Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 1114  Контакты

Мероприятия ОКЮР, фотогалереи

Как меняются подходы к надзору и контролю в условиях пандемии обсудили на LF 9 1/2

11 апреля 2020 года
Место проведения: Он-лайн формат

Посмотреть тезисы спикеров сессии >>

(только для членов ОКЮР)

О сессии на сайте ПМЮФ

В "Адвокатской газете"

Александра Нестеренко, президент Ассоциации «НП «ОКЮР», 11 апреля 2020 года выступила модератором дискуссии на ПМЮФ на тему «Взвешенный контроль и надзор: оперативные решения во время пандемии».

Участники дискуссии:

Речь шла о том, как меняются подходы к надзору и контролю в условиях пандемии. Как известно, реформа контрольно-надзорной деятельности в России началась в прошлом году и идёт полным ходом. Объединение Корпоративных Юристов обеспечивает профильные рабочие группы по реализации механизма регуляторной гильотины высококвалифицированными ответственными секретарями, помогающими избавиться от устаревших требований. Однако сегодняшние реалии вызывают к жизни новые меры.

Что это за меры? Внедряются ли они в жизнь или остаются на бумаге? Что необходимо, чтобы действия достигли результата? Каким должен быть этот результат?

Алексей Херсонцев рассказал о первой оперативной мере, которой стало поручение Председателя Правительства России Михаила Мишустина от 18 марта 2020 года. В соответствии с поручением федеральными органами исполнительной власти было приостановлено назначение проверок по всем видам контроля, регулируемым Федеральным законом № 294-ФЗ, а также выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок.

Второй ключевой мерой стал, принятый в сжатые сроки, Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Закон). О его оперативности говорит уже то, что он был принят в один день сразу в трёх чтениях Государственной Думой.

Третьим важным блоком стала поддержка бизнеса в части действия различных разрешений.

Сергей Белов задался вопросом, в чем должен состоять специальный режим осуществления контрольно-надзорной деятельности – в усилении контроля или, наоборот, в его ослаблении в связи со снижением в целом экономической активности? Как должно осуществляться переосмысление существующих рисков – дополнительная защита граждан и усиление контроля в конкретных сферах (санитарно-эпидемиологической) с ослаблением в отношении других видов контрольно-надзорной деятельности? Или меры дополнительной защиты от государственного вмешательства экономически уязвимых субъектов – малого и среднего предпринимательства?

С. Белов напомнил, что в развитие Закона Правительство РФ 3 апреля 2020 года издало Постановление 438 об особенностях осуществления контрольно-надзорной деятельности в 2020 году, вводящего в отношении субъектов СМП – только внеплановые проверки, в отношении остальных – плановые проверки только в отношении предприятий чрезвычайно высокого, высокого риска и первых классов опасности. Проверки по общему правилу только дистанционно, исключения (выездные проверки) – по согласованию прокуратуры либо по поручению Президента или Правительства.

Учёный предложил подумать над тем, если на целый год можно обойтись без административного контроля и надзора, то он и дальше не будет иметь такой острой необходимости, как это принято считать? Получается коронавирусная экспериментальная надзорная гильотина?

Анна Серебряникова отметила, что в условиях повышенной эпидемиологической опасности для контрольно-надзорной деятельности необходимо дифференцированно подойти к КНД и, возможно, пересмотреть план внедрения инициатив. Все инициативы должны быть в первую очередь сосредоточены на защите жизни и здоровья граждан. При этом те виды КНД, которые затрагивают пострадавшие отрасли должны быть минимизированы, как минимум, до июня 2021 года.

Анна указала на необходимость адресности и эффективности административных мер. «Это комплексная и сложная тема, подчеркнула она, но, похоже, именно сейчас, в ситуации крайней неопределенности и необходимости оперативной реакции на изменяющиеся обстоятельства мы обязаны начать доверять техническим средствам и объективному контролю. Децентрализация принятия решений – тоже подход, но, на мой взгляд, намного более рискованный, чем доверие к технике. И здесь нельзя не упомянуть прогнозирование и предсказание на основе больших данных и алгоритмов машинного обучения (ИИ)».

После ответа на вопросы слушателей ПМЮФ модератор А. Нестеренко подвела итоги дискуссии:

  1. Экстренные меры в сфере контроля и надзора направлены на снижение административной нагрузки на бизнес и граждан, оказавшихся в непростой экономической ситуации и несущих финансовые потери;
  2. Все инициативы должны быть в первую очередь сосредоточены на защите жизни и здоровья граждан. Это главная ценность, охраняемая Конституцией;
  3. Адресное донесение помощи, информирование населения и мониторинг эффективности необходимы для успешной реализации экстренных инициатив;
  4. Проведение проверок дистанционно позволяет максимально сократить количество прямых контактов между представителями органов власти и бизнесом, что является обязательным условием при эпидемии коронавирусной инфекции.

Модератор и спикеры пожелали всем доброго здоровья и силы духа, которые помогут пережить это сложное время и вернуться к нормальной жизни.