Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Новости ОКЮР

Вещные права в проекте ГК РФ - итоги обсуждения в общественной палате

18 декабря 2014г. в рамках Российско-германского круглого стола «Проблемы законодательства о вещных правах: обсуждение проекта поправок к Гражданскому кодексу», проведённого под эгидой Общественной Палаты Российской Федерации, под руководством В.Ф. Яковлева, советника Президента РФ, председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, и Л.Ю. Михеевой, председателя Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, заместителя руководителя Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, прошло обсуждение и острая дискуссия по проекту поправок в ГК РФ по вещным правам.

На данном обсуждении присутствовали представители Минэкономразвития РФ, профильного комитета Государственной Думы РФ, крупнейших российских производственных компаний, юридически консультанты, общественные организации. С докладами выступили В.Ф. Яковлев, Х.Бёллинг, председательствующий судья Высшего земельного суда г. Бремена (Германия), представитель Федерального министерства юстиции Германии В.Маркс, руководитель отдела законодательства о вещных правах Исследовательского центра частного права О.М. Козырь, руководитель отдела законодательства о юридических лицах Исследовательского центра частного права- А.А. Маковская. Обзор предстоящих изменений сделал Р.С. Бевзенко - партнёр адвокатского бюро «Пепеляев и партнёры». Своё мнение по изменениям в ГК РФ высказали представители крупнейших компаний (таких как ОАО «Газпром»), а также члены ОКЮР, присутствующие на данном мероприятии.

Основная мысль разработчиков Проекта, озвученная советником Президента РФ В.Ф. Яковлевым и поддержанная другими спикерами, заключается в том, чтобы дать возможность использовать в гражданском обороте всю полноту и разнообразие (включая владельческую защиту) вещных прав. При этом список этих вещных прав в проекте ГК РФ не ограничивается лишь правом собственности; он включает в себя десять видов ограниченных вещных прав, многие из которых очень хорошо известны и широко используются в других юрисдикциях (например, в Германии). Они позволяют устанавливать господство над вещью и привязывать возникающие обязательства именно к вещи (включая право следования), а не к лицу (в отличие от обязательственного права). А это в свою очередь, обеспечивает стабильность гражданского оборота, стабильность для бизнеса и стабильность для государства.

Причём это разнообразие ограниченных вещных прав направлено, в том числе, на стабильность в отношении использования чужого недвижимого имущества, включая земельные участки. По мысли разработчиков, земельные участки как основной наиболее ценный актив в любом обществе и государстве, должен быть предоставлен именно на вещном праве, обеспечивающим максимальную защиту как собственнику, так и владельцу на основании ограниченного вещного права. Практика, которая сложилась сегодня в отношении предоставления и использования земельных участков на праве аренды (независимо от срока такого предоставления), названа участниками дискуссии порочной, не защищающей права пользователя такого имущества со стороны собственника участка (включая возможное злоупотребление правом), не гарантирующей стабильности оборота.

В частности, в проекте ГК РФ предусмотрены возможность использования таких ограниченных вещных прав, как право ограниченного владения земельного участка, право вещной выдачи, право застройки (которое призвано заменить временную аренду земельного участка, предоставленного под строительство), право личного пользования (узуфрукт), сервитут с различными возможностями его использования и некоторые другие.

Кроме того, участниками обсуждения были затронуты вопросы, связанные с институтом ипотеки как ограниченном вещном праве, вопросы регистрации прав на недвижимое имущество и принципа публичной достоверности сведений в реестре, роли нотариата при осуществлении сделок с недвижимым имуществом. Немецкие коллеги поделились своим опытом по данным вопросам.

Во второй части дискуссии выступили представители бизнес сообщества, представители общественных объединений. ОКЮР также обозначило свою позицию по проекту изменений в ГК.

Бизнес высказал озабоченность, связанную с возможной необходимостью изменения сложившейся практики предоставления и использования земельных участков на праве аренды. Представитель ОАО «Газпром» - С.В. Антонова, первый заместитель начальника Департамента по управлению имуществом и корпоративным отношениям, сообщила, что 90% земельных участков, используемых сегодня в группе, предоставлены именно на праве аренды. Их переоформление может занять значительное время и потребовать дополнительных средств, что в сегодняшней экономической ситуации нецелесообразно.

Представители ОКЮР в свою очередь заметили, что для бизнеса, в первую очередь, необходима стабильность оборота и прогнозируемость последствий таких изменений. В следующем году вступают в силу новые поправки в земельное законодательство, при этом изменения в Гражданский кодекс о вещных правах еще не приняты. Это может вызвать определенные сложности для бизнеса (даже несмотря всю прогрессивность изменений Земельного кодекса).

Кроме того, с целью сохранения стабильности оборота, было озвучено предложение о законодательном закреплении в Законе о введении в действие раздела ГК о вещных правах принципа сохранения уже заключенных договоров аренды на срок их действия (что частично отражено в п.11 ст. 2 проекта Закона о введении в действие) и отсутствия необходимости их переоформления в соответствии с новыми требованиями ГК; необходимость закрепления принципа «публичной достоверности» сведений государственного реестра прав на недвижимое имущество. В итоге поправки в ГК не должны допустить лишние административные барьеры для бизнеса.

Завершая круглый стол, Л.Ю. Михеева отметила, что по его итогам будет подготовлена резолюция со всеми высказанными предложениями, которая будет направлена в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству с целью дальнейшего продвижения данного проекта закона и его скорейшего принятия.