации и разрешение налоговых споров; корпоративная практика; практика разрешения споров; юридическое сопровождение инвестиционных проектов; коммерческая/M&A практика; интеллектуальная собственность; коммерческая/промышленная недвижимость и строительство, природные ресурсы; таможенное право и валютное регулирование, уголовно-правовая защита бизнеса. Клиентами компании «Пепеляев Групп» являются более 800 российских и зарубежных компаний и организаций различных отраслей экономики, среди которых крупнейшие игроки рынка, лидеры в соответствующих отраслях. Более 60% наших клиентов составляют международные компании и корпорации, многие из которых осуществляют долгосрочные инвестиции на территории России.
PwC Россия (www.pwc.ru) предоставляет компаниям разных отраслей аудиторские услуги, услуги в области бизнес-консультирования, налогообложения и права. Наши услуги направлены на увеличение стоимости бизнеса наших клиентов и их акционеров, а также его ценности для общества в целом. Более 161 000 сотрудников в 154 странах глобальной сети фирм PwC используют свои знания, богатый опыт и творческий подход для разработки практических советов и решений, открывающих новые перспективы для бизнеса.
Под «PwC Россия» понимаются фирмы сети PwCIL, осуществляющие деятельность в России.

Фотогалерея события



Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 

©2009-2020, Объединение Корпоративных Юристов
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

RSS
Контакты

Вход для членов ОКЮР, получить пароль
Вход для пользователей блогов